Мнемотехника в работе с дошкольниками
консультация

Данный материал поможет, педагогам узнать как можно использовать в работе с детьми мнемотехнику. Воспитатели познакомятся с  готовыми мнемотаблицами  таких авторов, как Т.М. Бондаренко, Т.В. Большова, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко и др. Для воспитателей данный материал поможет открыть огромные возможности для творчества как в образовательной, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx318.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника в работе с дошкольниками

(консультация  для воспитателей)

Мнемотехника ( в переводе с греческого «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает:

-развивать память и логическое мышление;

-сконцентрировать внимание;

-сделать более легким процесс заучивания стихов;

-составлять рассказы и пересказывать тексты.

Эта система хорошо работает с дошкольниками, ибо опирается на наглядно-образное мышление, которое является ведущим в данном возрасте.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Ее структура:

  1. Мнемоквадрат (изображение, обозначающее одно слово или словосочетание, например, дом, дерево, цветок);
  2. Мнемодорожка (таблица, состоящая из четырех картинок);
  3. Мнемотаблица (блок схематических изображений, позволяющий составить рассказ или выучить стихотворение).  

На этапе работы с мнемоквадратами воспитатель объясняет детям значение символов. Сначала детям предлагаются картинки, понятные для восприятия детей, а потом заменяют их схематичными, контурными изображениями предметов.

На этапе работы с мнемодорожками мы  учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.

Затем начинается работа по мнемотаблицам.

Она состоит из трех частей:

1 часть: составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2 часть: перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 часть: после перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотехнику лучше использовать на занятиях с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Таблицы таким детям даются цветные, потому что у детей среднего возраста остаются в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, мышка – серая и т.п. Персонажи желательно «прятать» в графическом изображении, например, лиса – треугольник и круг.

Количество квадратов в мнемотаблице не должно превышать девяти штук, т.к. большее число картинок хуже усваивается.

Для старших дошкольников схемы нужно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркие символические

Рисовать в мнемотаблице можно практически все – персонажей быть понятны детям , а символы – максимально приближены к речевому материалу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается  картинка ( изображение), т.е. все стихотворение зарисовывается схематически. Ребенок, используя эти схемы, воспроизводит все стихотворение по памяти целиком.

http://900igr.net/up/datas/188932/063.jpg

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложение. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц,  то дети могут видеть всех действующих лиц и сконцентрировать свое внимание на правильном построении предложений и на  воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e73/00010c5a-135454b6/hello_html_m53e2f4d5.png

Таким образом, мнемотехника позволяет упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности и помогает проводить обучение в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Воспитатели могут использовать готовые мнемотаблицы таких авторов, как Т.М. Бондаренко, Т.В. Большова, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко и др. Но если нет подходящих по теме готовых таблиц, то их легко можно создать самим, привлекая к этому процессу детей.

Для воспитателей использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества как в образовательной, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкол...

Презентация "Мнемотехника в работе с дошкольниками с ТНР"

Использование мнемотехники в логопедии...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...

Педсовет "Мнемотехника в работе с дошкольниками"

Мнемотехника (мнемоника) –  искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются оч...

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...