Прензентация на тему: "«Проектный метод в образовательной работе с дошкольниками"
проект

Соколова Марина Васильевна

Современный подход к дошкольному образованию предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений,  через сотрудничество, сотворчество детей и взрослых.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, является проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: «Проектный метод в образовательной работе с дошкольниками»

Слайд 2

Современный подход к дошкольному образованию предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений,  через сотрудничество, сотворчество детей и взрослых.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, является проектная деятельность.

Слайд 3-4

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.

То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Слайд 5

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

Слайд 6

Цель: Содействовать развитию интеллектуальных, познавательных и художественно-эстетических способностей через проектную деятельность детей.

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 7

Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:

1. Определение темы

2. Определение целей

3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:

- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;

- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.

4. Выполнение проекта - практическая часть.

5. Подведение итогов.

Слайд 8

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог должен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Так, в течение учебного года  осуществлялись такие познавательные проекты, как «Народные промыслы», « Необыкновенные снежинки», «Птицы весной».

Немного расскажу о каждом.

 В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.  Так возник краткосрочный проект «Народные промыслы».

Слайд 9

Целью данного проекта является формирование представлений детей о народных художественных промыслах (Городецкая, Дымковская и Филимоновская роспись).

Задачи:

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве;

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.;

Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки;

Воспитывать уважение к работе народных мастеров, эстетические и этические чувства, любознательность.

Слайд 10

Спланировала и предварительные  результаты проекта:

  • Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, городецкой росписи.
  • Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Схема реализации проекта

  • Знакомство детей с прикладным искусством. Стихотворения, рассказы, загадки, поговорки, пословицы.
  • Презентации
  • Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
  • Беседы: «В гости к городецким мастерам», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка»;
  • ООД по художественно-эстетическому развитию «Декоративное рисование узоров элементами дымковской, городецкой и филимоновской росписи»;
  • Работа с родителями.

Слайд 11

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;

• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

• Составление плана работы с детьми по проекту.

• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Слайд 12

2 этап. Практический.

Содержание работы с детьми.

- Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России». 

- Чтение художественной литературы.

- Беседа.

- Рисование «Знакомство с искусством городецкой росписи». 

- Дидактические игра: Народные промыслы.

- Презентация «Городец – город мастеров». 

- Рисование: «Городецкая роспись в полосе, на кружке». 

- Беседа о дымковских игрушках. 

- Лепка «Дымковская барышня».  

- Беседа «Филимоновская игрушка» 

- Презентация: Народные промыслы России. 

- Игра-викторина «Народная игрушка и роспись». Закрепление знаний детей о народных промыслах русского народа.

Слайд 13

ООД «Декоративное рисование узоров элементами дымковской, городецкой и филимоновской росписи». Дети расписывали шаблон по мотивам дымковской, городецкой и филимоновской росписи; выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.

При взаимодействии с родителями было предложено: папки-раскладушки с темой данного проекта, с историей возникновения; чтение литературы и совместное творчество в лепке «Дымковской игрушки».

Слайд 14

3 этапом завершающим стала выставка-ярмарка расписанных шаблонов и викторина по художественным промыслам Городца, Дымки и Филимонова.

Слайд 15

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Слайд 16

Следующей темой проектной деятельности стал проект на зимнюю тему -«Необыкновенные снежинки».

Слайд 17

 Цель: создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Необыкновенные снежинки».
Задачи: 
- Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период.
- Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе.
- Способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
- Способствовать умению применять знания и умения, полученные в исследовательской, познавательной и художественно-эстетической деятельности детей;

- Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, образного мышления, умению замечать изменения в природе.
- Научить детей делать объемные снежинки в технике «Оригами» и «Киригами»;

- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Актуальность 

Реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества. Во время прогулки на участке детского сада дети ловили снежинки на ладошки, рассматривали форму снежинок. Снежинки - звездочки все разной формы. Играя со снегом дети задавали вопросы: «Почему снег липкий?», «Почему снежинки разные?» и т.д. Так появилась идея создания проекта о чудесном явлении природы - снежинки.

Проект «Необыкновенные снежинки» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие).

Слайд18

Предполагаемый результат:

Расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка (снег);

формирование устойчивого познавательного интереса через организацию художественно-творческой деятельности.

Слайд 19

I этап Подготовительный          Содержание деятельности:

  • подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;
  • подготовка материалов для художественного творчества;
  • аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;
  • создание соответствующей развивающей среды.

Формы работы:

  • опыты - эксперименты
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • проведение образовательной деятельности
  • просмотр фильмов, презентаций
  • создание интерактивных игр, д/игр взаимодействие с родителями (подбор литературы, иллюстраций, фотографий)

Слайд 20

II этап – Деятельностный

  • Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».

Речевые упражнения: «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!»

 «Поможем зиме» Какие бывают снежинки? Какой снег?

  • Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»;

С.Козлов «Снежинки»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

  • Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки»
  • Рисование: «Летят снежинки», «Весёлый снеговик», «Волшебные снежинки». Рисование снежинки восковой свечей (групповая работа). 
  • Ручной труд: изготовление цветных снежинок в технике оригами и киригами.
  • Аппликация: «Путешествие снежинок»
  • Лепка: «Снеговик», «Разноцветные снежинки».
  • Физминутка: «С неба падают снежинки».
  • Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали
  • Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка»;
  • Подвижные игры: «Снежки», «Два мороза».

Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу.

  • Проведение опытов со снегом и водой.
  • Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом.

Слайд 21

  •  Работа с родителями:
  • Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников
  • Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей
  • Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций
  • С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей
  • Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Формы работы:

  • мастер – класс «Раз - снежинка, два – снежинка» (совместное изготовление объёмных снежинок);
  • разработка эскиза и совместное изготовление атрибутов для украшения группы к Новому году;

Слайд 22

Изготовление объемных снежинок из полоски бумаги, снежинки, сложенной способом оригами, киригами.

Слайд 23

III этап Завершающий  Результат работы проекта:

  • дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;
  • дети узнали, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок;
  • научились самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства;
  • дети узнали, что у снежинки МНОГО лучиков, снежинки образуются из пара, чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз, чтобы получился снег, нужно много пара, для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно, из воды снежинки не получаются, из воды получается только лед.
  • Научились изготавливать снежинки в разных техниках (оригами и киригами).

Слайд 24

Как результат проведение непосредственно партнерской деятельности
«Необыкновенные снежинки» на РМО, где дети сделали ту снежинку, которая больше всего понравилась.

Выводы:

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снежинках и научиться изготавливать красивые снежинки своими руками.

Слайд 25

Третий проект на весеннюю тему – «Птицы весной»

Детям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Птицы приносят нам много радости своим появлением весной. Разнообразие птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни… А может быть их жизнь не такая и беззаботная. Давайте вместе больше узнаем о птицах, их весенних заботах и, конечно же, поможем им! Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность.

Слайд 26

Цель проекта: Формировать у детей обобщенное представление о перелетных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, обогащать знания детей о жизни перелетных птиц весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

2. Формировать основы экологической культуры, обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животным миром.

3. Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, выражать свои чувства.

5. Привлекать родителей к совместной партнерской деятельности.

Слайд 27

Предполагаемый результат:

1. Освоить и осмыслить детям новые знания,

2. Расширить кругозор и представления ребят о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе,

3.  Узнать о жизни перелетных птиц весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

4. Проявить творческие способности в изобразительной, конструктивной деятельности.

6. Воспитать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, выражать свои чувства.

7. Родителям проявить активность к совместной партнерской деятельности

Слайд 28

Подготовительный этап:

1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

2. Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.

3. Подбор литературного материала: книги о птицах.

4. Подбор информации для реализации проекта через ИКТ:  стихи, загадки, картинки.

5. Пополнение развивающей среды: папка-раскладушка о птицах, литературно-познавательный материал, картинки, дидактические игры, раскраски, схемы рисования птиц.

6. Работа с родителями.

7. Привлечение родителей к текущему проекту.

Слайд 29-30

Основной этап:

Интеграция непосредственно-образовательных областей программы в ходе реализации проекта «Птицы весной»:

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк»

Дидактические игры: «Собери птицу», «Питание птиц зимой» или «Кто чем питается?», «Подбери птичке хвост».

Познавательное развитие. Беседа на темы: «Весна пришла. Прилетели птицы», «Весенние заботы птиц», «Как мы птиц встречали».

Презентации по теме «Перелетные и зимующие птицы», «Перелетные птицы». викторина о зимующих птицах».

Дидактические игры: «Зимующие – перелетные», «Назови птиц», «Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы», «Угадай, чьи следы?»; «Угадай птицу по силуэту»; «Найди, чей домик?»; «Найди часть целого».

Физическое развитие. Русские народные игры: «Гуси», «Филин и пташки», «Коршун».

Подвижные игры «Перелет птиц», «Лягушки и цапли», «Летал, летал воробей», «Найди свое гнездо», «Совушка».

Речевое развитие

ООД «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Беседы с детьми о птицах.

Игровые упражнения: «Чей хвост?» (грачиный хвост у грача и т. д., «У кого кто?», «Кто о ком заботится?», разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка», «Дятел», считалок «Летела кукушка мимо сада…».

Чтение рассказов: В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; А. Тумбасов «Гнездышко», Г. Скребицкий «Крылаты соседи», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Н. Сладков «Скворцы- молодцы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», М. Пришвин «Гости», О. Дриз «Птичий праздник». чтение стихов о птицах и разучивание стихотворений к развлечению.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Пришла весна – прилетели птицы»

Лепка «Птицы»;

Раскрашивание раскрасок по теме «Птицы».

Слайд 31

Работа с родителями:

1. Подборка литературы по теме «Птицы»

2. Для совместной деятельности с детьми предлагается: наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, фотоматериала, чтение книг и организация совместной творческой деятельности «Наши пернатые друзья».

Слайд 32

ООД по художественно-эстетическому направлению в технике «Оригами» «Перелётные птицы».

Слайд 33

Заключительный этап.

Викторина «Птицы – наши друзья», выставка совместного творчества детей и родителей «Наши пернатые друзья».

Анализ.

В ходе реализации творческо-исследовательского проекта «Птицы весной» в подготовительной группе достигнуты определенные результаты:

Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных птицах. Приобретены навыки исследовательской работы, получены новые факты из жизни птиц весной, вызван интерес к жизни птиц. Создан интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству. Сформированы определенные навыки в изображении птиц в разных техниках (художественной и конструирования в технике оригами). Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.


         
Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, т.к. помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в работе с дошкольниками"

Презентация к теоретическому семинару для воспитателей раскрывает цели и задачи проектной деятельности, основные требования к использованию, содержание работы по возрастам....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в работе с дошкольниками

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка....

Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»

Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...

Метод проектов в воспитательной и образовательной работе с дошкольниками и родителями в условиях реализации дошкольного образования

Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях с использованием инновационных педагогических технологий.К таким технологиям ...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...

Доклад на тему: «Проектная деятельность как эффективная форма работы в музыкальном воспитании дошкольников»

Оссобенность торческого проекта в том, что в проекте принимают участия дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. Конечный продукт проекта получилось под названием "Пу...