Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в работе с дошкольниками
презентация к занятию (средняя группа) по теме

Колегова Елена Васильевна

    Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

   Поэтому, в работе с детьми необходимо применять здоровьесберегающие технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

  В данном материале приведены методы и приёмы, а также технологии применяемые в работе с дошкольниками среднего возраста.

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в работе с дошкольниками».

    Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

   Поэтому, в работе с детьми я применяю здоровьесберегающие технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни;
  3. Коррекционные технологии.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие методы и приёмы:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

   С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся динамические паузы - это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

      Ежедневно включаем подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.

      В различных формах физкультурно-оздоровительной работы используем тренажёры.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни. 

    С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья мы проводим массаж  и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы). В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды , как профилактика простудных заболеваний рекомендуется точечный массаж (упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие).

    Ежедневно с детьми делаем утреннюю гимнастику;  гимнастику после сна (в её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание); оздоровительную гимнастику босиком под музыку ( главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола ).

   Один раз в неделю проводим игровые занятия по теме: «Здоровье», где у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.                                                    

    По технологии обучения здоровому образу жизни используем так же и следующие формы, как: физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета); спортивные развлечения, праздники; день здоровья ; СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

    При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

 3.Коррекционные технологии

      Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

    «Музыкатерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”.

     Релаксация-это один из приёмов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей.

 Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

 В группе имеется картотека музыки разного характера.

        Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

    На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.  Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

    Коррекцию поведения мы реализуем через сюжетно - ролевые игры.                                                                                     Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Изучаем правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения, и игра. Правила поведения можно проиграть, как этюды.

   Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления  детей в группе оборудован «Уголок здоровья».

   Уголок оснащён как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием:

  1. «Сухой аквариум» (способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса);
  2. Коврики (для массажа стопы ног и развития координации движений);
  3. Салфетки, трубочки, вертушки ( для развития речевого дыхания и увеличения объема легких);
  4. Массажеры, шарики (для развития мелкой моторики - общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма);

Ароматерапия (положительно воздействует на нервную систему и головной мозг). Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Еженедельно в группе, в спальне можно сжигать небольшое количество кусочков древесины, коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы.

  1. Губки, бумага (для снятия стресса);
  1. Книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы (для проявления интереса к своему здоровью).

   Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

  1. дидактические игры: «Структура человеческого тела”; “Спорт – это здоровье”; “Чистим зубы правильно”; “Бережём уши” и т.д.

   Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

    В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; папки передвижки.

   Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.                     

    Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием родителей медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье сберегающие технологии, методы и приёмы в работе с дошкольниками Д/сад «Белоснежка» № 123 Колегова Е.В Воспитатель второй квалификационной категории

Слайд 2

Здоровьесберегающие технологии Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии

Слайд 3

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы : физминутка Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика

Слайд 4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Подвижные и спортивные игры: Тренажёры К ак часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности .

Слайд 5

Технологии обучения здоровому образу жизни Массаж и самомассаж Точечный массаж Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время.

Слайд 6

Технологии обучения здоровому образу жизни Утренняя гимнастика Оздоровительная гимнастика П роводится после дневного сна, форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по коврикам «здоровья» и т.д.

Слайд 7

Технологии обучения здоровому образу жизни Занятия из серии «Азбука Здоровья» День здоровья СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

Слайд 8

Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультура Спортивные развлечения, праздники Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Слайд 9

Коррекционные технологии Музыкатерапия Используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Релаксация

Слайд 10

Коррекционные технологии Сказкотерапия И спользуется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание .

Слайд 11

Коррекционные технологии Артикуляционная гимнастика Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения . Коррекция поведения Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Слайд 12

Уголок здоровья Сухой аквариум Коврики Массажёры Ароматерапия Схемы, книги, энциклопедии. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

Слайд 13

Работа с родителями «Живые витамины» Выставка Физкультурные досуги Папки передвижки Все эти приёмы позволят нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей.

Слайд 14

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием родителей медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Слайд 15

ЛИТЕРАТУРА: Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста. Использование приёмов социоигровой технологии в работе с детьми".

В данной статье рассказывается об опыте моей работы  по формированию навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста,путём использования приёмов социоигровой технологии....

Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками", готовила для районного конкурса...

«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в работе с дошкольниками"Материал

Материал всероссийскго педагогического марафона учебных предметов....

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

«Использование методов и приёмов ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками». для школы молодого специалиста.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.   Здоровьесберег...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития. В связи с этим представляю вашему вниманию н...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

в копилку