Консультация как форма повышения компетенции родителей в работе с детьми
материал

Мариненко Наталья Николаевна

Консультация как форма  повышения компетенции родителей в работе с детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostevoy_obmen.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация как форма  повышения компетенции родителей в работе с детьми

         Важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей  являются консультации. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей, на котором родители получают рекомендации по  выполнению домашних заданий, объяснение, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. На консультациях я демонстрирую успехи ребенка в преодолении дефекта, информирую о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнении санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий с ребенком дома. Надо  отметить, что не все родители готовы к сотрудничеству.

Консультация -это одна из  форм взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью оказания им своевременной помощи в воспитании ребенка. Не всегда родители с легкостью идут на контакт, особенно те, чьи дети имеют проблемы в речевом и не только в речевом развитии. Самое важное – привлечь,  заинтересовать, найти правильный подход, чтобы вовлечь родителей в работу по устранению недостатков в обучении и воспитании детей. Для этого я приглашаю родителей, консультирую их по поводу имеющихся нарушений (речевых, соответственно), объясняю, чем чреваты и как скажутся в дальнейшем будущем эти нарушения (дисграфия, дислексия в школе и дефектная речь  у взрослых). Планируя индивидуальную консультацию, я учитываю  потребность родителей   в определенных знаниях. Если консультация возникает по инициативе самих родителей (законных представителей), то она называется стихийной или неплановой. Если консультация  и проводится по моей инициативе, то она носит характерплановой. Чаще всего Консультации провожу устно реже письменно. В письменной форме я предлагаю родителям (законным представителям) памятки, рекомендации, списки литературы. Случается так, что информация, интересующая родителей, не в моей компетенции. В этом случае направляю родителей (законных представителей) к другим специалистам (врачу, педагогу-психологу, музыкальному руководителю,  и т.д.).Провожу консультации по мере необходимости, чаще по запросу родителей.  При проведении групповой консультации  объединяю родителей (законных представителей) по сходным проблемам воспитания (дифференцированно). В редких случаях консультирую родителей по телефону, то есть, отвечаю на их сиюминутно возникшие в процессе работы с ребенком вопросы."Телефон доверия" как разновидность педагогической консультации используется в дошкольных образовательных организациях с целью доверительной конфиденциальной беседы специалистов с родителями (законными представителями). Эта форма может применяться как телефонный разговор по типу "горячей линии". Родители (законные представители) могут позвонить по указанному номеру и пообщаться со специалистами по волнующим их вопросам. В какой бы форме ни проходило консультирование родителей дошкольников, оно должно дать родителям (законным представителям) что-то новое, полезное, расширить их педагогические знания.

Консультация как одна из индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им своевременную помощь в воспитании ребенка

РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

Своевременное овладение правильной, чистой  речью имеет значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.

Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем детстве, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы  слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты произношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

     Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

      Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

       Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических: процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, плечевого пояса, грудной клетки. 

       Сегодня  я познакомлю вас с упражнениями, направленными на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков речи.

Подробно  остановлюсь на артикуляционной гимнастике: расскажу об   ее значимости  в становлении звукопроизношения, методике ее проведения, познакомлю вас с артикуляционными упражнениями и напоследок практически выполним с вами комплекс игровых упражнений   по сказке «У бабушки с дедушкой».

Артикуляционная  гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках С, З,Ц) , подниматься за верхние зубы (как при звукахТ,Д, Н), прижиматься к альвеолам (как при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке Р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках С, З, Ц), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (как при звуках Ш, Щ, Ж).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только  подниматься к твердому небу (как при звуке Й и мягких согласных).

Задняя часть языка  может подниматься и смыкаться с небом (как при звукахК, Г) или же образовывать щель с небом (как при звуке Х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не  пропускать вбок воздушную струю воздуха ( как при звуках С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р), опускаться и пропускать воздушную струю воздуха вбок (как при звуке Л).Язык, принимая различные положения,  меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке У), округляться (как при звуке О),  обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках С,З, Ц, Л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках Ш, Ж).Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при звуках П, Б М), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках Ф, В).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос: так образуются носовые звуки М, МЬ,Н, НЬ. Если мягкое небо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образует ротовые звуки (все, кроме М, МЬ, Н, НЬ). Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

ЦЕЛЬ артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;  она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной  группы.

Точная координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы играет важную роль в формировании звукопроизношения и связной речи.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

1)постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений;

2)систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

      Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будут служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых упражнений. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбираются, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально.

    Недостаточно только отобрать  нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Точность движения речевого органа.

2.Плавность и легкость движения.

3. Темп.

4. Устойчивость конечного результата.

5. Переход (переключение) к другому движению и положению.

6. Дозировка.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органов (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп – это скорость движения. Вначале движение производиться несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Устойчивостьконечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

При отборе материала для А.Г. необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как ребенок научиться выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находиться, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. Количество повторений упражнения можно доводить до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии или стоя. Предпосылкой успеха к выполнению артикуляционной гимнастики является создание благоприятных условий: эмоциональный настрой, живой интерес, положительное отношение к занятию, стремление правильно выполнять упражнения, использование игры, как основной деятельности детей.

Педагог должен следить за качеством выполняемых движений, в противном случае А.Г. не достигает своей цели.

Последовательность работы:

  1. Рассказ педагога о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показ упражнения педагогом.
  3. Выполнение каждым ребенком упражнения по очереди.
  4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

  Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из них. Предлагаю выполнить эти упражнения вместе со мной.

             УПРАЖНЕНИЯ…( Заборчик, Хоботок,).

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

Выполнение упражнений А.Г. требует от ребенка больших энергетических затрат,  определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводиться роль, какая степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к работе, А.Г.  не должна проводиться по шаблону, скучно.  Можно вносить элементы игр, использовать картинки, игрушки, сказочных героев, стихотворные тексты.

  Уважаемые педагоги! Вы уже ознакомлены с артикуляционными упражнениями, и я вам предлагаю встать в круг и выполнить комплекс упражнений по сказке «У бабушки с дедушкой».

Взаимосвязь  общей и речевой моторики – залог успешного развития речи детей.

 Интеллект ребенка находиться на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский

    Ребенок не говорит. Ребенок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что ребенок трех лет не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

    И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, усугубляет эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постепенно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

   У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1года и 2 месяцев – 1 года 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двусложные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу 2-го года жизни колеблется от 100 до 300.К концу 3 года словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать сказку после нескольких прочтений. В 3 года может правильно произносить большинство звуков речи.

    Заботиться о своевременном развитии ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух,  разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих ученых ( И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

   Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

   Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

   Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика здесь была роль руки… развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

    Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».  М.М.Кольцова указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность мозга.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.

   В первый раз покажите ребенку упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнения вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На 3-й раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.

Начните с простых инструкций:

-Пройди прямо от стола к двери.

-Обойди вокруг стула. Встань на стульчик. И т.д.

   Учитывая то, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи целесообразно проводить работу  по развитию кистей рук. Различные игры с пальчиками,  сопровождающиеся стишками и потешками, специальные упражнения без речевого сопровождения, пальчиковые гимнастики, игры и действия с игрушками, природным материалом, на занятиях по ИЗО (об этих видах работы расскажут мои коллеги).

  Работа по развитию кистей рук проводиться систематически 3-5 минут ежедневно в д/с и дома:  

   а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателя;

   б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

   в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

Упражнения для пальчиковой гимнастики. Предлагаю выполнить эти упражнения вместе со мной (стоя).

1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

2.Вращение кистями рук.

3.Вигибание кистей рук.

4.Прогибание кистей рук.

5.Чередование прогибания и выгибания.

6.Соприкосновение подушечек пальцев.

7.Коготки.

8.Ножницы.

9.Замок.

10.Солнечные лучи.

11.Солнечные лучи.

12.Фонарики.

12.Потряхивание расслабленными кистями.

     Очень нравятся детям   игры и упражнения со стихотворными текстами  (по методике Елены Алексеевны Алябьевой)  «Расскажи стихи руками».

Одно такое упражнение мы выполним с вами. Приготовьте ваши руки.

               У Меланьи, у старушки жили в маленькой избушке

               Семь сыновей все без бровей. С такими глазами, с такими усами,

               С такой головой, с такой бородой.

               Ничего не ели, на меня глядели, и делали вот так!...

Спасибо. На этом я заканчиваем  консультацию. Если есть ко мне вопросы – отвечу.

2 РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

Своевременное овладение правильной, чистой  речью имеет значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

  Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.

Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем детстве, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы  слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

  Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты произношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

     Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

      Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

       Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических: процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, плечевого пояса, грудной клетки.

       Сегодня  я познакомлю вас с упражнениями, направленными на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков речи.

Подробно  остановлюсь на артикуляционной гимнастике: расскажу об   ее значимости  в становлении звукопроизношения, методике ее проведения, познакомлю вас с артикуляционными упражнениями и напоследок практически выполним с вами комплекс игровых упражнений   по сказке «У бабушки с дедушкой».

     Артикуляционная  гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

  Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках С, З, Ц) , подниматься за верхние зубы (как при звуках Т, Д, Н), прижиматься к альвеолам (как при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке Р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках С, З, Ц), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (как при звуках Ш, Щ, Ж).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только  подниматься к твердому небу (как при звуке Й и мягких согласных).

Задняя часть языка  может подниматься и смыкаться с небом (как при звуках   К,   Г) или же образовывать щель с небом (как при звуке Х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не  пропускать вбок воздушную струю воздуха ( как при звуках С, З,  Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р), опускаться и пропускать воздушную струю воздуха вбок (как при звуке Л).Язык, принимая различные положения,  меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке У), округляться (как при звуке О),  обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках С, З, Ц, Л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках Ш, Ж).Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при звуках  П, Б М), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках Ф, В).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос: так образуются носовые звуки М, МЬ, Н, НЬ. Если мягкое небо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образует ротовые звуки (все, кроме М, МЬ, Н, НЬ). Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

   ЦЕЛЬ артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;  она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной  группы.

Точная координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы играет важную роль в формировании звукопроизношения и связной речи.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

1) постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений;

2) систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

      Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будут служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых упражнений. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально.

    Недостаточно только отобрать  нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Точность движения речевого органа.

2. Плавность и легкость движения.

3. Темп.

4. Устойчивость конечного результата.

5. Переход (переключение) к другому движению и положению.

6. Дозировка.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органов (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп – это скорость движения. Вначале движение производиться несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Устойчивостьконечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

При отборе материала для А.Г. необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как ребенок научиться выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находиться, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. Количество повторений упражнения можно доводить до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более

    Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии или стоя. Предпосылкой успеха к выполнению артикуляционной гимнастики является создание благоприятных условий: эмоциональный настрой, живой интерес, положительное отношение к занятию, стремление правильно выполнять упражнения, использование игры, как основной деятельности детей.

     Педагог должен следить за качеством выполняемых движений, в противном случае А.Г. не достигает своей цели.

Последовательность работы:

  1. Рассказ педагога о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показ упражнения педагогом.
  3. Выполнение каждым ребенком упражнения по очереди.
  4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

  Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из них. Предлагаю выполнить эти упражнения вместе со мной.

             УПРАЖНЕНИЯ…( Заборчик, Хоботок,).

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

Выполнение упражнений А.Г. требует от ребенка больших энергетических затрат,  определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводиться роль, какая степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к работе, А.Г.  не должна проводиться по шаблону, скучно.  Можно вносить элементы игр, использовать картинки, игрушки, сказочных героев, стихотворные тексты.

         Уважаемые педагоги! Вы уже ознакомлены с артикуляционными упражнениями, и я вам предлагаю встать в круг и выполнить комплекс упражнений по сказке «У бабушки с дедушкой».

Взаимосвязь  пальчиковой и речевой моторики – залог успешного развития речи детей.

    Заботиться о своевременном развитии ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух,  разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Отмечено, что для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии мелкой моторики пальцев рук. Особенно отчетливо это проявляется на специальных занятиях с логопедом, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции.

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь пальчиковой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

   Точное, динамическое выполнение упражнений для  рук подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

   Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

   Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика здесь была роль руки… развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

    Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».  М.М.Кольцова указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность мозга.

   Учитывая то, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи целесообразно проводить работу  по развитию кистей рук  Работа по развитию кистей рук проводиться систематически 3-5 минут ежедневно в д/с и дома:  

   а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателя;

   б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

   в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

Упражнения для пальчиковой гимнастики. Предлагаю выполнить эти упражнения вместе со мной (стоя).

1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

2.Вращение кистями рук.

 3.Вигибание кистей рук.

 4.Прогибание кистей рук.

 5.Чередование прогибания и выгибания.

 6.Соприкосновение подушечек пальцев.

 7.Коготки.

 8.Ножницы.

 9.Замок.

10.Солнечные лучи.

11.Солнечные лучи.

12.Фонарики.

12.Потряхивание расслабленными кистями.

     Очень нравятся детям   игры и упражнения со стихотворными текстами  (по методике Елены Алексеевны Алябьевой)  «Расскажи стихи руками».

Одно такое упражнение мы выполним с вами. Приготовьте ваши руки.

               У Меланьи, у старушки жили в маленькой избушке

               Семь сыновей все без бровей. С такими глазами, с такими усами,

               С такой головой, с такой бородой.

               Ничего не ели, на меня глядели, и делали вот так!

Спасибо. На этом я заканчиваем  консультацию. Если есть ко мне вопросы – отвечу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по работе с детьми имеющими нарушения зрения

Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам для работы с детьми имеющими нарушения зрения...

Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях".

Консультация для родителей на тему: "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"....

Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"

Консультация для родителей с детьми с ОВЗ "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"...

Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстано...

Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"

Очень часто родителям детей с ОВЗ не хватает опыта, чем занять в выходной день своего ребенка. Как правило родители таких детей редко ходят в гости, мало гуляют на свежем воздухе. Поэтому хочется помо...

Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».

Консультация для родителей:        "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНОФОНАМИ

Повышения профессиональной компетенции педагога при работе с детьми-инофонами – одна из актуальных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение....