Мини-музей "Русская изба"
презентация

Осокина Татьяна Владимировна

Внашем детском саду создан мини-музей "Русская изба"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалдежский детский сад «Теремок» Воспитатели: Меньшикова А.И., Чибисова Е.А., Скворцова И.С., Осокина Т.В. д. Шалдеж 2020г.

Слайд 2

Цели: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование нравственных качеств у подрастающего поколения. Задачи: Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея. Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада. Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира. Раскрыть через предметы быта уникальную историю своей Родины. Ориентировать семьи воспитанников на нравственное воспитание детей. Обогащение словаря детей.

Слайд 3

Деревня Шалдеж конец 19 века начало 20 века.

Слайд 5

В избе была одна комната – горница, она служила и кухней и спальней. В ней принимали гостей.

Слайд 6

Красный угол в русской избе.

Слайд 7

Русская печь – душа крестьянского дома, она кормила, спасала от холода, избавляла от хвори.

Слайд 9

В старину пользовались глиняной и деревянной посудой, она была простой без особой красоты.

Слайд 10

Рядом с печкой был закут – бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи.

Слайд 12

Угол справа от двери был рабочим местом хозяина избы. В свободное время крестьянин в своем углу плел лапти, корзины, лукошки, резал ложки.

Слайд 13

Убранству кровати придавалось большое значение. Использовали лоскутные одеяла, «подзоры».

Слайд 14

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Слайд 15

Излюбленная одежда на Руси: рубахи да сарафаны.

Слайд 16

Хороводами да частушками веселил народ душу русскую.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалдежский детский сад «Теремок»

Паспорт

мини-музея ДОУ

«Русская изба»

                                                                                     Руководитель: воспитатель

                                                                                              Меньшикова Альбина Ивановна

д. Шалдеж, 2019г.

Паспорт мини-музея ДОУ

Тип музея: мини-музей.

Профиль музея: этнография и русское народное творчество.

Название: «Русская изба».

Авторский коллектив: авторская работа мини – музея «Русская изба» осуществляется коллективом педагогов ДОУ.

Местоположения, условия: мини-музей расположен в холле МБДОУ Шалдежского детского сада «Теремок» около актового зала.

Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится ООД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста, с использованием экспонатов музея, а также досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале.

Музейные разделы: включает в себя экспозицию«Русская изба».

Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта, утварь, мебель, постельные принадлежности.

Материальное обеспечение: поступление экспонатов от воспитателей, родителей воспитанников, жителей деревни.

С целью обеспечения организации образовательной деятельности наряду с основной образовательной программой МБДОУ Шалдежского детского сада «Теремок» педагогический коллектив использует парциальную программу.

В области «Познавательное развитие».

О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. В процессе ООД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Цели: 

  • Расширить представления о жанрах устного народного творчества.
  • Показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка.
  • Воспитывать нравственные, трудовые, экологические и патриотические чувства на основе ознакомления с историческим прошлым России.

        

Задачи:

1. Содействие атмосфере национального быта;

2. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;

3. Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;

4. Знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры;

5. обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Актуальность:

Цель современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность. Человека, умеющего самостоятельно мыслить, чувствовать и творить. В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. В дошкольном возрасте должно происходить начало формирования элементов музейной культуры, и целью является изучение, обогащение опыта, связанного с освоением детьми объекта в условиях музея и музея как нового пространства.

  • Мини – музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный и удивительный для него мир. Здесь он впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям, доставшимся нам по наследству. Мини - музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее. Перед педагогами и родителями стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие окружающего мира.

Направления работы мини-музея:

- Знакомство с русским народным бытом (с русской народной деревенской избой);

- Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством.

Наглядность:

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал.      

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность:

В музее воссоздана уютная обстановка русской избы.

 

Содержанием работы музея русского быта является:

- проведение тематических ООД для дошкольников;

- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

- организация экскурсий для детей и их родителей.

Оснащение мини – музея «Русская изба»

№/п

Коллекция экспонатов

Владелец

Кол-во

Макет печки

1

Кухонная утварь

Крынка

Балдина В. д.Безводное

1

Крынка

Ефимов Ю.Д. д.Шалдеж

1

Крынка

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Толкушка

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Плошка

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Ложка  деревянная

неизвестен

5

Чугунок маленький

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Чугунок большой

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Самовар

Смирнова Н.К. д.Шалдеж

1

Поднос

Смирнова Н.К. д.Шалдеж

1

Сито

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Тяпка

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Корытичко

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Горшок глиняный

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Половник

Осокина Ф.А. д. Боковая

1

Горшок глиняный

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Ступа

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Кружка берестяная

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Горшок

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Мутовка

Смирнова Н.К. д.Шалдеж

1

  1.  

Скалка

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Ковш

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

2

Ковш резной

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

2

Совок для сыпучих продуктов

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Мебель

Кровать железная

Ларичкина Г.С. д.Шалдеж

1

Люлька

Неизвестен

1

Лавка

Неизвестен

1

Предметы быта

Керосиновая лампа

Ефимов Ю.Д. д.Шалдеж

1

Короб

Ефимов Ю.Д. д.Шалдеж

1

Чесалка для шерсти

Собачкина З.Н. д.Безводное

1

Чесалка для шерсти

Кузнецова Л.Н. д.Шалдеж

1

Санки (игрушка)

Кузнецова Л.Н. д.Шалдеж

1

  1.  

Моталка для ниток

Кузнецова Л.Н. д.Шалдеж

1

Веретено

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Часы-ходики

Смирнова Н.К. д.Шалдеж

1

Прялка

Осокина Ф. А. д.Боковая

1

Прялка

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Полог для люльки

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Утюг угольный

Собачкина З.Н. д.Безводное

1

Половики вязанные

Тюкалова Г.И. д.Безводное

4

Половики тканные

Чибисова Е.А. д.Шалдеж

5

Половики тканные

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

2

Балалайка

Седунова З.Ф. д.Шалдеж

1

Балалайка

Ткаченко Т.И. д.Шалдеж

1

Гармошка

Меньков В. д.Шалдеж

1

Рушник

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Рушник

Меньшикова А.И. д.Шалдеж  

6

Скатерть

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Подзоры

Скворцова И.С. д.Шалдеж,

3

Подзоры

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Одеяло лоскутное

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Кадушка маленькая

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Грабли деревянные

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Грабли деревянные

Балдина В. Д.Безводное

1

Весы

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Щипцы

Смирнова Н.К. д.Шалдеж

1

Туесок из лыка

Балдина В. д.Безводное

1

Туесок берестяной

неизвестен

1

Корзина плетеная

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Корзина плетеная

Балдина В. Д.Безводное

1

Корзина плетеная

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Колодка

Собачкина З.Н. д.Безводное

1

Чесалка для льна

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Ухват

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

2

Ножницы для стрижки овец

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Фонарь керосиновый

Седунов П.С. д.Шалдеж

1

Ложкорез

Седунов П.С. д.Шалдеж

1

Шило

Седунов С.С. д.Шалдеж

1

Часы с маятником

Ткаченко Т.И. д.Шалдеж

1

Занавески строченые

Осокина Ф.А., Осокина Т.В. д.Боковая

4

Наволочка

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Салфетки вышитые крестиком

Неизвестен

3

Рукомойник

Смирнова Н.К. д.Шалдеж

1

Покрывало вязаное

Скворцова И.С. д.Шалдеж

1

Одежда

Валенки

Чибисова Л.Н. д.Шалдеж

1

Валенки

Осокина Ф.А. д.Боковая

1

Рубахи женские с вышивкой

Неизвестен

2

Кушак

Неизвестен

1

Шапка

Неизвестен

1

Жилет овчинный

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Шаль

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Платок

Меньшикова А.И. д.Шалдеж

1

Сарафан

Ткаченко Т.И. д.Шалдеж

2

Лапти

Бадина Е. А. д.Шалдеж

1

Лапти

Ткаченко Т.И. д.Шалдеж

2



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы музея «Русская изба»

дети от 5 -7 лет

месяц

тема

цель

задачи

Методы, приемы

литература

сентябрь

В гостях у хозяюшки

 «Знакомство детей с русской избой и с предметами  быта»

Познакомить детей с тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники, окна.

 Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

 

Экскурсия в комнату русского быта

 Встреча Хозяйки. Беседа.

 Осмотр избы.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

  Обобщение.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

октябрь

Печь – как мать родная

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

 

 

 

 

 

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок.

Активизация словаря: шесток, задвижка, дымник.

 Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта.

Загадка о печи.

 Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении.

 Объяснение. Пословицы.

 Вопросы:

 В каких сказках говорилось о печи?

 Словарная работа.

 Поговорки.

 Обобщение.

 Итог.

 

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

ноябрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: коромысло, рубель, колода, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь,  Употреблять в  разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

 Воспитывать интерес к народному быту.

Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки.

 Беседа о старинных вещах.

 Рассмотреть экспонаты.

 Пояснение

 Рассказ воспитателя.

 Словарная работа.

 Загадки

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

декабрь

Как рубашка в поле выросла

 Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех.

Дать понятие о ремеслах  хлебороба

 

Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

Словарная работа.

Беседа.

 Пословицы о труде.

 Обобщение

 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

Серия:www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

январь

Как ходила коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и игра на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье.

Пение муз. руководителя. 

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

февраль

«Ой ты, масленица

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

 

 

Познакомить детей с праздником  «Масленица» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа

о масленице

Разучивание обрядовых песен, закличек, игра на музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Масленица»

 

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

март

Русь нарядная

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

 

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:

 (появление кукол)

 Рассмотреть кукол.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Обобщение.

Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

Серия:www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

апрель

красная горка

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником  «Пасха» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа

о масленице Слушание записей CD

Разучивание попевок, закличек, игра на музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике ««Масленица»»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

 

Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг,

 керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Экскурсия в комнату русского быта

Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

 Рассказ воспитателя

(как и с помощью чего освещали избу

 в старину)

 Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

 Словарная работа.

 Игра: « Гори, гори ясно».

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева,М.Д. Маханева

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением

»

Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

Июнь-

июль

У нашего крыльца нет веселию конца

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца»

август

Яблонька – именинница (яблочный спас)

Формирование у детей представление о труде русских крестьян.

Познакомить детей с праздниками «медовый спас», «Яблочный спас», «Капустный спас».

Формировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через пение, музицирование, игру и театрализацию. Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия на подворье.

Сентябрь


Сценарий экскурсии в мини - музей «Русская изба»

Тема «В гостях у хозяюшки»

Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.

Задачи:

  1. Знакомить с русской избой, её убранством, с устройством
  2. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессиях плотника, печника.
  3. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.
  4. Развивать познавательные интересы детей; монологическую речь.
  5.  Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям. Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Ход занятия

Воспитатель: Широка страна моя родная

Много в ней лесов полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек

Это слова из известной песни, в которой поется о нашей Родине. Родина значит родная. Кого вы называете своими родными?

Правильно маму, папу, дедушку, бабушку.

Вот и Родина для нас –родная.

 Как называется наша Родина?  

Верно Россия. Это сейчас она называется Россия, а раньше в  старину она называлась –Русь.

В стародавние времена люди жили не в таких домах, в каких мы с вами живем. Люди жили в деревянных домах, а назывались такие дома избами.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

  Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Лесов в России много поэтому жилище строили деревянными. Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

- Почему же из лиственницы строили дома?

  Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Летом в избе прохладно, а зимой не холодно. Так было потому, что строители между бревнами плотно укладывали мох (дети рассматривают мох).

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

 Лес для построек заготавливали зимой, после сильных морозов. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара. Лес заготавливали зимой.

Строились люди не один человек , приглашали к себе избу построить много людей, чтобы быстрее избу построить, не на один год, а на долгие времена.

Ставили свои дома люди по берегам рек и озер.

А как вы думаете почему .

Верно  «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы, а также лекарственные травы, тогда таблеточками не лечились.

-Как звали человека, который строит? (плотник)

-Главный инструмент плотника?(топор)

   Плотники всегда уважительно относились к нему: тщательно точили его, не бросали куда попало,  и очень не любили одалживать его кому-нибудь – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Такие дома называли срубами или избами (картинка).

Избу в старину сравнивали с человеком и считали живой. Поэтому переднюю ее часть считали лицом, окна –  глазами, а верхнюю часть под крышей – лбом. Сначала ставили сруб, после этого крышу. Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конём». Верхняя часть крыши называется и сегодня «конёк» - оберег дома от злых чар.

 -Чем украшали окна? (окна украшали наличниками). Были еще наличники со ставнями(показ картинок). С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома. Посмотрев на окна сразу видно, где живёт богатый человек, а где - бедный. А вы догадаетесь? (ответы детей)

  Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает избу с улицей, соседями.

Игра  «Золотые ворота»

Воспитатель (переодевается в русский костюм)

Ребята, посмотрите как я красиво нарядилась, я - хозяюшка горницы.

Милости прошу ко мне в гости.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

Проходите хорошо всё обглядите.

 Дети проходят в горницу.

 Дети, как выдумаете, что же в русской избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

    Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка -деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

-Как называли человека, который умел класть печь? (печник). Важно было не просто сложить печь: она должна была, как можно дольше держать тепло, а дров требовать гораздо меньше). Готовили еду в чугунах, чай пили из самовара.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

     В избе всегда стоял большой стол. Около него простые длинные скамейки. Здесь принимали гостей, отмечали праздники. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью». Нельзя было бить по нему, влезать на него детям, вертеться крутиться,

Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)

Парадной частью избы был красный угол. Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название “святого”. Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной), на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто - с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать- пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

 Игра на ложках «Ах вы сени»

Хозяюшка: Сегодня, дети, вы в первый раз пришли в избу, и я вижу, вам не терпится все поближе увидеть. Не стесняйтесь, проходите, да всё поближе рассмотрите.

Итог: О каких предметах русской горницы мы сегодня говорили? На какие части делится русская изба? Что находится в красном углу? Как называлась женская часть избы?

Ноябрь

сценарий экскурсии в мини - музей «Русская изба»

Тема "Печь – как мать родная"

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

2. Познакомить детей с русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

3.Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Ход:

 Хозяюшка: Хозяйка избы встречает детей.

— Здравствуйте, гости дорогие!  Добро пожаловать в мою горницу.

Хозяйка : В старину войдя в избу волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот , высокий, чтоб меньше дуло. 

 (дети делают низкий поклон) 

проходите и присаживайтесь на скамеечки.     

Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать, отгадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

 Наедается не скоро

 А зато, когда сыта

 От Федоры теплота.»

Правильно, дети - это печь. Как я вам уже говорила, она находилась в центре избы, и занимала почти пол- избы. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло.  Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь  получила своё зарождение и развитие на Руси около четырёх тысяч лет назад. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.

 (Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)

Хозяюшка:  Печь  —  это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины)

Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите.

 А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше  даже мылись.То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи). При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз  кур под печкой держали.

Хозяюшка: В  нижней части печки остается свободное пространство — подпечье части печи.  Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь)

 Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место? (Для  отдыха и сна людей). Высота такой лежанки чаще всего позволяла человеку сидеть.

 Хозяюшка: Под лежанкой  есть печурки. Они  использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках. (валенки, носки, чулки и т.д.)

Не зря в старину говорили:

« Печка кормит, печка греет, печка мать родная» 

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Ребята, скажите какие герои сказок часто любят сидеть или лежать на печи.

Верно, Емеля ездил на печи, Баба-Яга. В сказке «Гуси-лебеди» печка прячет  детей от погони. А так же сказки:

«Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой». Всем известный богатырь Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни.

С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь клали полено и сосуд с водой, чтобы  печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье.

Не давали никому углей из печи – уйдёт достаток! 

Выселяясь из отцовского дома, молодая семья брала к своему новому очагу горящие уголья со старого (это сохраняло родственные связи).

Если огонь в очаге погасал, это сулило всякие беды.

По колебанию пламени предсказывали судьбу и угадывали будущий урожай.

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой  русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почетом и уважением.

Пословицы и поговорки

Без работы и печь холодна.

Хочешь есть калачи- не сиди на печи.

У печи всё красное лето. ( беседа о смысле пословиц)

  Хозяюшка: Ох, ребятушки, хорошо мы с вами беседуем! А обед- то готовить надо! Может поможете мне? А в чём же варили еду? ( Дети рассматривают чугун, горшок) 

Чтобы еду сготовить, нужно печку истопить. Топится она  дровами.  Какие дрова вы знаете?  (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).

Топили печь, как правило, ольхой и березой, тепло дольше держится.

 Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает.

Хозяюшка: Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (ребёнок берёт чугун и ставит в печь).

А, чтобы угли не разгорались, их кочергой  размешивали ( хозяйка показывает).

Я вам предлагаю испечь пироги, но сначала вы мне скажите что нужно для того чтобы их испечь?

(дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи.

А что нужно взять чтобы тесто получилось мягкое , да пышное. Отгадайте загадку.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито, решето.)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Теперь нам надо замесить тесто.

(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

Пироги мы испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Практическая часть.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем выпекать пирожки.

— Какое на ощупь тесто? (мягкое, податливое, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будем делать пирожки.

Нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, прижать, и  оба конца вытянуть.

(дети лепят пирожки, воспитатель готовые ставит в печь).

А пока пекутся наши пироги мы с вами еще немножко поиграем в «Жмурки»

Посмотрим, готовы ли наши пироги?

(воспитатель достает из печи настоящие пироги и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Воспитатель. Молодцы! Красивые пироги у вас получились.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу!

Октябрь

Сценарий экскурсий в мини - музей «Русская изба»

Тема «Мир старинных вещей»

Цель:

познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т. д.);

• познакомить с  кухонными принадлежностями: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар и т.д.

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

• развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!  Добро пожаловать в мою горницу.

В моей избе много интересных и незнакомых вам вещей. А какие, отгадайте.

Итак, первая загадка:

У печи стоит предмет

Он тяжелый спору нет

Но зато в хозяйстве нужен

В нем сготовить можно ужин (чугунок)

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

 Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».(Показ педагога).

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

 Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто.

 В уголке стоит веник, обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком) Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки (показ). В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Ой, что это за свалка?

Да это же наша прялка! Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки из шерсти животных, а из ниток вязала кофточки, носки и варежки.

(Показ)

Ну, а здесь смотрите сами: весы, серп, лампа, шило, одним словом, домашняя утварь. – Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец. Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX – начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

Ребята, вот утюг с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.

 Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.(показ)

Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».

Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). В нашей «Горенке» есть старинная женская одежда: сарафан, овчинный жилет, самотканые пояса, кокошник-сорока. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. – Все это делалось своими руками (шитье, вышивка, кружева)

Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

– Ой, кто же там плачет?

Это внученька Дашенька лежит в кроватке – люлькой называется… Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…

А дедова кровать железная, лоскутным одеялом застлана, подузорник вышитый гладью, подушки – в накидушках.

Гармонь, балалайка, стоят всех гостей веселят. Люди в прошлые времена не только работали. Не зря в народе говорится:

 «Кончил дело – гуляй смело!»

Хозяйка : вот и я предлагаю вам повеселиться

Игра «Карусель»

Я показала вам то, что есть в нашей «Русской избе». А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы). Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Раздается шорох( подхожу к печи беру домовенка) Домовенок: Чего расшумелись, спать не даете?

 -Ой, ребятки ведь я совсем забыла, что живу - то я не одна, а с Домовенком. По старому русскому поверью, каждый дом охраняет домовой. Познакомьтесь с моим домовенком Кузей.

 Кузя: Ну, хватит баклуши бить давайте уже быстрее картошку варить.

 - Сварим мы картошку в «лупяках» - прямо в своей кожуре.Осталось только водой залить.

А пока картошка варится, мы с вами позабавимся.

Я предлагаю игру: « Что было, что стало».

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли . Д. Лапти.

В. Чайник . Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

- Какие вы умные и смышленые. Я очень рада, что вы ко мне пришли.Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. Угощу картушкой в «лупяках» вас. Приглашаем, вас ребята и гостей, к столу попробовать наше угощение. Русские люди говорят «Что есть в печи, все на стол мечи».

-Ну, а теперь до свидания, гости дорогие. Приходите еще ко мне в гости.

Декабрь

Сценарий экскурсии в мини - музей «Русская изба»

Тема «Как рубашка в поле выросла»

Цель: Расширять представления детей о различных видах тканей; познакомить детей с  этапами появления льняной одежды, расширять представления детей о свойствах льна, воспитывать любовь и уважение к труду взрослых, бережному отношению к одежде.

Задачи :

1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна , технологией изготовления крестьянами одежды .

2. Закреплять знания об орудиях труда , их значение , умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее .

3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации .

4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества .

5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян .

Ход экскурсии

Воспитатель : А вы хотите узнать много нового о старинной одежде : она чем-то похожа на современную ,  а чем-то отличается . А еще узнать из чего сшита эта одежда .

( поет)

        Посею я , млада , ленку

        При дорожке , при толку .

        Ты расти , расти ленок ,

        Тонок , долг и высок,

        В земелюшку корешок ,

        Что вниз коренист ,

        А вверх семянист !

Это ребята лен. Лён выращивали , чтобы из него шить одежду для всей семьи .

Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали :

        Зародится , мой льнище ,

        И долог , и тонок ,

        Золото коренье ,

        Серебряно семя !

Когда синие цветочки опадали , головки подсыхали , лен выдергивали с корнями , завязывали снопики , приговаривали : «Ты удайся мой ленок !», чтобы лён вырос густым , крепким . Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября , на день Харитины , женщины и девушки начинали прясть . В народе говорили : День Харитины-первые холстины . Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .

Дети считалкой выбирают игрока . Если это мальчик , то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга .Остальные дети стоят кругом и поют:

        Уж ты прялица-кокорица моя ,

        С горя выброшу на улицу тебя.

        Стану прясть и попрядывать ,

        На беседушку полядывать.

        Во беседе нет весельица,

        Моя мила не осердится.

        Моя мила по дорожке шла,

        Черноброва барабан нашла,

        Она била барабанила,

        Из-за лесу парня манила,

        Из-за лесу, лесу тёмненька,

        Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны . С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре . Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали , превращая в нити .

Ребята , потрогайте льняную нить . какая она ?

Дети : Длинная , прочная .

Воспитатель :

        Позолоченная прялица ,

        Мы прядём ,  а нитка тянется,

        Мы прядём ,  а нитка тянется ,

        Нам работа наша нравится .

Из ниток на ткацком станке делали ткань . За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна , чтобы хватило на всю семью до следующей зимы .

А сейчас отгадайте , из какой это сказки .

1. Ткать холсты героине помогала коровушка ?

Дети : Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина  старик ловил неводом рыбу ,  а старуха пряла свою пряжу ?

Дети : Сказка о рыбаке и рыбке .

3. Мороз подарил девочке платье , расшитое серебром и золотом ?

Дети : Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание : «Когда дочь твоя мудра , вот ей ниточка шелкова ; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое .» , а она наказывала : «Скажи , чтоб нашел такого мастера , который бы сделал из этого прутика кросны : было бы на чем полотенце ткать» ?

Дети : Русская народная сказка «Мудрая дева» .

Воспитатель : Все женщины в русской деревне умели прясть , ткать , вышивать и шить одежду для себя и своей семьи .  Из чего же они шили одежду ?

Дети : Из полотна .

Воспитатель : а какую одежду они шили из полотна ?

Дети : Рубахи ,  штаны , сарафаны ,  фартуки .

Воспитатель : Одежда , сшитая из полотна , называлась домотканной . Чтобы что-нибудь сшить , нужно «отрубить» полотно , то есть – обрезать . «Рубаха»- сшитое полотнище . Именно она , по мнению наших предков ,  являлась оберегом от сглаза , злых духов . Все , от мала до велика , носили рубахи . Повседневные рубахи , обшивали по шву и краям красной нитью ,  чтобы преградить дорогу нечистым силам . В праздники надевали рубахи , богато украшенные вышивкой ,  вышивка тоже считалась оберегом . Замужние женщины всегда носили фартук .

А когда сейчас надевают фартук ?

Дети : Когда готовят еду и моют посуду .

Воспитатель : В сарафанах сначала ходили женщины  только из царской семьи , знатные боярыни . Сарафаны шили из парчи , бархата , шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями . постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси .

На праздник шили нарядные ,  яркие сарафаны , украшали вышивкой . Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами .

А теперь отгадайте загадки . Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи ,  а тот  ,  кто отгадает , находит и показывает одежду .

        По дороге я шел ,

        Две дороги нашел,

        По обеим пошел .  

                                (штаны)

Что же это за одежда :

        С четырьмя отверстиями ,

        В одно входишь ,

        А в три выходишь ?

                                (рубаха0

        Каждый день по утру,

        Надеваю я трубу,

        Ну не догадаться Вам!

        Она зовётся …..

                                (сарафан)

        

        Целый день я в нём хожу,

        Словно в обруче .

                                (пояс)        

Любили наши предки повеселиться . Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали , как делали рубахи в старину

Нить и полотно наделялись волшебными свойствами . А еще ниточка и полотно воспринимались как путь , который должен пройти человек . Я надеюсь ,  что он у вас будет счастливый ,  и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...