Пропедевтика инженерного образования в дошкольном отделении
статья (старшая, подготовительная группа)

Бродникова Марина Анатольевна

Как научить ребенка программировать? Как сделать педагогический процесс увлекательным и познавательным?

В дошкольном отделении МАОУ ОЦ "Горностай" часть ООП формируемой участниками образовательного процесса реализуется программа  «Основы механики и программирования для дошкольников». Программа направлена на познавательное развитие дошкольников и пропедевтику инженерного образования, ориентирована на формирование познавательной мотивации, реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Басюк Татьяна Владимировна,

воспитатель,

Бродникова Марина Анатольевна,

воспитатель,

Вишнякова Светлана Анатольевна,

воспитатель,

МАОУ ОЦ «Горностай»,

г. Новосибирск

Пропедевтика инженерного образования в дошкольном отделении

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

 «Завтра» сегодняшних детей – это информационное –роботизированное общество. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей.

Как научить ребенка программировать? Как сделать педагогический процесс увлекательным и познавательным?

В дошкольном отделении МАОУ ОЦ Горностай часть ООП формируемой участниками образовательного процесса реализуется программа  «Основы механики и программирования для дошкольников». Программа направлена на познавательное развитие дошкольников и пропедевтику инженерного образования, ориентирована на формирование познавательной мотивации, реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры.

Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от конструирования LEGO, Cuboro постепенно переходит к алгоритмическим, а затем к робототехническим наборам. В содержание программы включены методические разработки НИИСИ РАН («ПиктоМир»), обучающие программы Лаборатория электроники и робототехники («ПроКубики») для формирования в игровой форме понятия «алгоритм» у детей дошкольного возраста.

Программа «Основы механики и программирования для дошкольников» включает в себя 4 блока: LEGO-конструирование, Cuboro, ПиктоМир и Основы робототехники.

1 блок. LEGO-конструирование

LEGO-конструирование – это игра и экспериментирование. Дошкольники проявляют свои практические навыки и активизируют мыслительно-речевую деятельность. Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы: наглядный, информационно-рецептивный, проблемный, словесный, практический, игровой. Пожалуй, последний для детей самый интересный. Детское творчество и фантазия позволяет LEGO-конструктор использовать для организации сюжета игр и его обыгрывания. Поэтому в  календарно - тематическом планировании систематизирована организованная образовательная деятельность и  совместная. Создана картотека дидактических игр по всем образовательным областям. Например, «Социально-коммуникативное развитие» дидактическая игра «На дороге» - закрепление правил дорожного движения через создание тематических построек и обыгрывание их в совместной деятельности.  «Познавательное развитие» дидактическая игра «Разложи по цвету (форме)» - закрепление цветов (формы)  «Художественно-эстетическое развитие» дидактическая игра «Выложи вторую половину узора» - умение  соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.  «Речевое развитие» дидактическая игра «Предлоги» - идет отработка предлогов за, на, перед, из-за. «Физическое развитие» дидактическая игра «LEGO на голове» -  совершенствование пространственной ориентировки; формирование умения действовать по словесной установке.

Дидактические и самостоятельные игры включаются во все режимные моменты как в индивидуальной работе, так и в групповой и подгрупповой.

Занятия по LEGO-конструированию проводятся 2 раза в месяц, совместная деятельность планируется еженедельно.

 Но работа по LEGO-конструированию не была бы полной без родителей. Родители принимают самое активное участие: от пассивных (познавательные консультации, анкетирование и т.д.)  до активных (пополнение LEGO уголка в группе, участие в совместной деятельности, проведение мастер-класса, выставки творческих работ и др.)

LEGO– конструирование создает благоприятные условия для развития у  дошкольников первоначальных конструкторских умений.

2 блок. Cuboro

Cuboro является уникальным дидактическим материалом для образовательного процесса в сочетании с увлекательной игровой деятельностью. Но это уже более сложный материал, поскольку Cuboro является командной/групповой работой. Главное, что нужно подчеркнуть: команда в системе Cuboro может состоять из разных возрастных групп (старшая и подготовительная). В зависимости от возраста ребёнка Cuboro может удовлетворять различным запросам:

- Сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес;

- Может использоваться для спонтанного построения и апробирования;

- Может использоваться для игры и одновременно для удовольствия;

- Как обучающая игра для геометрического планирования:

- Как средство для создания функциональных скульптур.

Опытные игроки могут давать инструкции, подсказки. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может быть выражен у разных детей очень по-разному.

Календарно - тематическое планирование рассчитано на два года. Первый год направлен на знакомство с конструктором Cuboro, простым сочетанием деталей для создания маршрута движения шарика и строительство простых комбинаций по схемам, рисункам. Второй год - построение уровень за уровнем, создание фигур по заданному контуру и заданного размера, экспериментирование с направлением  движения шарика и опыты с ускорением шарика. В планирование включено взаимодействие с родителями: присмотр видеороликов, мастер-класс, созданы памятки и консультации для родителей.

Занятия по Cuboro проводятся 1 раза в месяц, совместная деятельность планируется еженедельно.

Cuboro формирует предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу в команде на общий результат.

3 блок. ПиктоМир

В нашем дошкольном отделении дети имеют возможность научиться программировать. Серьезно и по-настоящему. И для этого вовсе не надо уметь читать или писать. Собираем из пиктограмм нужную последовательность команд– и оп! — программа, управляющая виртуальным Роботом готова. И тут же, на экране можно увидеть, как Робот её выполняет. Здорово? – еще бы!

Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция». В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные способности. Повышают мотивацию к познанию окружающего мира, не используя современные гаджеты.

Ведь программирование, по большому счету,  — это искусство составления планов. А, значит, занимаясь программированием, ребенок учится планировать и оценивать свои действия, выбирать наиболее эффективный способ действий, находить и исправлять свои ошибки. Как вы думаете, эти умения и навыки будут полезны только программистам и технарям? Нет, конечно. Они необходимы абсолютно любому человеку.

Даже если  ребенок не станет профессиональным программистом, умение программировать откроет ему огромное количество новых возможностей. Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий в мире. Чтобы написать код, даже самый простой, необходимо:

Понимание: что означают команды в используемом языке.

Умение планировать: нужно придумать план решения задачи.

Креативность: способность генерировать  новые идеи и их реализовывать.

Аналитическое мышление: способность логически мыслить, следить за ходом выполнения плана, находить и исправлять ошибки.

Все эти навыки – не специфичны. Они пригодятся в любой области и сфере.

4 блок. Основы робототехники

Работа в данном направлении позволяет не только обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, но и дать возможность детям приобрести опыт партнерских отношений в работе со взрослым и сверстниками, проявить нравственные качества договариваясь в процессе работы, вырабатывая общее решение для достижения результата. Преодолеть боязнь публичных выступлений, защищая своё изобретение.  Работая  над «техническими» категориями, происходит укрепление человеческих качеств: взаимовыручка, доброта и т. д.

Дети оказались активными пользователями конструктора. Сначала работали по предложенным карточкам, а позднее, разрабатывали самостоятельно, успешно пробуют разрабатывать самостоятельно. Постепенно конструкции детей усложняются, количество детей, выполняющих постройку одновременно, увеличивается. Дети, делятся идеями, договариваются, обсуждают и спорят, учатся одерживать победы и достойно проигрывать.

Приобщение детей к конструктивной деятельности происходит поэтапно. На первом этапе дошкольники приобретают элементарные навыки конструктивной деятельности, развивают объёмное мышление через знакомство с кубиками Cuboro. Учатся разбивать задачу на этапы. Обучаются самостоятельно составлять схемы и работать по предложенным схемам. Здесь важно наработать внимание.

На втором этапе помимо работы с алгоритмами добавляется работа по элементарным навыкам программирования через знакомство с технологией «Прокубики», «ПиктоМир»

На третьем этапе дошкольники используют полученные навыки конструирования, понятия алгоритма и программирования, соединяя их и применяя в работе с LEGO Wedo и LEGO WeDo 2.0.

Поэтапность работы не исключает работу с тем оборудованием, которое было использовано на предыдущем этапе. Дети по-прежнему проявляют к нему интерес, открывая в нем новые возможности, с удовольствием возвращаясь к уже отработанным моделям.

Проект может использоваться, при наличии возможностей материально-технической базы учреждения, при наличии обученных специалистов и заинтересованности в данной деятельности педагогов, дошкольников и родителей.

Дошкольники успешно участвовали в различных соревнованиях. Мы стали лучшими по «ПроКубикам 2018»!

Программа «Основы механики и программирования для дошкольников» позволяет решить задачу раннего внедрения основ инжинирингового направления в образование, а также способствует поддержанию детской мотивации к образовательной деятельности.

Своим интересом к техническим знаниям мы «заразили» детей и родителей. Ребята наших групп проявляют стойкий интерес к конструктивной деятельности. Конечно, мы их в этом поддерживаем.  Ведь, как писал Ш. А. Амонашвили: «Если хочешь, чтобы знания потоками лились к тебе, ты должен овладеть тремя вещами: наблюдением, удивлением и восхищением».  Мы восхищаемся своими воспитанниками, они живут в очень интересное время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

статья«Куборо как пропедевтика инженерного образования в ДОУ»

Сегодня, я представлю одно из направлений инновационных образовательных технологий - конструирование посредством конструктора Куборо.Данная работа ведётся в ходе дополнительной  об...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

ПРОЕКТ по пропедевтике инженерного образования через использование конструктора CUBORO

Представляя проект Cuboro , хочется отметить, что в зависимости от возраста ребёнка «Cuboro» может удовлетворять самым различным запросам детей:Сам набор для постройки лабиринтов вызывает ...