«Пропедевтика инженерного образования в дошкольных образовательных организациях»
статья

Кульмаметьева Зайтуна Равильевна

Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях инженерной направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

«Пропедевтика инженерного образования

в дошкольных образовательных организациях»

Подготовила Кульмаметьева З.Р.

Воспитатель I квалификационной категории

С. Усть-Ишим – 2025 год.

Современный мир стремительно развивается благодаря новым технологиям. Переход российской экономики к инновационному типу предполагает активное внедрение сложных технологий, автоматизированного и роботизированного оборудования. Для поддержки этого перехода требуется подготовка специалистов для новой экономики.    

Актуальность данной задачи определяется нехваткой квалифицированных инженерно-технических работников и дефицитом кадров на производстве. В числе приоритетных целей, озвученных Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам: «укрепление научно-технологического суверенитета и опережающего роста обрабатывающей промышленности, развитие инженерных компетенций у детей и молодежи».

В настоящее время, в контексте совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей, особенно важно решать вопросы, связанные с пробуждением интереса молодежи к научно-технической деятельности. Поэтому необходимо начинать популяризацию инженерной профессии уже в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование направлено на развитие инженерного мышления у детей, то есть воспитание творческих личностей, способных ориентироваться в мире передовых технологий и создавать собственные технические решения. В связи с этим возникает потребность в том, чтобы в детских садах знакомить детей с принципами работы технических устройств, чтобы пробудить у них интерес к созданию собственных технических новинок.

Инженерное мышление – это вид деятельности, направленный на изучение, разработку и применение современной, эффективной и надежной техники. Оно предполагает умение самостоятельно планировать и выполнять этапы создания продукта. Естественная детская любознательность способствует познанию мира, активному исследованию окружающей среды и пониманию причинно-следственных связей. Поэтому педагоги должны использовать разнообразные формы и методы работы, выстраивая процесс ранней профориентации системно.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях инженерной направленности возможно путем формирования предметно-пространственной среды, а также путем применения традиционных и инновационных педагогических технологий. Поскольку дошкольное образование становится первым этапом общего образования, необходимо разрабатывать новые педагогические подходы, обеспечивающие раннее формирование интереса к естественным наукам и технологиям. Одной из ключевых на сегодня является STEАM-технология.

Основой STEАM-технологии в образовании является формирование способности детей находить, анализировать и применять информацию на практике. Этот метод предполагает интеграцию знаний из разных областей и объединение пяти ключевых направлений – науки, технологий, инженерии, искусства и математики – в единый процесс развития. STEАM позволяет дошкольникам увидеть, как научные знания и творчество могут быть применены в повседневной жизни.

Аббревиатура расшифровывается как: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технологии, инженерное дело, искусство, математика). Это образовательное направление, направленно на развитие интеллектуальных способностей ребенка и вовлечение его в научно-техническое творчество, используя современные информационные технологии.

В основе STEAM подхода лежат знания, выходящие за рамки отдельных предметов. Формируются благоприятные обстоятельства, позволяющие детям не только применять полученные сведения на практике, но и проверить их достоверность.

STEАM-образование охватывает:

Естественнонаучную грамотность: понимание принципов, управляющих природой, окружающим миром и природной средой, с которыми дети регулярно взаимодействуют.

Инженерию: развитие навыков улучшения окружающей обстановки, проведение экспериментов и работа с разнообразными материалами и ресурсами.

Математику: совершенствование логического мышления, точности и умения применять последовательные методы решения задач.

Технологию: практическое применение теоретических знаний для решения конкретных задач.

Искусство: осознание важности эстетики и красоты во всех сферах жизни. Взаимосвязь с гуманитарными науками, историей, литературой и обществознанием способствует пониманию различных социальных и исторических процессов, а также развитию навыков общения.

Ключевая идея STEАM-подхода заключается в визуализации научных явлений, что позволяет наглядно демонстрировать теоретические закономерности и их практическое применение. Благодаря этому дети получают возможность глубже понять явления, процессы и законы природы.

В дошкольном учреждении реализация STEAM-образования наиболее эффективна через проектную и экспериментально-исследовательскую деятельность. Ключевым фактором успеха является создание современной развивающей среды, соответствующей поставленным задачам. Интеграция различных видов деятельности, объединение игровых материалов и оборудования, а также обеспечение доступа к ним для самостоятельных занятий и демонстрации результатов – важные составляющие такой среды.

Мы считаем, что знакомство с STEAM-подходом можно начать с конструирования. В процессе работы с разнообразными материалами (деревом, бумагой, металлом, пластиком) дети освоят базовые технические навыки и познакомятся с принципами инженерного дела. Различные конструкторы способствуют развитию креативности и пространственного мышления.

LEGO-технология – одна из современных и популярных педагогических методик. Она позволяет дошкольникам погрузиться в мир инженерных технологий, получить базовые знания об информационно-компьютерных технологиях и развить информационные навыки, работая с LEGO-конструкторами.

В ходе работы я столкнулась с проблемой: у детей младшего дошкольного возраста недостаточно развиты мелкая моторика, творческое воображение и мышление, что ограничивает их инициативу и влияет на качество выполняемых заданий. Это стало причиной выбора темы моего проекта – «Маленькие строители».

Определившись с темой, я поставила перед собой задачу: способствовать развитию начальных навыков инженерной деятельности, воображения и мелкой моторики рук у детей младшего возраста в процессе игры с LEGO, а также проверить эффективность модуля «LEGO – конструирования» «STEАM – образования».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

* Обучать детей различать и правильно называть детали LEGO-конструктора.

* Познакомить с элементарными умственными действиями, такими как анализ построек по форме, размеру и цвету деталей, а также умение сравнивать предметы.

* Учить создавать простые конструкции по образцу, заданным условиям и наглядным схемам, расширяя словарный запас.

* Стимулировать любознательность, развивать образное и пространственное мышление, активизировать фантазию и воображение, пробуждать интерес к изобретательству и творчеству.

* Привлекать родителей к участию в совместной проектной деятельности.

Для поддержания интереса к конструированию и стимулирования творческой активности детей в рамках проекта я разработала систему мотивации, основанную на использовании художественной литературы. Подготовка к конструированию начинается с предварительной работы: чтения рассказов, обсуждения прочитанного, анализа иллюстраций, просмотра мультфильмов, ролевых игр («Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Кем быть?» В. Маяковского, «Кто построил дом?» В. Данько и др.), отгадывания загадок и заучивания пословиц и поговорок. Важным преимуществом использования художественной литературы является возможность легко установить с ребенком прочный эмоциональный контакт.

Помимо этого, в работе применялись дидактические игры: «Паруса», «Флажки и гирлянды», «Геометрические фигуры» и другие. Они помогали детям развивать навыки самостоятельного мышления, сравнения, группировки деталей, обобщения и умения применять полученные знания в различных ситуациях.

Конструктивные дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей, расширяют словарный запас, формируют правильное произношение и развивают связную речь. Важно побуждать детей придумывать истории, связанные с созданными постройками, что повышает интерес к конструированию и помогает им применять полученные навыки в самостоятельной деятельности и играх.

Значительную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры. Эти упражнения тренируют мелкую мускулатуру пальцев, что является основой для интеллектуального и речевого развития. Как и конструирование, они улучшают точность движений, развивают координацию и помогают сосредоточиться. В моей работе использовались такие игры, как «Пальцы в гости приходили», «Мы построили дом», «На полянке дом стоит» и другие.

В проект были включены строительные игры «Мастерская», «Разные дома», «Построим дом для зайки» и другие. Игры со строительным материалом способствуют развитию сенсорных способностей детей. Они учатся не только создавать отдельные предметы, но и целенаправленно рассматривать их, видеть сходства и различия, делать выводы, разбираться в конструкции и определять основные элементы, влияющие на расположение других частей.

Для родителей воспитанников были проведены консультации на темы   организованы совместные фотовыставки «Удивительный мир LEGO» и «Очумелые ручки». Родители также представили презентацию проекта «Конструируем дома».

После завершения работы над проектом, у ребят появились:

1. Навыки работы с элементами конструктора;

2. Представления о сенсорных стандартах (цвете, форме, размере);

3. Улучшились мелкая моторика и тактильные ощущения;

4. Освоено конструирование: по образцу, по заданию, используя простые схемы;

5. Проявился больший интерес к изготовлению конструкций.

Для семей воспитанников итоги проекта выразились в:

1. Укреплении сотрудничества между родителями и воспитателями;

2. Повышении уровня педагогической осведомленности родителей;

3. Возникновении увлечения LEGO-конструированием у детей;

4. Более активном вовлечении родителей в жизнь своих детей.

Подводя итог, можно сказать, что развитие технических навыков у дошкольников – это систематическое и целенаправленное совершенствование сенсомоторных функций, пространственного, логического и творческого мышления, что создает основу для индивидуальных способностей в области разработки конструкций, творческих идей и освоения техники. Следовательно, созданная в детском саду среда способствует организации творческой и продуктивной деятельности детей, позволяя заложить базовые технические навыки и провести первичное инженерно-техническое обучение уже в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...

Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации...

Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...

Пропедевтика инженерного образования в дошкольном отделении

Как научить ребенка программировать? Как сделать педагогический процесс увлекательным и познавательным?В дошкольном отделении МАОУ ОЦ "Горностай" часть ООП формируемой участниками образовате...

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»

Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

Методическая разработка «PROЭКО для дошколят» от наблюдений к научным исследованиям». Детская инженерная биолаборатория в дошкольной образовательной организации как средство формирования биолого-экологических знаний у старших дошкольников.

Методическая разработка позволяет организовать образовательную среду в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совер...