«Пропедевтика инженерного образования в дошкольных образовательных организациях»
статья
Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях инженерной направленности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
«Пропедевтика инженерного образования
в дошкольных образовательных организациях»
Подготовила Кульмаметьева З.Р.
Воспитатель I квалификационной категории
С. Усть-Ишим – 2025 год.
Современный мир стремительно развивается благодаря новым технологиям. Переход российской экономики к инновационному типу предполагает активное внедрение сложных технологий, автоматизированного и роботизированного оборудования. Для поддержки этого перехода требуется подготовка специалистов для новой экономики.
Актуальность данной задачи определяется нехваткой квалифицированных инженерно-технических работников и дефицитом кадров на производстве. В числе приоритетных целей, озвученных Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам: «укрепление научно-технологического суверенитета и опережающего роста обрабатывающей промышленности, развитие инженерных компетенций у детей и молодежи».
В настоящее время, в контексте совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей, особенно важно решать вопросы, связанные с пробуждением интереса молодежи к научно-технической деятельности. Поэтому необходимо начинать популяризацию инженерной профессии уже в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование направлено на развитие инженерного мышления у детей, то есть воспитание творческих личностей, способных ориентироваться в мире передовых технологий и создавать собственные технические решения. В связи с этим возникает потребность в том, чтобы в детских садах знакомить детей с принципами работы технических устройств, чтобы пробудить у них интерес к созданию собственных технических новинок.
Инженерное мышление – это вид деятельности, направленный на изучение, разработку и применение современной, эффективной и надежной техники. Оно предполагает умение самостоятельно планировать и выполнять этапы создания продукта. Естественная детская любознательность способствует познанию мира, активному исследованию окружающей среды и пониманию причинно-следственных связей. Поэтому педагоги должны использовать разнообразные формы и методы работы, выстраивая процесс ранней профориентации системно.
Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях инженерной направленности возможно путем формирования предметно-пространственной среды, а также путем применения традиционных и инновационных педагогических технологий. Поскольку дошкольное образование становится первым этапом общего образования, необходимо разрабатывать новые педагогические подходы, обеспечивающие раннее формирование интереса к естественным наукам и технологиям. Одной из ключевых на сегодня является STEАM-технология.
Основой STEАM-технологии в образовании является формирование способности детей находить, анализировать и применять информацию на практике. Этот метод предполагает интеграцию знаний из разных областей и объединение пяти ключевых направлений – науки, технологий, инженерии, искусства и математики – в единый процесс развития. STEАM позволяет дошкольникам увидеть, как научные знания и творчество могут быть применены в повседневной жизни.
Аббревиатура расшифровывается как: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технологии, инженерное дело, искусство, математика). Это образовательное направление, направленно на развитие интеллектуальных способностей ребенка и вовлечение его в научно-техническое творчество, используя современные информационные технологии.
В основе STEAM подхода лежат знания, выходящие за рамки отдельных предметов. Формируются благоприятные обстоятельства, позволяющие детям не только применять полученные сведения на практике, но и проверить их достоверность.
STEАM-образование охватывает:
Естественнонаучную грамотность: понимание принципов, управляющих природой, окружающим миром и природной средой, с которыми дети регулярно взаимодействуют.
Инженерию: развитие навыков улучшения окружающей обстановки, проведение экспериментов и работа с разнообразными материалами и ресурсами.
Математику: совершенствование логического мышления, точности и умения применять последовательные методы решения задач.
Технологию: практическое применение теоретических знаний для решения конкретных задач.
Искусство: осознание важности эстетики и красоты во всех сферах жизни. Взаимосвязь с гуманитарными науками, историей, литературой и обществознанием способствует пониманию различных социальных и исторических процессов, а также развитию навыков общения.
Ключевая идея STEАM-подхода заключается в визуализации научных явлений, что позволяет наглядно демонстрировать теоретические закономерности и их практическое применение. Благодаря этому дети получают возможность глубже понять явления, процессы и законы природы.
В дошкольном учреждении реализация STEAM-образования наиболее эффективна через проектную и экспериментально-исследовательскую деятельность. Ключевым фактором успеха является создание современной развивающей среды, соответствующей поставленным задачам. Интеграция различных видов деятельности, объединение игровых материалов и оборудования, а также обеспечение доступа к ним для самостоятельных занятий и демонстрации результатов – важные составляющие такой среды.
Мы считаем, что знакомство с STEAM-подходом можно начать с конструирования. В процессе работы с разнообразными материалами (деревом, бумагой, металлом, пластиком) дети освоят базовые технические навыки и познакомятся с принципами инженерного дела. Различные конструкторы способствуют развитию креативности и пространственного мышления.
LEGO-технология – одна из современных и популярных педагогических методик. Она позволяет дошкольникам погрузиться в мир инженерных технологий, получить базовые знания об информационно-компьютерных технологиях и развить информационные навыки, работая с LEGO-конструкторами.
В ходе работы я столкнулась с проблемой: у детей младшего дошкольного возраста недостаточно развиты мелкая моторика, творческое воображение и мышление, что ограничивает их инициативу и влияет на качество выполняемых заданий. Это стало причиной выбора темы моего проекта – «Маленькие строители».
Определившись с темой, я поставила перед собой задачу: способствовать развитию начальных навыков инженерной деятельности, воображения и мелкой моторики рук у детей младшего возраста в процессе игры с LEGO, а также проверить эффективность модуля «LEGO – конструирования» «STEАM – образования».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
* Обучать детей различать и правильно называть детали LEGO-конструктора.
* Познакомить с элементарными умственными действиями, такими как анализ построек по форме, размеру и цвету деталей, а также умение сравнивать предметы.
* Учить создавать простые конструкции по образцу, заданным условиям и наглядным схемам, расширяя словарный запас.
* Стимулировать любознательность, развивать образное и пространственное мышление, активизировать фантазию и воображение, пробуждать интерес к изобретательству и творчеству.
* Привлекать родителей к участию в совместной проектной деятельности.
Для поддержания интереса к конструированию и стимулирования творческой активности детей в рамках проекта я разработала систему мотивации, основанную на использовании художественной литературы. Подготовка к конструированию начинается с предварительной работы: чтения рассказов, обсуждения прочитанного, анализа иллюстраций, просмотра мультфильмов, ролевых игр («Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Кем быть?» В. Маяковского, «Кто построил дом?» В. Данько и др.), отгадывания загадок и заучивания пословиц и поговорок. Важным преимуществом использования художественной литературы является возможность легко установить с ребенком прочный эмоциональный контакт.
Помимо этого, в работе применялись дидактические игры: «Паруса», «Флажки и гирлянды», «Геометрические фигуры» и другие. Они помогали детям развивать навыки самостоятельного мышления, сравнения, группировки деталей, обобщения и умения применять полученные знания в различных ситуациях.
Конструктивные дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей, расширяют словарный запас, формируют правильное произношение и развивают связную речь. Важно побуждать детей придумывать истории, связанные с созданными постройками, что повышает интерес к конструированию и помогает им применять полученные навыки в самостоятельной деятельности и играх.
Значительную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры. Эти упражнения тренируют мелкую мускулатуру пальцев, что является основой для интеллектуального и речевого развития. Как и конструирование, они улучшают точность движений, развивают координацию и помогают сосредоточиться. В моей работе использовались такие игры, как «Пальцы в гости приходили», «Мы построили дом», «На полянке дом стоит» и другие.
В проект были включены строительные игры «Мастерская», «Разные дома», «Построим дом для зайки» и другие. Игры со строительным материалом способствуют развитию сенсорных способностей детей. Они учатся не только создавать отдельные предметы, но и целенаправленно рассматривать их, видеть сходства и различия, делать выводы, разбираться в конструкции и определять основные элементы, влияющие на расположение других частей.
Для родителей воспитанников были проведены консультации на темы организованы совместные фотовыставки «Удивительный мир LEGO» и «Очумелые ручки». Родители также представили презентацию проекта «Конструируем дома».
После завершения работы над проектом, у ребят появились:
1. Навыки работы с элементами конструктора;
2. Представления о сенсорных стандартах (цвете, форме, размере);
3. Улучшились мелкая моторика и тактильные ощущения;
4. Освоено конструирование: по образцу, по заданию, используя простые схемы;
5. Проявился больший интерес к изготовлению конструкций.
Для семей воспитанников итоги проекта выразились в:
1. Укреплении сотрудничества между родителями и воспитателями;
2. Повышении уровня педагогической осведомленности родителей;
3. Возникновении увлечения LEGO-конструированием у детей;
4. Более активном вовлечении родителей в жизнь своих детей.
Подводя итог, можно сказать, что развитие технических навыков у дошкольников – это систематическое и целенаправленное совершенствование сенсомоторных функций, пространственного, логического и творческого мышления, что создает основу для индивидуальных способностей в области разработки конструкций, творческих идей и освоения техники. Следовательно, созданная в детском саду среда способствует организации творческой и продуктивной деятельности детей, позволяя заложить базовые технические навыки и провести первичное инженерно-техническое обучение уже в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...

Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации
Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации...
Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»
В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...

Пропедевтика инженерного образования в дошкольном отделении
Как научить ребенка программировать? Как сделать педагогический процесс увлекательным и познавательным?В дошкольном отделении МАОУ ОЦ "Горностай" часть ООП формируемой участниками образовате...

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»
Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.
Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

Методическая разработка «PROЭКО для дошколят» от наблюдений к научным исследованиям». Детская инженерная биолаборатория в дошкольной образовательной организации как средство формирования биолого-экологических знаний у старших дошкольников.
Методическая разработка позволяет организовать образовательную среду в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совер...
