"Дыхательная логопедическая гимнастика для дошкольников с ОНР"
консультация (старшая группа)

Умение правильно дышать во многом помогает правильно произносить звуки. Поэтому, я в своей работе стараюсь научить детей правильно дышать.  Правильное дыхание помогает  в постановке, автоматизации всех групп звуков. Умение дышать в здоровье каждого дошкольника играет большую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

http://images.myshared.ru/6/564862/slide_15.jpg

I подгруппа                                               II подгруппа                                                   III подгруппа                                        

Абрамов Бато                                      Иванова Саша                                                  Манюшкинов Глеб

Иванова Женя                                      Русин Ярослав                                                 Ешеев Мэрген

Алсыева Юмжана                                Чишевская Зарина                                          Петрова Ксения

Намзалова Амина                                Альцман Витя                                                  Кузенко Роман

Киреев Вова                                         Зверьков Гена                                                   Васильева Ира

Вагнер Артем                                       Бурнашева Юлиана                                         Андрёнов Буянто

Казазаева Василиса                                                                                                        Зомонова Саша

Комплекс упражнений для I подгруппы (Ладошки, Кошка, Ушки, Шаги (передние), Поворот головы)

Комплекс упражнений для II подгруппы (Кошка, Погончики, Обними плечи, Насос, Большой маятник, Ушки, Маятник головой.)

Комплекс упражнений для III подгруппы (Ладошки, Кошка, Ушки, Насос, Большой маятник, Ушки, Маятник головой.)

Правила применения гимнастики по Стрельниковой.
     1. Начинаете занятие с ребёнком с 4-5 минут, по 2 захода в день, потом- постепенно увеличиваете до 15 минут 2 раза в день. На одно занятие, даже при максимальном наполнении комплекса, на гимнастику уходит не более 15-20 минут.

2. При хорошей тренировке (обычно через месяц после начала занятий, то есть, 60 раз выполненном комплексе) можно значительно увеличить нагрузку ( в 2 раза!) и достигнуть значительного эффекта, особенно в речи. Эти упражнения помогают ставить слоговую структуру слов. Например, если ребёнок вместо целого слова говорит только первый слог.  Часто активная гимнастика по Стрельниковой способствует коррекции произношения и автоматизации звуков (особенно - свистящие, шипящие).

3. Делайте за одно занятие  комплекс хотя бы из 3 упражнений, а не несколько десятков подходов одного какого-то упражнения. Наибольший эффект наступает при каждодневных 2хразовых занятиях: утром и вечером. При плохом самочувствии делайте стрельниковскую дыхательную гимнастику несколько раз в день по 1-2 упражнения за раз..

4. Гимнастику надо делать ДО еды или через полтора часа после еды.  Детям, страдающим гастритами, колитами, язвой, рекомендуется делать стрельниковскую гимнастику только до еды.

5.Стрельниковской гимнастикой можно заниматься и детям (с 3 лет) и глубоким старикам. Возраст не ограничен. Ее можно делать стоя, сидя, а в тяжелом состоянии - даже лежа! 

6. В среднем нужен месяц ежедневных занятий два раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании или нарушении развития. С точки зрения коррекции речевых нарушений при неврологических заболеваниях, гимнастика по Стрельниковой даёт высокие результаты через полтора месяца ежедневного применения.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой проводится по назначению учителя – логопеда.

Высокие результаты дыхательные гимнастики по Стрельноковой показывают при коррекции ЗПРР, ЗРР и ОНР и патологиях речевого аппарата, дизартрии, логоневрозах, сложной дислалии. Эта гимнастика- необходимый элемент при вызывании речи при её позднем формировании.  

       В первый урок следует сделать упражнение "Ладошки" - 4-5 раз по 4 вдоха-движения; упражнение "Погончики" - 4-5 раз по 8 вдохов-движений; упражнение "Насос" по 4 вдоха-движения. На эти упражнения, при умении их делать, затрачивается не более 6 минут. Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Далее, число упражнений, с 3 дня, наращиваем по схеме. Постепенно вводятся новые упражнения. Повторять занятия нужно дважды в день: утром и вечером.
"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза), сжимая на каждый вдох кулаки. Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.
"Погончики"
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.Максимально делается 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа. 
"Насос" ("Накачивание шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.
Максимально 12 раз по 8 вдохов-движений.Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.
"Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии .Максимально - 12 раз по 8 вдохов-движений.Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом и больном состоянии).
"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)
И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).Максимально для ребёнка - 12 раз по 8 вдохов-движений.Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа.
"Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя.
"Поворот головы"
И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть!
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Ушки" ("Ай-ай")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".
Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот).
Максимально- 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Маятник головой" ("Малый маятник")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз - вверх, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо в крайнем случае - тоже через нос).
Максимально для ребёнка- 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Перекаты"
А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус - тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге ( нога в колене слегка сгибается) одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко "шмыгая" носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед - назад, приседание - приседание, вдох - вдох.Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно; 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая - сзади. Повторите упражнение с другой ноги.
Упражнение "Перекаты" можно делать 
только стоя.

"Шаги"
А. "Передний шаг" (рок-н-рол)
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.
Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кисте рук на уровне пояса. Упражнение "Передний шаг" напоминает танец рок-н-рол. Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот. Максимально рекомендуемая нагрузка для детей- 8 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Передний шаг" можно делать стоя, сидя и даже лежа.
Б. "Задний шаг"
И.п.: то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно "шмыгните" носом. Затем обе ноги на одно мгновенье верните в и.п. - выдох сделан. После этого отведите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте танцевальное приседание.
Это упражнение можно делать только стоя.
Помните! Вдохи и движения делаются строго одновременно.
максимальна нагрузка ребёнку - 4 раза по 8 вдохов-движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Дыхательно-звуковая гимнастика

Возможно использование в совместной деятельности, как физкультминутку, в гимнастике после сна, в утренней гимнастике....

Консультация «Место дыхательно - звуковой гимнастики в утренней гимнастике, занятии, прогулке».

Дыхание - одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «пока дышу - надеюсь»...

"Минутки здоровья". Дыхательно-звуковая гимнастика. Картотека

Картотека комплексов дыхательно-звуковой гимнастики....

Дыхательно-голосовая гимнастика для дошкольников

Подготовительный этап постановки и автоматизации звуков и тренингов по развитию просодических компонентов речи .Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию...

Картотека дыхательно - звуковой гимнастики по лексическим темам

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. На начальных этапах работы по ра...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...