проект "Дорожная азбука"
методическая разработка (старшая группа)

Познавательный проект

«Дорожная азбука»

Вид проекта:   познавательный

Продолжительность:  долгосрочный  (октябрь 2019г. – март 2020г.)

Участники проекта: дети старшей  группы.

Основные разработчики воспитатели:

                         Чайкина Татьяна Николаевна,

Актуальность проекта

    Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

    Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.

Цель: Продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

Задачи:

Образовательные:

- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;

- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

- сформировать у детей элементарные знания о светоотражающих элементах.

Развивающие:

- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

- развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;

- развивать память, речь, логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;

- воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.

 

 

 

Предполагаемый результат:

  • Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте;
  • Умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.

Технологии обучения:

  • Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)
  • Технология  развивающего обучения (практические методы)
  • Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

 

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

 

- Поиск, изучение и обработка информации.

- Подбор методической, познавательной и художественной литературы.

- Диагностика знаний воспитанников.

- Оформление «уголка безопасности» для детей в группе.

- Оформление информационного стенда для родителей.

- Подбор наглядно-иллюстративного материала.

- Разработка конспектов занятий, бесед, целевых прогулок, досуговой деятельности.

 

2 этап. Познавательный.

Работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности; работа с родителями.

 

3 этап. Заключительный .

- Презентация книги «Автомобильчик», выполненного совместно с детьми.

- Проведение развлечения «Азбука дорожного движения».

- Презентация проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план:

Этапы работы:

Содержание:

1 этап - подготовительный

1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.

2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах).

4. Пополнение предметно-развивающей среды.

5. Встреча с родителями «Знакомство с проектом».

2 этап – познавательный

Беседа на тему "Безопасность на дороге".

Цель:

-закрепить правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;

-повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататься на велосипедах.

Подготовка и участие в акции «Будь заметным на дороге!»

Детьми и родителями была подготовлена социальная реклама, призывающая к соблюдению правил дорожного движения.

Беседа на тему: «Знаки дорожные помни всегда ».

Цель: Учить детей различать дорожные знаки по цветовой гамме и форме, формировать систему знаний о дорожных знаках, которые предупреждают пешеходов и водителей об опасности.

Задачи:

  • Образовательные: Расширять знания детей о дорожных знаках. Учить их различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
  • Развивающие: Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
  • Воспитательные: Воспитывать желание научить правилам поведения на улице младших детей, своих друзей. Воспитывать у детей дисциплинированность, организованность.

-НОД рисование «Дорожные знаки»

Цель:

  • Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.
  • Упражнять в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы.
  • Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.
  • Развивать внимание, творческое воображение детей.

-НОД аппликация «Улица родная»

Цель: Учить вырезать по прямой, по косой, по кругу. Развивать наблюдательность (передавать в аппликации различные по высоте дома, разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне. Развивать умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточками, клеем. Закреплять умение работать в коллективе. Воспитывать любовь к родному городу.

-НОД аппликация "Лесной светофор",

  • Цель:  научить детей выполнять аппликационную работу из природного материала с использованием лиственной крошки.
  • Воспитательная цель: воспитание у детей навыков и устойчивых привычек соблюдения правил дорожного движения; воспитание личностных качеств (аккуратность, усидчивость, дисциплинированность)
  • Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, творческих способностей детей; развивать у детей азы дорожной грамоты, расширяя знания детей о светофоре, о значении его сигналов.
  •  

Совместная деятельность с родителями:

Изготовление лепбука.

Материал для пособия собирался совместно с родителями и самими детьми.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммукативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

-НОД по развитию речи "Транспорт",

Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Чтение художественной литературы.

  • Е.Житков «Светофор»,
  • С.Михалков «Моя улица», «Дядя Степа»
  • Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В.Сиротов «Твой товарищ светофор»,
  • П.В. Ивнев «Как разговаривает улица»,
  • И.Серяков «Законы улиц и дорог»,
  • А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу перехдили»,
  • Л.Гальперштейн «Шлагбаум»,
  • Г.Юрмин «Любопытный мышонок».

 

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций: «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Безопасность на дороге».

Дидактические игры:

  «Автошкола»

Цель:  закреплять  знания  детей  о  том,  как  следует  переходить  улицу;  о назначении  светофора,  регулировщика  и  дорожных  знаков;  упражнять  в ориентировке  в  пространстве  и  во  времени;  воспитывать  смелость,находчивость, умение помогать товарищу.                         «Безопасный город»

Цель игры:  дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движен.                                            

«Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

 «Вопросы и ответы»

Цель:  закрепить  знания  о  ПДД,  дорожных  знаках,  поведения  на  улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь.

«Дорожные знаки»

Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».

 

Консультация для родителей

«Делай, как я»:

 Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете:

- все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами;

- в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим;

- пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье.

Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

 

«СОБЛЮДАЕМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД»

Уважаемые родители! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все- таки… несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека- о детях. Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность. Сделайте все необходимое, чтобы в вашу семью не пришла беда. Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!

 

Мастер – класс для родителей

"Наш друг-светофор!"

Цель мастер - класса:

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста через использование рисования, способствуют развитию познавательных процессов, развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме, развитию образного мышления, развитию зрительной памяти, расширению интеллектуального кругозора.

2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

 

3 этап – заключительный

 

Изготовление книги  «Автомобильчик!».

Участие в конкурсе по ПДД.

            

                            

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...