Комплекс творческих игр для развития навыков взаимодействия со сверстниками
картотека

Жижикина Марина Валерьевна

Комплекс творческих игр для развития навыков взаимодействия со сверстниками

Комплекс творческих игр для развития навыков взаимодействия со сверстниками разработан  в соответствии с планом воспитания ДОУ.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра – основное содержание жизни и деятельности ребенка дошкольника. Именно игра – наиболее доступный вид деятельности. В играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят из окружающего мира, их называют творческими или сюжетно - ролевыми играми. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Играя «понарошку» в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих реальны.

При разработке игр мы использовали четыре направления:

  1. игры на развитие умения сотрудничества;
  2. игры направленные на активное слушание;
  3. игры на умение перерабатывать информацию;
  4. игры направленные на развитие коммуникабельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем умение сотрудничать:

1.«Менялки».

Цель: учим слышать, понимать и подчиняться правилам.

Правила игры. Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг - стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого... (красные носочки, светлые волосы и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

2.«Горная тропинка»

Цель: учим контролировать движения и работать по инструкции.

Перед игрой детям читают басню С.Маршака «Два барана» и проводят беседу по её содержанию.

  • Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
  • Какие качества погубили баранов?
  • Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?
  • Как на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Затем начинается игра.

Воспитатель: представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача - не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть. Пропасть шириной 2 метра, мостик и тропинка шириной 25-30см ограничены веревкой или очерчены мелом. Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а так же время выполнения.

3.«Поводырь»

Цель: Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

В группе разложены и расставлены предметы - препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Затем дети меняются ролями.

4.«Связующая нить»

Правила игры: дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игры, направленные на активное слушание:

5.«Собери чемодан»

Цель: учим общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Правила игры: детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т.д. Условие: повторяться нельзя. Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.

6.«Скажи по-другому»

Цель: Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл).

Правила игры: взрослый говорит: «у одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный.) да, печальный, грустный - это слова - друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «один мальчик был очень грустный». Далее даются аналогичные задания.

7.«Да и нет не говорите»

Цель: учим задавать открытые и закрытые вопросы.

Правила игры: в игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в течение минуты «обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «да и нет не говорите» если игрок произнесет одно из этих слов, это будет означать, что команда – соперница его перехитрила и он должен вернуться на свое место. Если же игрок в течении минуты удержится и не произнесет запрещенных слов, то команда – соперница признает себя побежденной.

«Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.

Игры на умение перерабатывать информацию:

8.«Путешествие Буратино»

Цель: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Правила игры: детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он - заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было.

9.«Бывает – не бывает»

Цель: развиваем способность аргументировать свою точку зрения.

Правила игры: воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребенок берет картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает). Второй должен доказать, что так быть не может (крокодил не летает, у него нет крыльев). Первый доказывает, что может, но при определенных условиях, и называет их (нет, летает: его везут в самолете).

Игры направленные на развитие коммуникабельности:

10.«Опиши друга»

Цель: развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Правила игры: упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.

11.«Снежная королева»

Цель: развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.

Правила игры: воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть продолжение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух - трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли «рассматривающих», что чувствовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

Игры и упражнения на формирование навыков взаимодействия со сверстниками

Игры и упражнения на формирование навыков взаимодействия со сверстниками...

«Система работы с детьми раннего возраста по развитию навыков общения со сверстниками в режимных моментах»

Презентация "Система работы с детьми раннего возраста по развитию навыков общения со сверстниками в режимных моментах"....

Консультация для воспитателей "Развития навыков общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Тетрализованная деятельность - одно из эффективных средств развития общения дошкольника в процессе игры со сверстниками....

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....

Развитие познавательной активности, творчества и навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Ребята, сегодня на наш адрес пришло письмо. Только вот я не могу понять от кого же оно. Воспитатель: зачитывает содержание письма «Мы, ученые межзвездной Галактики, открыли новую, пока еще ...