«Новые подходы к процессу самоактуализации педагога»
консультация

Самоактуализа́ция — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Если бы обучением и воспитание детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoaktualizatsiya.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Новые подходы к  процессу самоактуализации педагога»

Самоактуализа́ция — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Если бы обучением и воспитание детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный процесс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, профессиональный педагог должен быть интеллектуально и морально подготовлен к работе с детьми. Очень важна при этом самоактуализация профессионального педагога, поскольку это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Насколько гармоничней будет его внутренний мир, настолько успешнее будет дело, которое он выполняет.

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей, согласованность всех своих действий.

        Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности. 

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из этих качеств в отдельности учитель или воспитатель может вполне обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Для того, чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от  которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

Одаренный, творческий человек – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Как совместить набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый педагог , с их стремлением к индивидуальности? Индивидуальный стиль педагога проявляется в темпераменте, характере реакций на различные педагогические ситуации, в выборе методов обучения и воспитания, в манере поведения, в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция, т.е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Когда возникает необходимость саморегуляции:

  • педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой;
  • проблема не имеет однозначного решения, из альтернативных вариантов трудно выбрать оптимальный;
  • педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям;

  • решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени;
  • действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей.

Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности обусловлена диалектикой внутренних (личных) и внешних (социально-профессиональных) факторов.

Внутренние связаны с имманентным процессом перехода потенциальных возможностей в актуальные. Внешние связаны с требованиями педагогической деятельности, которые выступают регулирующей основой саморазвития педагога.

Самоактуализация есть единство внутреннего и внешнего (индивидуального и социального). Она  связана с осмыслением сторон общего саморазвития личности. Это явление изучается в аспектах:

  • как мотив (тенденции личности),
  • как процесс (механизм самореализации),
  • как эпизод (переживание ценностей бытия),
  • как результат (самоактуализация личности).

Современные исследователи делают акцент на мотивационном аспекте (более полное развитие личностных потенций)

Методы самоактуализации:

Гностический - осознанность индивидом специфических особенностей, которые часто актуализируются либо интуитивно правильно, либо неправильно,

Регулирующий вырабатывается в умении педагога адекватно себя проявить, опереться на свои индивидуальные особенности, компенсируя недостатки,

Процессуально-результативный вырабатывается на определенном уровне профессиональной активности и опирается на особенности, сформированные в опыте специальной организованной творческой деятельности.

Самоактуализация в профессиональной деятельности выступает как фактор:

  1. определяющий проектирование системы действий педагога в конструктивной деятельности,
  2. определяющий поведение в организаторской деятельности,
  3. определяющий позицию личности педагога в коммуникативной деятельности,

Самоактуализация педагога обуславливает самооценку возможностей педагога в их соотношении с предстоящими трудностями.

Одним из методов самоактуализации, развития педагога на самых разных уровнях – от моторных навыком до высших творческих взлетов является саморегуляция.

Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия - построение образа, получение однозначных ответов на вопросы: «Что наблюдать?», «Как наблюдать?». В условиях сложной педагогической ситуации такие ответы не всегда являются очевидными, приходится прилагать значительные умственные и физические усилия для того, чтобы их найти.

Управление вниманием основывается на несколько иных вещах. Управление непроизвольным вниманием возможно только косвенно, при утомлении либо болезни или стрессе непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Здесь нужен отдых, лечение, психофизический аутотренинг.

Аутогенная тренировка, или – кратко – аутотренинг, представляют собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг полезен  в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, и в том числе в педагогической работе, так как в общении педагогов с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой регуляции

Аутотренинг основан на сознательном применении человеком разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования. Активную роль при этом играет словесное самовнушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем

Такие тренировки полезна педагогам, имеющим большую нагрузку и сталкивающимися в жизни с индивидуальными проблемами

воспитатель, занимающийся аутогенной тренировкой, может больше дать своим ученикам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается. Аутогенная тренировка, улучшает состояние здоровья педагога, повышает его работоспособность, и, тем самым, увеличивает его педагогическую отдачу.

Завершить хочется словами Ушинского: " В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...

Методические материалы "Новые подходы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников".

Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями (законными представителями) диалогической направлен...

Сохранение и укрепление здоровья детей, как первоочередная проблема, нуждающаяся в новых подходах, доверительных партнерских отношениях педагогов ДОУ с родителями (статья)

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сегодня в первоочередную социальную проблему...

Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных  форм, ...

Консультация для педагогов " Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению"

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, ...