консультация для педагогов «Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях»
консультация на тему

Кудрявцева Елена Сергеевна

в помощь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx477.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ детскийсад присмотра и оздоровления «Колобок» г.Данилова Ярославской области

Консультация для воспитателей

«Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях»

Подготовила Е.С.Кудрявцева

– воспитатель 1 кв. категории

                            Ноябрь 2015 год

   Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

 Формы работы с семьей по педагогическому просвещению раз­нообразны. В этой брошюре речь пойдет о наглядной информации. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процес­са. В то же время она не предусматривает непосредственного контак­та педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть при­влечен ею и заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению наглядной информации в детском саду.

  • Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.
  •  В оформлении используются разнообразные материалы: паралон, пенопласт, береста, лоза, атлас, мех, макраме, папье-маше, пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание), а так же мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и привлекательности персонажей: пуговицы, бусинки, блестки, нитки мочала, вата; природный материал: семена тыквы, подсолнуха, арбу­зов, скорлупа яиц, грецких орехов, шишки, ветки, желуди; бросовый материал: катушки из-под ниток, пробки, пластмассовые бутылки, проволока, фольга, использованные фломастеры.
  • Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, на короне, фартуке, в морковках, клубничках, перьях птиц, вагонах поезда и т.д.
  • Материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция.
  •  Информация дается крупным печатным шрифтом на свет­лом фоне так. чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 мет­ров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
  • Уют и комфорт, необходимые для благоприятного воспри­ятия предлагаемого материала, создается за счет использования соче­тающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, салфеток на столе, наличия живых цветов, зелени, икебаны и, конечно, чистоты и порядка.

  • Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы основательно при­крепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
  • Информационные материалы регулярно обновляются в за­висимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.
  • Местом для оформления наглядной педагогической инфор­мации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды, стены у входа в детский сад

ОФОРМЛЕНИЕ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     Ниже приводится перечень и описание основных информационных уголков (рубрик), которые безусловно могут быть дополнены и расширены самими педагогами:

Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению

Настольная тематическая информация.

Уголок краткой информации.

Для чтения дома.

Музыкально-поэтический уголок.

Медицинский уголок "О здоровье"

Объявления.

"Благодарим"

"Рады сообщить вам..."

Вести с НОД.

Уголок творчества детей.

Меню.

ОКНО - очень короткие новости.

Фотоуголок настроения.

Режим, расписание НОД.

Выставка: "Сделайте вместе с детьми".

Фотоуголок: "С вашими детьми работают".

Уголок забытых вещей.

"Поздравляем".

Зеркало.

НАСТЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

     Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Вместо привычных заголовков, таких как "Советы родителям", лучше написать: "Секреты воспитания вежливого ребенка" или "Что делать, если ребенок упрямится?", "Как избавить ребенка от страхов". Заголовок располагается на одном из предметов сюжета и выделяется цветом, увеличенными размерами букв из фольги, тесьмы, соломки,  фетра и т.д.  Желательно раздевальную  комнату  оформлять  в едином стиле.

Правила и советы не концентрируются в одном месте, а разбросаны по стене: по одному совету-предложению даны персонажам, написаны на предметах задуманного сюжета. Так, у цыплят  в клювах - перья, на перьях - советы.  Звери: заяц, белочка, медведь держат в лапках любимые лакомства: морковь, орех, бочку с медом, на них - кармашки с советами.

 Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекомендации пишутся печатными буквами на светлом фоне (не допускается написание на красном, зеленом и других темных тонах бумаги), причем, чтобы не сливались тона, на которых написан текст, со стеной, можно окантовать силуэт предмета, персонажа яркими цветами.   Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность материалов, на которых помещены конкретные советы на тему "Если ребенок лжет" и др.

НАСТОЛЬНАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

     Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины, располагается на столике. Его желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы или икебаны соответственно времени года. У стола - 1-2 стула, рядом - крючок для сеток, сумок. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей, В изготовлении игрушек, сказочных персонажей, участвующих в настольной агитации, желательно привлечь детей, которые обращали бы внимание родителей на свой труд, и сами бережно относились к поделкам.

Настольная информация может быть представлена с помощью мягких легких игрушек, изготовленных из разнообразного материала. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более трех, обыгрывается персонажами.

Примерные варианты сюжетов:Черепаха, сделанная из скорлупы грецких орехов, держит плакатик с названием темы: "Если ребенок лжет".;На дереве (из бумаги), в гнезде (из ваты) сидит птичка (из накрахмаленных ниток), в клюве - тема: "Наказывая ребенка, нужно помнить..." Рядом с деревом - игрушки зверей, в лапках которых –советы;На пеньке - колобок, сшитый из ткани, в берете. На кисточке берета - тема "Предотвратить травматизм можно, если ...", а сове­ты находятся в шляпке грибка, на ягодке, в сердцевине цветка, рас­положенных рядом на столе;

Доктор Айболит держит телеграмму с темой: "Береги глаз, как алмаз" и шприц или карандаш больших размеров, на гранях ко­торых – советы и т.д.

УГОЛОК КРАТКОЙ ИНФОРМАЦИИ

      Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Этот уголок размещается на стенах коридоров, у входа в детский сад, раздевалку или в пролете между переходами. Как и предыдущие, рубрика оформляется нетрадиционно. Например, в виде радио, на котором строки М.Ю. Лермонтова:"Поверь мне, счастье только там, Где любят нас, где верят нам." В виде экрана телевизора, на котором написана пословица: "Учи жену без детей, А детей - без людей." ;В виде солнышка, приютившего высказывание Ушинского: "Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его";В виде цветка со словами Ж.Ж. Руссо: "Знаете ли вы, какой са­мый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это при­учить его не встречать ни в чем отказа".

В данном уголке должно быть только одно высказывание, пословица или стихотворение, причем напечатанное крупно, на светлом фоне.

УГОЛОК "ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДОМА"

Материалы данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сюжета настольной агитации. Так, если на столе тема и советы освещены на предметах сервировки, то на стене - поднос, на нем аппликации тарелок, самоваров, салфеток (из того, чего нет на столе), по количеству советов. Например: Если на столе изображена улица города: машины, дома, то на стене - светофоры с советами для родителей.

                                   УГОЛОК ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ

Стихи и песни, которые учат дети на занятиях по музыке, развитию речи и в свободное время, а также стихи, способствующие корректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах, тетрадях небольших размеров с тем, чтобы родители могли взять их домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запоминании, выразительном чтении. Иногда можно давать на дом "хитрые" задания всем родителям, такие как: "Нарисуйте картинки к куплетам песни, строкам стихотворения". Данные задания рекомендуется писать на каждую семью.

УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

В данном уголке - работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше домика, в руках Веселого Карандаша. Работы по  рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично, причем, они скрыты "забором", "травкой", чтобы родители не имели возможности сравнивать рисунок своего ребенка с другими. Выставки с детскими работами должны быть хорошо закреплены лесками, ажурной реечкой снизу.

Для показа рисунков и аппликаций можно использовать не только выставки, но и полочки с конвертами на каждого ребенка. Работы детей по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны, украшенных резьбой, плетением. Фамилии и имена детей можно написать на бортике полочки.

МЕДИЦИНСКИЙ УГОЛОК

С помощью этой рубрики родителям предоставляется возможность получить данные о росте, весе ребенка, о диете, режиме дня, получить ответы на волнующие вопросы по профилактике тех или иных заболеваний.

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Объявления вывешиваются соответственно в форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, с тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением. Если это, например, приглашение на новогодний утренник, то текст помещается в бороде Деда Мороза или на мешке с подарками.

РУБРИКА: "БЛАГОДАРИМ"

На красочном табло, в виде телеграммы, указа-свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, участвуют в других мероприятиях. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада. "Благодарим Бурматову Татьяну Николаевну, за помощь в пополнении уголка сенсорики .

Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения:

Он классный мастер - золотые руки!

За это уважаем мы его.

Он мастерит прекрасные игрушки,

На это время не жалея своего.

Иногда необходимо написать слова благодарности всем родителям за участие в конкурсе рисунков, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек. И даже если для некоторых эта благодарность будет адресована авансом, это будет способствовать активизации их деятельности.

Главное в оформлении этой рубрики - своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.

РУБРИКА: "РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ"

Эта рубрика может иметь и другие, похожие по смыслу, названия: "Приятные новости", "Наши успехи", но основной ее целью является сообщение родителям об успехах детей в труде, культуре поведения, в добрых поступках. Это можно давать короткой информацией как об успехах отдельных детей, так и всей группы.

Рубрика поможет знакомить родителей с теми вопросами воспитания, которые актуальны для детей данной группы на данный момент. Похвала нужна детям для того, чтобы вызвать их желание следовать прививаемым правилам, а родителям - веру в своих детей.

РУБРИКА: "ВЕСТИ С ЗАНЯТИЙ"

Эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.

В этой рубрике возможно и обращение педагогов, детей к родителям в виде просьбы оказать помощь в разгадывании ребусов, кроссвордов, в ответе на трудный вопрос, в составлении сказки, сти­хотворения или принять участие в ролевом чтении сказки и ее театрализации, изготовлении декораций, в совместном рисовании, апплика­ции, конструировании на заданную тему.

                                                   МЕНЮ

Табличка с меню так же, как и все другие, должна быть нескучной. Например, повар с поварешкой указывает на меню, которое написано на колпаке, глаз повара весело подмигивает, а уста говорят: "Приятного аппетита. Не обязательно меню вывешивать в раздевалке, лучше у входа в детский сад или в специально отведенном месте. Крупный печатный шрифт дает возможность быстрее ознакомитья с предлагаемым меню.

РУБРИКА: ОКНО - Очень Короткие Новости

Название может быть и другим. Например, "А знаете ли Вы...", но в отличие от уголка краткой информации здесь содержатся короткие сообщения о новых исследованиях в области педагогики, психологии, медицины, эта рубрика знакомит со статьями из периодической печати и новинками литературы. Оформить панно можно в виде раскрытой книги и др.

ФОТОУГОЛОК "ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ"

Уголок размещается в раздевальной комнате или в группе и служит визитной карточкой. Свои фотографии пришедшие утром дети показывают, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы заявляя о себе. "Здравствуй, я здесь". На обратной стороне можно написать фамилию, имя ребенка.

РЕЖИМ И СЕТКА ЗАНЯТИЙ

Эта информация по усмотрению педагогов может быть расположена в специально отведенных уголках помещения детского сада или раздевальной комнате.Желательно на первом собрании сообщить родителям данную информацию или раздать родителям памятки, так как она неизменна в течение года.

ВЫСТАВКА "СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"

Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям с детьми в семье.

На специальных полочках выставляются игрушки из бросового природного материала, куклы для театрализации сюжетов сказок, гирлянды, икибаны из замороженных солью веток, кленовых листьев, аппликации из листьев, семян и многое другое. Родители должны иметь возможность взять домой образцы и по возможности необходимые для изготовления поделок материалы, которые предлагаются тут же в коробках: глина, лоскутки ткани, кожи, фольга, цветная бумага, бусинки, природный и бросовый материал.

Для большего интереса родителей к этой деятельности следует объявить конкурс на лучшую работу с последующей выставкой поделок.

ФОТОУГОЛОК "С ВАШИМИ ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ"

       В этот уголок, оригинально оформленный в виде  колобка,солнышка, цветочной полянки, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех  руководителей,   педагогов,  специалистов, медиков и сотрудников детского сада, которые работают с детьми этой группы. Дополнить фотографии можно информацией об образовании, интересах этих людей.

Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.

УГОЛОК ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ

     Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей, помогут яркие игрушки больших размеров, прикрепленные невысоко к стене или на полу. Карман Чебурашки, гриб – Мухомор, корзина Медведя, фартук Лисы,  могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках — призывы или просьбы заглянуть в их кармашки. Надписи должны быть безобидными. Нежелательны такие названия, как "Уголок Маши - растеряши". Сделать это надо тактичнее. Например, на грибке-мухоморе, шляпка которого приподнимается,  а на ней написано: Чей платочек, Чей носочек? Чей платочек?  Чей носочек? Эй, ребята, не зевай, Свои вещи разбирай. Из корзины, которую несет медведь, выглядывает Машенька и указывает на надпись: Высоко сижу, Далеко гляжу. Все утерянные вещи В короб я сложу. В уголках  групп раннего развития  желательно наличие не одного кармашка, а нескольких: для платочков, носков, варежек... Например, в виде гусеницы с несколькими кружками-отделами для забытых вещей и   рисунками-указателями. На короне гусеницы - надпись: "Кто ищет, тот   всегда   найдет".   Использование   разнообразных   материалов   и предметов, необходимых для оживления персонажей - глаза подмигивают, рот открывается, ноги и руки двигаются, уши шевелятся, - вызовет особый интерес со стороны детей и взрослых и поможет в обыгрывании речи этих игрушек с целью привития и закрепления правил бережного отношения к своим вещам.

"ПОЗДРАВЛЯЕМ"

       Красочное панно с таким названием не трудно оформить в коридорах детского сада, а в раздевальной комнате поздравительные тексты можно поместить на доске объявлений. Следует помнить о том, что и поздравление родителей с праздниками, событиями не только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.

ЗЕРКАЛО

    Удивительно, но даже обычное зеркало, занимающее место на стене соответственно росту детей, является средством воспитания детей и взрослых.

Выработать привычку смотреться в зеркало можно в том случае, если оно будет забавным: в виде нарядной уточки, принцессы, , Петрушки, Чебурашки, белочки. Хорошо, когда эти персонажи обращаются к каждому с добрыми пожеланиями: "Улыбайтесь", "Будьте вежливыми", "Вы очень красивые", "Я люблю тебя"

 . C:\Users\муравьишки\Desktop\анимашки\122460298_60.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению раз­нообразны. Одним из направлений по работе с родителями служит...

Современные подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях

Современные подходы  к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях....

Содержание наглядной информации в уголках для родителей

(информация дополняется один раз в месяц и раз в квартал меняется основная тема. Необходимо соблюдать следующие принципы: актуальность, возрастной, динамичность, сезонность, краткость, четкость. В инф...

Консультация для педагогов " Содержание наглядной информации в уголке для родителей"

Консультация для педагогов " Содержание наглядной информации в уголке для родителей"...

Консультация для воспитателей «Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях»

 Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружа...

«Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях»

НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, В ВИДЕ СТЕНДОВ И УГОЛКОВ, УНИВЕРСАЛЬНА И ИМЕЕТ ОГРОМНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОНА НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО КОНТАКТА ПЕДАГОГ...