Театрализованная игра "Волшебные перевоплощения" для детей с ОНР
материал (старшая группа)

Хакимова Зульфия Раисовна

Театрализованная игра для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_teatralizovannoy_igry.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Игровая деятельность»

Театрализованная  игра «Волшебные перевоплощения»

Возрастная группа: старшая  логопедическая

Цель: создать условия для реализации творческих способностей  детей посредством театрализованной деятельности. 

Задачи:

- формировать умение перевоплощаться, с помощью выразительных средства: мимики, жестов, интонации;

- формировать умение понимать и передавать эмоциональное состояние героя, использовать разную интонацию голоса в соответствии с целью высказывания;

- способствовать умению инсценировать знакомый сказочный сюжет, согласовывать свои действия с действиями других детей;

- развивать координацию движений, пространственное восприятие;

- развивать образное и логическое мышление, память, воображение, внимание, фантазию, воображение;

- активизировать речевую активность детей, обогащать словарь, развивать слуховое внимание монологическую и диалогическую речь;

- работать над сценической речью: ритмом, темпом, дыханием, силой голоса, четкостью произношения, координацией речи с движением;

- развивать высотный диапазон голоса, изменять тембр голоса;

- развивать чувство ритма и рифмы;

- формировать нравственные качества: учить доброму отношению к другому, дружбе, умению сопереживать, уступать, оказывать помощь, быть не равнодушным к чужой беде;

- развивать у детей способность преодолевать сценическое волнение.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,    «Физическое развитие».

Предварительная работа:

- Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций, игра «Собери сказку из серии картинок», просмотр мультфильма по сказке «Грибок – теремок», беседа по прочитанному и просмотренному.

- Обогащение знаний об окружающем, о временах года. Беседы о животных, их повадках, особенностях поведения, о грибах, условиях их роста и т. д.

- Индивидуальная работа по исполнению роли, действий в соответствии с текстом. Упражнения на развитие интонационной выразительности, умения перевоплощаться.

Средства реализации:

Слайды «Времена года», импровизированная сцена - лесная поляна, деревья, грибы, игрушки белка, заяц, птичка, два зонта: маленький и большой. Шапочки, накидки, крылышки  для каждого персонажа сказки, стулья для зрителей и актёров.  Фонограмма «шум дождя», фонограмма песни "Где водятся волшебники" Ю. Энтина и М. Минкова, пиктограммы настроения.

     Ход игры

Дети входят в группу под фонограмму песни "Где водятся волшебники".

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте поиграем сегодня с нашей фантазией и воображением. Они нам помогут перевоплощаться в разных героев и перемещаться, куда захотим!

В мир фантазий, превращений

Мы сегодня попадём.

Дружим мы с воображеньем,

С ним до сказки мы дойдём!

- Предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие! В нашем воображении можно выбрать любое время года. Давайте решим, когда лучше отправиться в дорогу. Отгадайте мою загадку!

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

(Слайд «Осень»)

Развитие умения передавать эмоции, настроение с помощью мимики и выразительных движений.

- Хорошо ли путешествовать осенью? Почему?

Ответы и рассуждения детей (осенью хмуро, сыро, пасмурно, часто идут дожди, грустная, унылая пора). Как осеннее настроение можно передать с помощью мимики, показать на лице? Покажите (грустные лица детей).

- После осени наступает… зима. (Слайд «Зима»)

- Может быть, зима лучшее время для путешествий?

Рассуждения детей (зимой очень красиво, всюду белый снег, он искрится, сверкает, много веселых игр и праздников, но на улице очень холодно, мороз, дует ледяной ветер). Передайте зимнее настроение жестами, движениями. (дети ёжатся от холода, потирают руки, плечи, дрожат, закрывают лицо руками от ветра, зажмуриваются).

- Зиму сменяет…весна. (Слайд «Весна»)

Дети рассуждают о весенних изменениях в природе, в настроении. С каждым днем становится теплее, радостнее (мимика на лице), всюду тает снег и кругом вода, лужи, грязь, как это можно показать? (дети стоят, приподнимая то одну, то другую ногу, стряхивая воду и грязь).

- Но вот приходит …лето. (Слайд «Лето»)

Становится солнечно, тепло, радостно, распускаются цветы, поют птицы, дети и взрослые нежатся на солнышке. Передайте летнее радостное настроение мимикой и жестами (дети улыбаются, подставляют щёчки солнечным лучам, прыгают, хлопают в ладоши).

Так, когда же лучшее время для путешествий? (единодушный ответ: летом)

Итак, отправляемся!

- Закрой глаза, вокруг себя обернись

И в чудесном лесу очутись!

(Слайд «Лес»), на ковре появляются декорации елочки. Под елочкой

игрушечный заяц, на ветке белочка, на другой ёлке птичка, на полу муляжи грибов.

Пластический этюд «В лесу».

- Открывайте глаза. Посмотрите, мы в волшебном лесу! Вокруг высокая трава, идем, высоко поднимая колени, раздвигаем ветки деревьев. Смотрите, упавшее дерево! Дальше можно пройти только по узкому стволу. (Идём, как по бревну стопа к стопе). Ой, лужа у нас на пути! (перепрыгиваем). Ну вот, наконец-то вышли на открытую полянку. Посмотрите, красотища-то какая!

- Чего много в лесу? Ответы детей: деревьев, веток, листьев, белок, птиц, цветов, ягод, грибов. Давайте будем грибы собирать! Вон их сколько выросло! Но сначала потренируем дыхание.

Развитие направленного, продолжительного речевого выдоха и силы голоса.

- Сделать вдох под счёт (раз, два, три). Произнести 1-ю строчку потешки, затем незаметно добрать немного воздуха и досказать вторую строчку.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идём грибы искать!

(Дети под музыку собирают грибы. Берут только съедобные, кладут в корзинку, называя каждый гриб.)

Молодцы! Сколько грибов набрали!

Но грибы в лесу не только мы собираем. Лесные жители тоже любят ими полакомиться.

Развитие пластики, умения использовать выразительные движения, расширение высотного диапазона голоса, изменение тембра голоса.

Игра «Волшебные превращения».

- Маша, вокруг себя обернись и в медведя превратись! (на голову ребёнка надевается соответствующая шапочка).

- Кем ты стала? (Медведем)

- Какой он? (косолапый, неуклюжий)

- Покажи, как он ходит.

- Как медведь говорит? (низким грубым голосом, басом, протяжно)

- Произнеси потешку медвежьим голосом.

Педагог «превращает» несколько детей в разных животных и просит изобразить их пантомимой и голосом, произнося потешку:

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду грибы искать!

Заяц говорит испуганным, высоким, дрожащим голосом, прыгает на прямых ногах, прижав «лапки»

Лиса говорит ласковым, вкрадчивым голосом, нежно, протяжно, идет плавными движениями рук и ног.

Белка – быстро тараторит высоким голосом, прыгает, низко приседая.

Волк говорит низким голосом, завывая, быстро бежит, выбрасывая руки – «лапы» вперёд.

Ёжик говорит отрывисто, фыркая, делит фразу на слова, семенит ножками – «лапками».

Мышка – пищит тонким голоском, тихо, быстро бегает, пригнувшись, шустрая.

Развитие понимания эмоций, умения передавать эмоции с помощью мимики.

Детям, которые не участвовали в игре «волшебные превращения» предлагается представить, что они в лесу увидели настоящего медведя, зайца, крокодила и т.д.

- Каким станет выражение лица? Объясните, покажите!

Медведь, волк вызывают эмоцию страха, ужаса;

Белка, ёжик, заяц – радость, умиление;

Слон, крокодил в нашем лесу – удивление;

Никого не встретили – грусть, разочарование.

Подкрепить выражение эмоционального состояния показом пиктограмм: страх, радость, удивление, грусть.

- Как много всего интересного в лесу!

Включается фонограмма «шум дождя»

- Ой, кажется, дождь начинается!

Прячьтесь! (дети садятся на стульчики)

Формирование восприятия и отработка навыка использования в речи вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.

- Как вы думаете, это хорошо или плохо?

Ответы, рассуждения детей.

Педагог делает вывод:

- Если часто идёт дождь, то плохо: сыро, пасмурно. А, если давно не было дождя – трава и цветы вянут, животные и птицы хотят пить, земля трескается, речки пересыхают, то хорошо.

Давайте произнесём слова «Дождь начинается» с радостью, восклицательной интонацией. (для зрительной опоры показывается восклицательный знак)

- Дождь начинается!

С вопросительной интонацией (для зрительной опоры показывается вопросительный знак)

- Дождь начинается?

С повествовательной интонацией с эмоцией грусти (для зрительной опоры показывается точка)

- Дождь начинается.

Развитие чувства ритма и рифмы

Дождик

Летний вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

Дети ритмично щелкают пальцами рук

Ритмично притопывают.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.
 

Ритмично потирают ладонями о колени.

Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают в ладоши.

                                                                                                 Е.А. Алябьева


Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

А вы помните, что однажды произошло в лесу во время дождя?

Смотрите, какой гриб стоит на полянке! А под ним сундучок. Интересно, что в нем? Да тут костюмы к сказке! Педагог подзывает детей, надевает шапочки и крылышки. Вы узнали, из какой сказки эти герои?

- Правильно! Это сказка Владимира Сутеева «Под грибом».

- Давайте её разыграем!

Зрители и артисты садятся на стульчики.


Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку!

Звучит фонограмма «Шум дождя»

Слова автора читает педагог.

- Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Муравей (испуганно оглядываясь): Куда спрятаться?

- Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

- Сидит под грибом — дождь пережидает.

- А дождь идёт всё сильнее и сильнее…

- Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Бабочка (жалобно, плача): Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

Муравей (с недоумением): куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

Бабочка (упрашивая): Ничего! В тесноте, да не в обиде.

- Пустил Муравей Бабочку под грибок.

- А дождь ещё сильнее идёт…

- Бежит мимо Мышка:

Мышка (жалобно пища): Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка (пища): Потеснитесь немножко!

- Потеснились — пустили Мышку под грибок.

- А дождь всё льёт и не перестаёт…

- Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Воробей (охрипшим, простуженным голосом, кашляя): Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравей: Тут и места нет.

Воробей (жалобно): Подвиньтесь, пожалуйста!

Все (доброжелательно): Ладно.

- Подвинулись — нашлось Воробью место.

- А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц (испуганно кричит, оглядываясь): Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

Муравей (с сожалением): Жалко Зайца,  давайте ещё потеснимся.

- Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

Лиса (вкрадчивым голосом): Зайца не видели?

Все (дружно, громко): Не видели.

- Подошла Лиса поближе, понюхала:

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Муравей (уверенно): Где ему тут спрятаться!

- Махнула Лиса хвостом и ушла.

- К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

- Муравей задумался и говорит:

Муравей (задумчиво, размышляя): Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Лягушка (весело): Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! 

- Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Лягушка (весело): Эх, вы! Гриб-то…

- Не досказала и ускакала.

- Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

- А вы догадались?

Артисты берутся за руки и кланяются зрителям. Зрители аплодируют.

Вопросы после сказки:

- Что удивило животных, когда закончился дождь и они все выбрались из-под гриба? (ответы детей)

- Чему учит нас сказка? (добру, дружбе, взаимопомощи).

- Как вы понимаете слова: «В тесноте, да не в обиде»? (рассуждения детей)

- Вывод педагога: Кто друг другу помогает

Тому тесно не бывает!

Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад и из лета в осень!

- Закрой глаза, вокруг себя обернись

И в детском саду очутись!

Рефлексия

- Ну, вот мы и вернулись. Что нам сегодня помогало путешествовать?

(Фантазия, воображение, умение перевоплощаться)

- Вы сегодня очень хорошо потрудились и постарались! 

- Вы были настоящими актёрами. Молодцы!

- Вам понравилась наша игра?

- Ой! Смотрите, из леса-то мы вернулись, а ёлочки остались - чудеса! И после дождя под нашей ёлочкой тоже грибы выросли! (Педагог достаёт из-под ёлки корзиночку с шоколадными грибочками и предлагает детям помыть руки для угощения).

- До встречи!

Дети поют песню о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы « Театр и дети »

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для пониман...

Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста «Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей»

Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста«Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей» Оборудование: l  ширма для кукольного спектакля;l  игруше...

программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»

Актуальность        Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...