Проект.
проект (старшая группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx417.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад "Брусничка"

 г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО

Краткосрочный проект для детей 6-7 лет

«Суровая и красивая Арктика»

C:\Users\Татьяна\Desktop\iva-vyhnankova-medved2.jpg

Автор: воспитатель: Бакланова.А.В.

                                                                 Алиева.С.А.

Творческое название:  Суровая и красивая Арктика.

Воспитатель:  Ходченко О.А. Суслонова Н.И.

Целевая аудитория:  6-7 лет

Вид проекта:  исследовательский, познавательно-творческий

Участники проекта:  дети группы «Морошка» МБДОУ «ДС «Брусничка», родители воспитанников, воспитатели.

Срок реализации:  две недели.

Актуальность проекта:

        В настоящее время предполагается много путей и способов воспитания у детей любви к родной стране, региону, где они проживают, животным, обитающим в данной экологической зоне. Но нельзя забывать, что и любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагогов и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Чтобы это сделать, взрослый, в лице родителя и воспитателя, прежде всего сам должен знать природные особенности региона, в котором он проживает.

        Расширение кругозора детей – одна из задач, стоящих перед педагогом. Необходимо найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать чувства сострадания и бережного отношения к природе. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.

Проблема:  у детей недостаточно знаний о Севере, его климате, животном мире полярных районов и их особенностях. Имеющиеся знания не систематизированы.

Цели проекта:

  1. Ознакомление с природой Севера.
  2. Расширение кругозора детей о животном мире Арктики.
  3.  Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.

Задачи проекта: 

Образовательные:

- познакомить с природными условиями и животным миром Арктики;

- учить детей взаимодействовать с природными объектами;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать и анализировать, делать выводы;

- развивать речь детей, умение составлять рассказ о животных Севера, обогащать их словарный запас;

- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе любознательность;

- формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

- обсуждение целей и задач проекта с педагогами, детьми и родителями;

- накопление педагогами информационного багажа по теме проекта;

- подбор наглядных материалов, дидактических игр, художественной литературы, загадок;

- подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности.

II этап – практический: 

- внедрение в воспитательно – образовательный процесс методов и приемов по расширению знаний детей о природных условиях,  о животном мире Арктики;

- систематизация знаний.

III этап - заключительный: 

- выставка работ детей для родителей «Обитатели Арктики»;

- презентация библиотеки и видеотеки «Арктический край»;

- презентация проекта в виде выставки для родителей и демонстрация детям из других групп.

- подведение итогов и анализ работы.

План реализации проекта.

Раздел программы

Формы  работы с детьми

Познавательное развитие

   1. Рассматривание иллюстраций, фотографий арктических пейзажей, животных.

    2. Просмотр видеофильмов: «Арктика», «Жизнь, где мороз».

    3 .Занятие в библиотеке на тему «Хозяин льдов».

    4. Создание выставки  «Суровая и красивая Арктика».

    5. Рассматривание и чтение энциклопедий для детей.

    6. Исследовательская деятельность: работа с глобусом, проведение опытов.

Ознакомление с художественной литературой

 Чтение:

-  Н. Сладков. Во Льдах. Птичий базар. Полярной ночью. Разговоры во льдах. В тундре. Под снегом. Разговоры в тундре. Загадочные истории.

- В. Катаев. Цветик-семицветик.

- А. Членов. Как Алешка жил на Севере.

- Г. Банару. Там, где всегда мороз.

Развитие речи

1. Упражнения «Диалоги». Тема: «Охрана природы», «Животные Арктики», «Полярные исследователи».

2. Психогимнастика. Варианты: «Цирк», «Путешествие в Арктику», «Мамонтенок», «Арктические жители».

3. Логоритмика: «Напугаем медведя», «Мои умелые руки», «Ветер северный».

4. Дидактические упражнения: «Зачем и почему», «О ком я говорю», «Найди причину», «Кто где живет и чем питается?», «У кого какое жилище».

5. Составление описательных рассказов о животных: «Жители Арктики», «Животное, которое мне понравилось».

Продуктивная деятельность

  1. Рисование на тему: «Полярные жители», «Арктический пейзаж».
  2. Коллективная работа по созданию альбома «Какие забавные животные»

3.   Аппликация «Хозяин Севера».

4.   Бумагопластика «Касатка».

5.   Пластилиновая живопись «Пингвины на льдине».

6.  Совместная деятельность с взрослыми: оформление мини-макета «Арктика».

Игровая деятельность детей.

1. Дидактические игры: «Птицы, звери, рыбы»; «Найди лишнего»; «Домашние и дикие»; «Найди свою маму»; «Семья животных»; «Зашумленные рисунки»; «Паровозики для зверят».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Арктическая исследовательская станция» (с различными видами конструкторов), «Полярные исследователи», «Зоопарк».

3. Подвижные игры: «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух», «Ветер северный».

Работа с родителями

  1. Составление описательных рассказов о диком животном «Жители Арктики».
  2. Подбор стихов, загадок о диких животных с последующим оформлением альбома «Какие забавные животные».
  3. Организация библиотеки, видеотеки о жизни Арктики и её обитателях.
  4. Анкетирование родителей «О чем мне рассказал ребенок».

Список использованной литературы.

1.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1 и 3. М.,2006.

2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.,2004.

3.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005.

4. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.,1992.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1991.

6. Банару Г.А. Там, где всегда мороз. М., 2008.

7. Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. М., 1990.

8.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.,1992.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. м., 1990.

10.Хрестоматия для маленьких /Сост. Л.Н. Елисеева. М..1982.

Приложения

Занятие № 1. Знакомство с Арктикой и животными Севера

Пальчиковая гимнастика

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус):

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Воспитатель:

- Ребята, чтобы изобразить огромную территорию нашей Земли, ученные составили карту земного шара (показывает карту).

- А для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму ученные изобрели модель Земли – глобус, на нем размеры уменьшены в десятки миллионов раз.

- Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия?   (Глобус)

- Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

- Прежде всего, на глобусе есть два полюса:

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре и на карте показать.

(Дети показывают северный и южный полюсы на карте и глобусе)

Воспитатель:

Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.

Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?

- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы.

- Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

(демонстрация картинок с изображением белого медведя, моржа, тюленя)

Воспитатель:

- Почему эти животные живут в Антарктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается тюленями).

Воспитатель читает стихи про животных Арктики:

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Белый медведь

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Морж

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Песец

    Песец, полярная лисица,

      Жить в Заполярье не боится.

     Песцов от вечной мерзлоты

    Спасают шубы и  хвосты:

    Зверьки под хвостик прячут спины

       И спят – без пледа и перины.

Воспитатель:

- А растения могут расти в Арктике? (Нет, потому что там нет почвы).

Белый цвет – холодных вечных льдов,

Цвет земли – особый, он теплей:

Тундра пролегла вдоль берегов

Северных Арктических морей.

Лето тут короткое, зима

– тянется полгода:

Солнца – нет;

Но природа в тундре все ж жива.

Кто живет здесь? Дай скорей ответ!

(Дети называют животных: полярный волк, северный олень, песец, лемминг: все хищники питаются мясом, рыбой имеют теплый густой светлый мех, белая куропатка и белая сова имеют пушистое оперение, светлую окраску, питаются насекомыми и мышами - пеструшками).

 

Занятие № 2. Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель:

- Закрепить знания детей о сказке «Цветик – семицветик»;

- Продолжить воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;

- Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по сказке В.П. Катаева «Цветик -семицветик».

(Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик- семицветик»)

Отрывок из сказки:

«…Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

- Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

- Значит, не принимаете?

- Не принимаем. Уходи!

- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — Кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик,

оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий - в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой - самый большой. Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

- Ну и где же твой Северный полюс?

- Я там была.

- Мы не видели. Докажи!

- Смотрите - у меня еще висит сосулька.

- Это не сосулька, а Кошкин хвост! Что, взяла?» (Приложение 1)

После прочтения сказки воспитатель проводит беседу с ребятами. Задает вопросы, на которые ребята должны дать полный, развернутый ответ.

 Занятие № 3. Дидактические игры на тему «Животные Арктики»

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами продолжим беседу про животных Арктики. На нашем занятии мы поиграем с вами в игры на тему «Животные Арктики».

Игра № 1.

Сложи животное.

Дидактическая задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на несколько частей. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. (Приложение)

Игра № 2.

Что я за зверь?

Дидактическая задача: закреплять знания о животных Арктики. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Занятие 4.  «Загадки Арктики» с показом слайдов. 

Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле.

Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы. На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.

На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце. Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов. Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром. Здесь очень трудно ходить. Местность превращается в сплошное непроходимое болото, потому что за длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Её ещё называют вечная мерзлота. Поэтому-то и образуются болота.

Плавающие "ледяные горы". Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

Занятие 5. Животные Севера (слайды)

Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень,

дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,

закрывают глаза ладонями

Полгода — день.

Выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,

Соединяют руки над головой -«крыша»

И океан покрыт весь льдом.

Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не  встретишь.

 Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.

Делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,

Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.

Руки на поясе, стоят смирно

       

 

Воспитатель: А вы знаете, какие животные там живут?

Дети: Да.

Воспитатель:  Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?

Дети: Да, мы готовы.

Презентация:  «Животные севера».

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка.

( 1 слайд)

Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.

Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь.

( на слайде появляется картинка с изображением  белого медведя)

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

(2 слайд)

Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день?
Это?

Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Воспитатель: Молодцы, это тоже правильный ответ.

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой». 
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.

(3 слайд)

Ловкий маленький зверек,

Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
 

Дети: Это песец. Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые.

После каждого ответа детей на слайдах появляются картинки с изображением животных. За каждый правильный ответ хвалим детей.

(4 слайд)

Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит - зубом щелк:
Белый - бедный, сытый?

Дети: Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх.

(5 слайд)

Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый.

Дети: Морж. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.

Воспитатель: Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец.
(6 слайд)

Большая птица-

Мороза не боится.

С крыльями, а не летает-

Ловко прыгает, ныряет.

 

Дети: Пингвин. Пингвин — это особенная птица, которая откладывает яйца, но совсем не умеет летать.

(7слайд)

Летает бесшумно.
Кругом голова!
Полярная, белая
Птица?

Дети: Полярная сова. Полярная сова — активный хищник.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята». Ребята, кто 
такая Важенка? Какая она?

Дети: Важенка – мама оленёнка. Она смелая и заботливая.
Подвижная игра «Важенка и оленята».

 Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Всё, что не понятно.
Топают по снегу 
Оленята малые,
Терпеливо слушают 
Наставленья мамины.

Дети – оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идёт!» убегают в свои домишки – обручи. Тот, кто не успеет занять свой домик, считается пойманным. Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Важенка, у которой остались оба оленёнка, считается самой заботливой, а её дети – самыми послушными.

Воспитатель:  Как вы хорошо играли.

Воспитатель: Какая загадка для вас была трудной, а какая самой легкой?

 

Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.

Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.

Загадки

Он король полярных льдин,      

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (Ледокол)

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень) 

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг) 

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние) 

Знает каждый ученик

Самый южный материк.

Глобус мы перевернем

И название найдем. (Антарктида)

 

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)

  В эти темные полгода

С освещеньем туго.

В сумраке живет природа

За полярным кругом. (Полярная ночь)

Севера тут больше нет,

Ведь южней весь белый свет,

Льдины тянутся на юг,

И гуляют вьюги.

Северный полярный круг -

Даже тот на юге. (Северный полюс)

На планете это место

Чрезвычайно интересно.

Там совсем деревьев нет,

Не растет и клевер,

В этой точке юга нет,

А повсюду - Север. (Южный полюс)

Пробираюсь к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе. (Полярник)

 

ОПЫТЫ

                                                          ОПЫТ № 1. Лед тонет или нет?

Необходимы прозрачная емкость с водой, кусочки льда                      .                                                
        Как же появились эти айсберги? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. Что происходит с этими кусками льда? Плавают или тонут? Если мы поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Что мы увидим? Утонул он? Почему? Большая часть у айсберга тоже скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого? Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Наш корабль очень осторожно, прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы плыли на ледоколе, Этот корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины, прокладывая себе дорогу.

                
                                                                                 ОПЫТ № 2. Таянье льда.
Необходима чаша с водой, цветные кусочки льда.

         Мы окрасили воду в синий цвет и положили в чашу с водой ракушки. Когда океан был готов, мы запустили льдину. Дети наблюдали, как тает ледяная  тарелка. Внутри образуются дыры. Дети пришли к выводу: Если в тёплую воду положить лёд, он растает быстро, при этом вода в чаше станет холодная.


               
ОПЫТ № 3. Так почему шерсть медведя не покрывается льдом?

Необходимы: чаша с водой, крем, салфетки.

В чашу с водой опускаем руку и тут же вынимаем ее. Посмотрите. Какая она? (рука мокрая, покрыта тонким слоем воды).

Если бы сейчас был мороз, что случилось бы с водой? (она превратилась бы в лёд).

Теперь вытрите руки и слегка смажьте их кремом. Опустите руку в воду и выньте ее.

Какая она? (Вода собралась капельками).

Встряхнём руку. Что случилось? (Эти капли с руки слетели)

На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Так почему шерсть медведя не покрывается льдом?

Мех животного покрыт жировыми выделениями, которые препятствуют обледенению и намоканию

А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)

Подумайте, где человек использует явление не смачивания? (детали машин)

У медведя и лапы покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

                                                                              ОПЫТ № 4. Вечная мерзлота
Необходимы: два горшочка с землей (в одном земля заморожена), два стаканчика с водой, палочка.

• Одинаковое количество земли в них насыпано? (да).

• Вода одинаковой температуры? (да).

– Как вы думаете, что произойдёт, если мы выльем в каждый горшок по стакану воды?

 Наливаем в каждый из горшков по стакану воды.

– Почему же вода осталась на поверхности?

– Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же?

        В Арктике воде мешает вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.

         Если мы с вами сейчас возьмём полочку и воткнём её в землю, где вода впиталась (выполняем) – мы не обнаружим там никакой преграды.

        Но если мы попытаемся проткнуть землю во втором стаканчике (выполняем), то почувствуем, что там что-то мешает. Что это? Вечная мерзлота (многолетняя мерзлота). Я специально заморозила землю, чтобы вам было понятнее, что такое вечная мерзлота.                                                 .                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...