Формирование у детей нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении.
материал

Фуфарева Татьяна Геннадьевна

Формирование у детей нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Социальное развитие.137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...…….. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении ………………………………………………………….. 4

1.1. Система нравственных ценностей в современной педагогике ………...…... 4

  1. Дошкольное детство как возраст оптимальный для формирования нравственно-ценных ориентиров …………………………………………………. 6

Выводы по первой главе …………………………………………………………. 10

Глава 2. Социальное окружение дошкольника как среда формирования у детей нравственно-ценных ориентиров …………………………...……………..…….. 11

2.1. Роль семьи в формировании нравственно-ценных ориентиров ребенка .... 11

2.2. Влияние педагога-воспитателя на формирование нравственно-ценных ориентиров дошкольника …………………………………………………..……. 14

2.3. Значение детского коллектива в формировании нравственно-ценных ориентиров дошкольника …………………………………………………..……. 22

Выводы по второй главе …………………………………………………………. 25

Заключение ……………………………………………………………...……….... 26

Список литературы ………………………………………………...……………... 27

Введение

Актуальность работы. В настоящее время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям XXI века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема формирования нравственно-ценных ориентиров в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Степень научной разработанности темы исследования. Различные аспекты ценностных ориентаций рассматриваются педагогами (Н.А. Асташова, С.Г. Гладнева, Т.А. Казимирская, А.В. Кирьякова, P.P. Накохова, Г.П. Новикова, Е.В. Поленякина и др.).

Цель работы: охарактеризовать процесс и особенности формирования у дошкольников нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении.

Задачи работы:

  1. Изучить систему нравственных ценностей в современной педагогике
  2. Описать дошкольное детство как возраст оптимальный для формирования нравственно-ценных ориентиров.
  3. Обозначить социальное окружение дошкольника как среду формирования у детей нравственно-ценных ориентиров.
  • изучить роль семьи в формировании нравственно-ценных ориентиров ребенка.
  • выявить влияние педагога-воспитателя на формирование нравственно-ценных ориентиров дошкольника.
  • определить значение детского коллектива в формировании нравственно-ценных ориентиров дошкольника.

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении

1.1. Система нравственных ценностей в современной педагогике

Прежде чем ответить на вопрос как решать задачу формирования нравственных ценностных ориентаций, следует определить систему нравственных ценностей, на которые нужно ориентировать детей. На основе изучения представлений о ценностных ориентациях нравственного воспитания в отечественной педагогике, классификаций ценностей, гуманистических и христианских идей педагогики и психологии можно разделить нравственные ценности на группы. Фундаментальной ценностью выступает сам Человек, его жизнь, здоровье и благо. И вокруг неё строятся все остальные ценности, которые в обобщённом виде можно представить как гуманность, достоинство и честь, патриотизм, труд [5; 17-26].

  1. Гуманность - самая первая и важная ценность, которую необходимо воспитывать с младенчества. Она выражается в сочувствии, любви, доброте, отзывчивости, эмпатии и т.д.

Любовь - это глубокое сердечное чувство человека к окружающим людям. Очень важно любить людей и проявлять свою любовь к окружающим, особенно к членам семьи и друзьям: помогать, уступать, утешать, сопереживать, заботиться, делать то, что может их порадовать.

Мир - это согласие между людьми, когда нет вражды и ссор. Важно хранить мир в душе, семье, группе детского сада, стране и во всем мире. С этим ориентиром тесно связываются понятия справедливости, миролюбия, дружелюбия, взаимопонимания.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу [10; 27-30].

  1. Достоинство и честь

Честь означает нравственное внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость, т.е. свободу. Честь и достоинство в детском возрасте можно развить через понятия свободы, совести, истины или честности.

Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают.  Важно сохранять свободу других людей: с уважением относиться к их мыслям, желаниям, поступкам.

Совесть - это внутренний голос человека, который помогает различать добро и зло, подсказывает, как правильно поступить.

Истина - это правда, то, что по-настоящему существует [10; 27-30].

  1. Патриотизм

Патриотизм - это глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со всей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, природе, тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага [1; 14-17].

  1. Труд

Труд - это работа, которая приносит пользу тебе и окружающим. На основании того, как личность относится к труду, можно судить о других ее качествах. Отношение человека к труду определяется многими показателями: активностью, добросовестностью, старанием и др. Однако эти признаки могут быть объединены одним определяющим словом – трудолюбие [9; 13-31].

Таким образом, важно решать проблему формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников в соответствии с представленными нравственными ценностями и большое внимание уделять формированию у детей перечисленных нравственных качеств.

  1. Дошкольное детство как возраст оптимальный для формирования нравственно-ценных ориентиров

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств [3; 14-19].

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей [4; 21-29].

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали.

С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые он предлагает им совершать. Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».

Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников [7; 117].

К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми [6; 106].

Таким образом, воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении.

Выводы по первой главе

Таким образом, фундаментальной нравственной ценностью выступает сам Человек, его жизнь, здоровье и благо. И вокруг неё строятся все остальные ценности, которые в обобщённом виде можно представить как гуманность, достоинство и честь, патриотизм, труд

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения у дошкольников осуществляется в единстве и обеспечивает формирование у них нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении.

Глава 2. Социальное окружение дошкольника как среда формирования у детей нравственно-ценных ориентиров

2.1. Роль семьи в формировании нравственно-ценных ориентиров ребенка

С момента рождения семья организует жизнь ребенка по социальным правилам: его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. В первом полугодии жизни у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положительное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития. На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интонации речи. Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют освоению ребёнком социальных форм поведения.

В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействий малыша с окружающим миром. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.

Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность [2; 52].

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо». У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих. Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка [2; 53].

Таким образом, в возрасте 3-7 лет у детей в результате семейного воспитания складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

2.2. Влияние педагога-воспитателя на формирование нравственно-ценных ориентиров дошкольника

Воспитателю детского сада доверено государством формирование у самых юных граждан основ высоких моральных качеств гражданина России. Выполнить такую ответственную и почетную задачу может педагог, который сам обладает этими качествами. Только такой педагог может донести до детей социальный смысл происходящих общественных событий, показать в каждодневных будничных делах трудолюбие людей, товарищескую взаимопомощь, умение откликнуться на чужую беду, бескорыстно прийти на помощь. Дети во всем подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убежденностью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям.

Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма, сможет формировать у детей чувство любви к Родине, патриотизм, уважение к трудящимся, их труду. Педагогу детского сада должно быть свойственно стремление к самовоспитанию, строгому контролю за своим поведением и отношением к окружающим. Он должен систематически повышать свой идейно-теоретический и профессиональный уровень.

Одним из основных в педагогике является положение о ведущей роли в воспитании целесообразно организованной деятельности детей. Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках является ведущим методом нравственного воспитания. В практической деятельности ребенок накапливает нравственный опыт, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам.

Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты: зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.

Педагог, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам воспитатель многократно напоминает о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагает помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу и т. д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

В средней группе воспитатель, опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний нередко сначала обращает внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т.п. Например: «Я вижу, что Сережа чем-то огорчен. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив, в чем причина беспокойства мальчика, педагог привлекает детей к проявлению заботливого отношения к сверстнику. Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчает это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращается к детям с вопросом о том, как можно порадовать заболевшего товарища (нарисовать общий рисунок, послать письмо).

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Воспитатель обращает внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобряет поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, педагог вместе с тем активно обогащает нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным, примером, тактичным замечанием. Особое значение он придает культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д. Воспитатель также формирует у детей умение проявить такт и уважение в разговоре со взрослым, оказать ему внимание [8; 116-143].

Педагогу важно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Под его влиянием у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш отнял игрушку у сверстника. Можно предположить, что он невоспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример. Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить), как следовало бы действовать в подобной ситуации.

Используя оценку как метод воспитания, педагог учитывает возраст детей. Так, малышей он стремится почаще одобрить, похвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создает у них хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах. При оценке поступков старших дошкольников учитываются проявление ими инициативы, волевых усилий, сдержанности, умения вести себя в соответствии с известными моральными нормами как в присутствии воспитателя, так и оставаясь на некоторое время без него (например, при выходе на прогулку, разговоре педагога с родителями, посещении группы посторонними лицами и т. д.). Воспитатель становится более требовательным в оценке, сдержаннее пользуется поощрением, чаще прибегая к рассуждениям типа: «Старшие дети и должны правильно поступать. Этому вы уже научились, и стыдно заставлять взрослого снова напоминать о правилах, которые вам давно известны». Он выражает и недовольство отдельными детьми, осуждает их отрицательные поступки. Порицание, замечание, звучащие в его оценках, служат детям предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Поэтому так важно, чтобы педагог выражал уверенность, что отрицательный поступок случаен, что он не будет повторен провинившимся. При таком подходе гораздо легче избежать случаев негативизма, упрямства, неподчинения разумному требованию. Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, воспитатель не должен осуждать самого ребенка.

В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого воспитателя.

Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища, и т. п. Действия воспитателя они копируют и в играх. По примеру взрослого дети охотнее включаются в труд, проявляют волевые усилия, не бросают работу незаконченной. Положительно-эмоциональное отношение педагога к процессу труда также влияет на детей; взрослый заражает их своим оптимизмом, постоянной готовностью включиться в работу [2; 55].

Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Колю». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и построение проходит без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Максим повесил свою одежду в шкаф! Он не торопился, постарался. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.

Дошкольники и самостоятельно подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Воспитатель стремится предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, он разъясняет, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, педагог одновременно прибегает и к методам разъяснения и убеждения.

Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, дается доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых - выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершенного поступка.

В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы. Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками и т. д. Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.
Проведение бесед на этические темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого вопроса, с тем чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств [2; 57].

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Писатели 20 века создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой), добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова), осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т. д. Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомят с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней.

В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.
Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, плясок создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах воспитатель создает условия для усвоения положительного нравственного опыта. В младших группах он указывает детям, как надо поступить в той или иной ситуации, как правило непосредственно адресуясь к конкретному ребенку. В средней группе, используя имеющийся у детей опыт, педагог больше прибегает к напоминанию, предлагает подумать, как надо поступить. В старших группах значительно шире используется метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив.

В младших группах воспитатель стремится возможно чаще одобрять каждого из детей за малейшее проявление самостоятельности, инициативы. В средней группе оценки его становятся более мотивированными, включают разъяснение всем детям морального смысла действий и поступков. В группах старшего возраста педагог оценивает детей сдержаннее, подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом [2; 58].

Таким образом, в детском саду благодаря педагогическому воздействия воспитателей на воспитанников поведение детей становится все в большей степени осмысленным, дошкольники накапливают опыт нравственного поведения, возрастает их самостоятельность и способность оценить свое поведение.

1.3. Значение детского коллектива в формировании нравственно-ценных ориентиров дошкольника

Детский коллектив - детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.

В игре со сверстниками ребёнок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их» [2; 56].

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.

Социально-психологический климат детского коллектива - эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе дошкольников и отражающая систему межличностных отношений в нем. Он способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности.

Сплоченность детского коллектива - степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к различным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели.

В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младших дошкольных возрастах оно ситуативно, либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старших же возрастах дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старших дошкольных возрастах, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то же только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а кто-то пассивен, подчиняется другим и т.п. Однако какими бы то ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке. У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка [8;  116-143].

Таким образом, в детском коллективе у дошкольников создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.

Выводы по второй главе

Таким образом, социальное окружение дошкольников представлено семьей, педагогами-воспитателями и детским коллективом.

В возрасте 3-7 лет у детей в результате семейного воспитания складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

В детском саду благодаря педагогическому воздействия воспитателей на воспитанников поведение детей становится все в большей степени осмысленным, дошкольники накапливают опыт нравственного поведения, возрастает их самостоятельность и способность оценить свое поведение.

В детском коллективе у дошкольников создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.

Заключение

Выделим основные моменты проделанной работы:

Фундаментальной нравственной ценностью выступает сам Человек, его жизнь, здоровье и благо. И вокруг неё строятся все остальные ценности, которые в обобщённом виде можно представить как гуманность, достоинство и честь, патриотизм, труд

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения у дошкольников осуществляется в единстве и обеспечивает формирование у них нравственно-ценных ориентиров в социальном окружении.

Социальное окружение дошкольников представлено семьей, педагогами-воспитателями и детским коллективом.

В возрасте 3-7 лет у детей в результате семейного воспитания складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

В детском саду благодаря педагогическому воздействия воспитателей на воспитанников поведение детей становится все в большей степени осмысленным, дошкольники накапливают опыт нравственного поведения, возрастает их самостоятельность и способность оценить свое поведение.

В детском коллективе у дошкольников создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.

Список литературы

  1. Борисова Е.В. Воспитание патриотизма в современном социокультурном обществе // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №5. - С. 14-17.
  2. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 116с.
  3. Ерофеева Т.И. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. – 2013. - №10. – С. 14-19.
  4. Кисленко В.Я. Особенности усвоения социальных норм в дошкольном возрасте // Педагогические аспекты социальной психологии. - Минск, 2012. – С. 21-29.
  5. Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2013. - №4. - С. 17-26.
  6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А., Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.: Наука, 2012. – 284с.
  7. Нравственное воспитание дошкольников / под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Наука, 2014. – 330с.
  8. Репина Т.А. Золотарева Е.К. Значение внутренней деятельности в формировании нравственных представлений о нормах отношений со сверстниками // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: сб. науч. трудов. - М.: Наука, 2014. – С. 116-143.
  9. Чернецов П.И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема: Методологические основы его воспитания // Вестник Челябинского ун-та. Сер. 5, Педагогика. Психология. – 2013. – № 1. – С. 13-31.
  10. Шепилова Н.А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2013. - №4. - С. 27-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА: ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА,РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА: ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ на 3 квартал...

«С чего начинается Родина…?!» (Опыт работы по формированию первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении)

Формировать чувство привязанности к своим  близким, своему дому, детскому саду. Воспитывать  у детей  любовь к своему родному городу, своей малой  Родине на основе прио...

«Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»

Формирование нравственно- ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Семья и дошкольное учреждение - два важных ...

Справка по итогам тематического контроля "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда"

Справка по итогам тематического контроля "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда"...