Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория Профессора Почемушкина»
план-конспект занятия (старшая группа)

Замалова Эльвира Наилевна

Опыты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_laboratoriya_professora_pochemushkina.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе

«Лаборатория Профессора Почемушкина»

Цель: Расширение и закрепление представления детей о свойствах воды

Задачи:

Образовательные:

-Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

-Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о

свойствах воды.

-Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и

детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающие:

-Способствовать развитию любознательности.

-Развивать внимание детей.

-Способствовать развитию логического мышления: определять тему,

проблему исследования, последовательность исследовательской

деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные:

-Продолжать воспитывать культуру поведения.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

-Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Предварительная работа: 

-чтение произведений художественной литературы;

-беседа с детьми о значении и свойствах воды;

-проведение отдельных опытов с водой.

Методы и приёмы:

-беседа;

- сюрпризный момент;

-загадки;

-совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность).

Материал и  оборудование: иллюстрации по теме «Вода», раздаточный

материал на каждого ребёнка: одноразовые прозрачные стаканчики с водой,

салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведёрко.

Словарная работа: вводить в словарь детей существительные (лаборатория,

опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие

свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет).

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент: 

Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись

за руки.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель:

Хорошо учился в школе,

Институтский курс освоил.

Все науки изучал,

Академиком он стал.

Книг прочёл, наверно тонны!

Настоящий он... УЧЁНЫЙ

Воспитатель: Скажите, чем занимаются учёные?

Предполагаемые ответы детей: Учёные занимаются наукой. Наука — это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают.

Воспитатель: Где работают учёные?

Предполагаемые ответы детей: В научной лаборатории.

Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Предполагаемые ответы детей: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.

Сюрпризный момент:         

Воспитатель:  Ребята к нам в гости сегодня пришел Профессор Почемушкин (появляется на интерактивной доске)

Профессор: Здравствуйте, ребята! Я Профессор Почемушкин. Я хочу пригласить в свою лабораторию, где вы почувствуете себя   настоящими учеными. Вы согласны?

Предполагаемые ответы детей: Да

Профессор: Я предлагаю вам провести опыты с водой! А вы знаете, в каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Почемушкин читает загадки, а дети показывают иллюстрации с отгадкой

(картинки отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это ... (Дождь).

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые ... (Снежинки).

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (Снег).

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадёт. (Сосулька).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что объединяет все ответы на загадки

Профессора?

Предполагаемые ответы детей: Это вода.

Воспитатель: Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Кто мне напомнит?

Предполагаемые ответы детей:  Она может быть жидкой, твёрдой и газообразной.

Профессор: Сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить

опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять

свои рабочие места.

Дети рассаживаются по 2 человека за один сто).

Профессор: Приступим к нашему исследованию.

Опыт № 1. «Вода — жидкость».

Профессор: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на

блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и

растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку?

Предполагаемые ответы детей:  Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и

может течь, то её называют жидкостью.

Профессор:Совершенно верно.

Вывод: вода — жидкость.

Опыт № 2. «Вода бесцветная».

Профессор: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета

молоко?

Предполагаемые ответы детей:  Белого.

Профессор: А можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Предполагаемые ответы детей:  Нет. Она прозрачная.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Профессор: Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Профессор: Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Предполагаемые ответы детей:  Нет.

Вывод: вода — прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Профессор: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет?

Предполагаемые ответы детей: У воды нет запаха.

Профессор: Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет?

Предполагаемые ответы детей:  Апельсином.

Профессор: Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Профессор: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус?

Предполагаемые ответы детей:   Нет.

Профессор: А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус?

Предполагаемые ответы детей:  Да.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Делать научные открытия — дело не из лёгких, поэтому в

лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко

отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик скачет по дорожке,

Как мальчишка озорной, (Прыжки)

Громко хлопает в ладоши

И от счастья сам не свой. (Хлопки)

Летний дождь - всегда веселый.

Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

Вот и тополь стал зеленый,

Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево - вправо)

Как игрушки в магазине,

Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)

Небосвод стал синий-синий.

В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики») 

 Воспитатель приглашает всех подойти к его столу.

 Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы».

Воспитатель: Скажите, что стоит на столе?

Предполагаемые ответы детей:  Таз с водой.

Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там

увидели?

Предполагаемые ответы детей:  Свое лицо, отражение.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Предполагаемые ответы детей:  В зеркале, в витрине магазина и т. д.

Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Предполагаемые ответы детей:  Очень плохо, оно размытое.

Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода

неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия.

Профессор: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает водах?

Предполагаемые ответы детей:  Вода прозрачная, без запаха и не имеет вкуса.

Профессор: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю,обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы

расскажете своим друзьям и родителям. До свидания, ребята!

Воспитатель: Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших

следующих опытах. Спасибо вам, ребята.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: «Учитель», 2014.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2014.
  3. Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2012.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004.
  5. Добро пожаловать в экологию!  /  Сост.  О.А.  Воронкевич. – М.: «Детство-Пресс», 2014.
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015.
  7. Нищева Н.В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.

Интернет ресурсы:

1. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/18/nod_po_fgos.doc 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух».

Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Задачи:- способствовать расширению знаний о воздухе;- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительнос...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Магнетизм.

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.Магнетизм.Цель: формировать представление о магните. Расширять словарный запас детей. Развивать любознательность, са...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Чистая вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, познавательно-исследовательская деятельностьдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чистая вода»Интеграция образовательны...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"

кнспект занятия  по исследовательской деятельности  в подготовительной группе...