Конспект занятия "Волшебный магнит"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Конспект занятия "Волшебный магнит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_magnit.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

Воспитатель эмоционально включает детей в действие

2.

Вид деятельности детей

Двигательная, музыкальная, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Волшебный магнит»

2.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Наглядный, практический, показ, демонстрация, вопросы, обсуждения, сравнение, наблюдение, сюрпризный момент.

3.

Интеграция образовательных областей

познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

4.

Возрастная группа

5-6лет.

5.

Цель:

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

6.

Задачи:

6.1

-образовательные:

формировать у детей представления о свойствах магнита (притягивание металлических предметов).                                            

6.2

- развивающие:

развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения; развивать стремление к познанию через экспериментальную деятельность; развивать речевую активность.

6.3

- воспитательные:

воспитывать инициативность, самостоятельность.

7.

Планируемые результаты:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности; научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

8.

Организация среды для проведения занятий(образовательной деятельности)

Материал:

- демонстрационный: «волшебная перчатка», письмо, два контейнера с водой, магнитная доска, карта «Умный магнит»: 2 мольберта.

- раздаточный: магниты разных размеров, картинки с предметами, сделанные из разных материалов (резиновый мяч, пластмассовый кубик, железный ключ, железные ножницы, железная ложка, скрепка, пластмассовая кружка, замок, тетрадь, простой карандаш), удочки, 3 стакана, 2 линейки деревянные, 1 пластмассовый контейнер, 3 картона, прямоугольник пластмассовый.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

 Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом, игра «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв».

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Ребята, заходят в зал.

(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

1 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

-Дети, сегодня к нам обещал приехать на своей машине еще один гость.

В группу входит, толкая автомобиль запыхавшийся Незнайка.

Воспитатель: Посмотрите, дети, кто это?

Дети: Незнайка!

Воспитатель: Правильно, Незнайка! Незнайка, а почему ты не едешь на машине, а толкаешь ее?
Незнайка: Ох, и устал же я, пока эту машину дотолкал. А все Винтик и Шпунтик виноваты, сделали машину, а она ехать не хочет, да еще по дороге к ней, что-то прицепляется.
Воспитатель: Что ты ворчишь Незнайка, что у тебя случилось?
Незнайка: Да вот, ехал я ехал, как вдруг брямс, треньсь, бух – и все встала машина. Я ей и газ воды в бак подлил и сиропа, а она не едет. Да еще к мотору какая – то штуковина прицепилась. Я её отрываю, а она обратно прицепляется.

3 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель. Дети, поможем починить машину Незнайке?

Дети: Да.

мотивирует к дальнейшей деятельности

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети

формулируют цель своей

деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая машина! Почему она не едет? (к машине прицепился магнит)

Дети: Потому что к машине прицепился магнит.

Воспитатель: Дети, что мешало ехать машине?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Незнайка, мы магнит убрали, завелась твоя машина.

Незнайка: Ура! Она снова едет!

Воспитатель: Не такой уж и страшный этот магнит. Просто он прицепляется к разным железным предметам, а мы его убрали и машина завелась.
Незнайка: Спасибо вам большое, детишки! Вы мне очень помогли! Мне стало очень интересно узнать о магните и о его чудесных свойствах.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходи и внимательно слушай.

2 мин.

II

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретённых знаний

  1. Задание:

Посмотрите на экран.                                                                                

1 Слайд:

Волшебный магнит

2 Слайд:

(Картинка-замок изумрудного города)

3 Слайд

Много-много  лет назад, люди нашли в  горах минерал - камень  черного цвета, с красивым металлическим  блеском и назвали его магнетит, сейчас современное название магнит.

4 Слайд

Ученые считают, что название камня «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - это город – «Магнезия».

5 Слайд:

Кусочки магнита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать  их для разных целей.

6 Слайд:

Люди делают  из магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Считается, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.

7  Слайд:

Человек использует магнит  в конструкторах, значках- магнитах,  магнитной  азбуке , компасе.

Возьмите каждый по магниту, сейчас мы его рассмотрим.

Ребята, какого цвета магнит? (черный, желтый). Что мы можем сказать про цвет магнита? (может иметь разный цвет) Какой формы магнит? У меня круглый. А у вас? (круглый, прямоугольный). Значит разные формы имеет магнит? (да). А какой у него размер? У меня маленький? А у вас? (большие и маленький).  Имеет ли магнит запах? (нет).  Какой магнит на ощупь? Гладкий или шероховатый? (гладкий). Холодный или теплый? (холодный). Твердый или мягкий? (твердый).

-Ребята, сделаем вывод: магниты гладкие, холодные, твердые, бывают разного размера и могут иметь разную форму.

- Сейчас я вам загадаю загадку:

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним мы сможем непременно

Найти иголку в тоге сена.     (магнит)

- Как с помощью магнита мы можем найти иголку в огромном стоге сена? (примагнитить)

- Да, магнит обладает таким свойством. Притягивает железные предметы.

-Незнайка, ты запомнил?

Незнайка: да

 

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

2. Задание

- Как вы думаете, магнит может притягивать другие материалы кроме железа?

- Чтобы нам это узнать, мы с вами проведем эксперимент, который называется «Волшебная перчатка». Почему она волшебная мы сейчас узнаем. Для этой игры нам понадобятся предметы, которые лежат на столе.

- Я надеваю перчатку (в перчатке магнит) и подношу к каждому из предметов (распределяем предметы в две коробки: притягиваемые магнитом и нет)

- Что общего у предметов, которые прилипли к перчатке? (сделаны из железа).

- Так значит, что делает перчатку волшебной? (магнит)

- Эксперимент прошел удачно, а теперь мы должны свой эксперимент отметить на карте, которая называется «Умный магнит», она состоит из двух частей. А для этого у нас есть карточки с изображением этих предметов. На первой карте слева написано «да+», сюда мы ставим фотографии тех предметов, которые магнитятся, а на правой справа «нет –» - не магнитятся.

- Ребята, посмотрите, есть ли такие предметы, которые изображены на наших картинках? (нет)

- Давайте подумаем, на какую карту мы их поставим? (дети думают, распределяют картинки по частям)

- Сделаем вывод: магнит притягивает только железные предметы, не притягивает предметы, сделанные из бумаги, резины, дерева, пластмассы, стекла.

- Ну что, Незнайка, понравился тебе наш эксперимент?

-Да, очень!

3 мин.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

- Ребята, смотрите письмо. Давайте прочтем его.

«Дорогие ребята! Пишут вам лягушата. Наш пруд загрязнен различным металлическим мусором. Мы поранили себе ножки. Просим вас о помощи».

- Незнайка, поможем? (да)

- Посмотрите, как загрязнен пруд. Мы сможем его почистить при помощи удочек на концах которых, вместо крючка магнит. (дети собирают металлический мусор).

- Что нам помогает собирать мусор? (магнит)

-Он помощник или враг? (помощник)

-Какой вывод мы можем сделать? (магнитные силы действуют в воде)

- Незнайка, ты запомнил?

-Да!

7 мин.

Проводится музыкальная разминка

III.

Заключительная часть

- Незнайка, ребята, а хотите узнать через какие предметы действует магнит еще?

- Да!

- Перед вами лежат предметы, сделанные из разного материала (стекло, дерево, пластмасс, бумага). Предлагаю вам каждому взять один из предметов, на одну сторону приложить скрепку, а на другую магнит.

- Ребята, что мы видим?

-Магнит притягивает скрепку, несмотря на препятствие.

-Какой мы можем сделать вывод: что магнитные силы действуют через предметы.

- Незнайка, понравилось ли тебе проводить с нами время?

- Я очень рад, что побывал у вас в гостях. Я многое узнал о магните, о его свойствах. Спасибо вам, ребята! А теперь мне пора отправлять домой!

4 мин

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

-Ребята, вы молодцы! Как магнит помогает нам в нашей группе? Мы его используем? (да, изучаем буквы, цифры, выкладываем цветочки).

А еще магнит обладает множеством других свойств. Ну а это будет другая история. А наша история заканчивается.

Итог занятия.

- Ребята, давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня на занятии?

- Давайте еще раз с вами повторим, какой бывает магнит?

- Какие предметы он притягивает?

- А может ли притягивать предметы, сделанные и других материалов?

- Кому мы сегодня помогали?

-Что больше всего вам понравилось?

- Мне тоже понравилось как вы работали на занятии. Я хочу вас поблагодарить, подарить вот такие красивые магниты.

2 мин.

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Магнит-фокусник"

Для детей старшей группы.Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.Образовательная область: Познавательно-исследовательская де...

Конспект НОД "Магнит творит чудеса"

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы...

Конспект НОД «Магнит и его свойства» для детей средней группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Магнит и его свойства"...

Конспект НОД "Магнит и его свойства"

ознакомление детей с магнитом...

Конспект ОДД "Магнит и его свойства" средняя группа.

Развитие представлений о свойствах магнита, его использовании....

Конспект НОД - Магнит и его свойства

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Магнит и его свойства».  Цель: Создание условия для формирования представлений о магните и его свойствах....

Конспект НОД "Магнит. Свойства магнита"

Для  детей старшей группы....