Консультация для педагогов "Формирование связной речи и речевого дыхания на занятиях и в свободной деятельности"
консультация (старшая группа)

Черкашина Нина Александровна

Консультация будет интересна как опыт работы по формированию связной речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи и речевого дыхания на занятиях и в свободной деятельности.

На 4 году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Уже появилась способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька-сосулька).

У детей 3-4лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы и высоты голоса.

В словаре детей 4 года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей. Например, в нашей группе есть 2 ребенка, речь которых трудно понять, причем Кирюша говорит много и эмоционально, жестикулируя при этом, а Леня – меланхолик по характеру и говорит редко и мало, при просьбе повторить медленно, по слогам, ребенок довольно чисто воспроизводит слово, а при самостоятельном повторении снова получается абракадабра. А есть у нас Рома, у которого задержка речевого развития, ребенок почти не произносит слова, предпочитая мычать и злится, если его не понимают.

Работу по речевому развитию мы ведем не только на занятиях, но и каждую минуту общения с детьми.  Например, каждый день начинается с бесед на различные темы.  Это можно отследить по планам работы. Темы бесед различные, что видели по дороге в детский сад, кого встретили, было ли темно, видели ли звездное небо, ехали ли навстречу машины, бегали ли собаки, не лаяли на вас, принесли ли вы корм для птичек и т.д. и т.п.

При этом развивается диалогическая речь,  используются в речи глаголы, наречия, прилагательные и местоимения. Вводятся в речь и родовые понятия.  Например, в игре « Кому это нужно? Показывается картинка и ребенок  называет предмет, его назначение, цвет, форму, классифицируем предметы. Например, наши дети неплохо классифицируют :овощи, фрукты, одежду, мебель, игрушки, посуду, деревья, цветы, домашних и диких животных. У нас в подборке  очень  много предметных и сюжетных картинок, которые в работе почти ежедневно, так как лежат они в «волшебных», оклеенных золотой самоклейкой коробках. Это очень интересует ребятишек.

Я ежедневно рассказываю детям, как по дороге в детский сад встретила колобка и он в очередной раз дает ребятишкам какое-то задание, спрашивает их о том, что нового узнали, что произошло интересного и т.п. эта игра давным-давно была в журнале «Д.В» под названием «Приключения колобка» и я много лет её использую. Очень часто мы играем в игру «Узнай по голосу», где мы заметили, что часть детей не слышит или не различают голоса товарищей. Это Петя С. Очень часто играем в музыкальные игры, где дети согласуют свои действия со словами игры и запоминают слова.              .учим много стихов и песенок, дети знают короткие стихи на каждую букву С.Я.Маршака.

Ежедневно перед сном мы читаем детям не только программные произведения, но и книги  Б.Житкова,Чарушина о животных,р.н.сказки, сказки по выбору детей, они уже не просят, как в 1мл.гр., читать одно и то же. Проводим самые разные дид.игры. «Что звучит?», «Кто кого боится?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?». «Домино», «Собери картинку».

Очень хороший словарный запас у Юли, Катюши Ш., Лёни , который в разговоре употребляет поговорки, например, на днях, когда мы одевались на прогулку, Рома кого-то стукнул и, естественно, получил сдачи, я слышу, как Леня говорит:  « Получи, фашист, гранату».

Мы стараемся заучивать много коротких чистоговорок, стишков, песенок. Очень любят наши дети драматизации, где учатся выразительности. Например, в  английской песенке  «Перчатки», дети показывают огорчение, оттого, что потеряли перчатки, радость, когда их нашли. Учим регулировать силу  голоса в игре «Кто как кричит?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Тема: «Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения»

Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения...

Буклет для педагогов и родителей "Развитие речи и речевого дыхания посредством игр - упражнений"

Цель игр: развитие сильного плавного направленного ротового выдоха; активизация губных мышц....

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речевое дыхание у детей с нарушением речи».

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Поэтому предлагаю занимательные игровые задания, направленные на развитие речевого дыхания....

Консультация "Здоровьесберегающии технологии по формированию правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи"

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Авторы коррекционных м...

презентация "Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить. «ЧИПОЛЛИНО»"

Задачи: v Расширять знания детей о способах и условиях выращивания зелёного лука на подоконнике, о влиянии солнечного света на окраску зелени лука;vСформировать представление детей о необходимост...