Конспект ООД по программе "Социокультурные ИСТОКИ" для детей старшего возраста. Тема: "Светлая надежда"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лугина Наталья Николаевна

Тема ННОД: «Светлая надежда»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Присоединение родителей к осмыслению духовно – нравственной категории человека: «Надежда». Развитие единого контекста в группе.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- первичное освоение детьми социокультурных и духовно-нравственных категорий курса пропедевтики «Истоки»;

-познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда».

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- содействие общему развитию ребёнка, развитию его внутреннего мира;

- помогать развивать умение слушать друг друга.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание духовно-нравственной основы личности ребёнка-дошкольника;

-воспитание уважительного отношения друг к другу.

 

Виды детской деятельности: Коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая, совместная деятельность взрослого и ребенка, работа в парах.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ресурсный круг совместно с родителями, разговор-диалог, обсуждение, подвижная игра.

 

Оборудование или материал к ННОД: ИКТ (презентация, фильм «Предание о первой рождественской елке»), открытки с Рождеством, раскраски, карандаши, бумажные звезды для игры, книга 3 для развития детей «Светлая надежда», разрезные пословицы для родителей.

 

Предварительная работа по плану интеграции: чтение рассказа И.С. Шмелева «Рождество», Е. Ивановской «Предание о первой рождественской елке», Ф.М. Достоевского «Божий дар»

Место проведения: МБОУ «Излучинская ОНШ», дошкольное отделение №1, группа общеразвивающей направленности воспитанников 6-го года жизни №7.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Излучинская общеобразовательная начальная школа"

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории

 «Светлая надежда»

Конспект составила:

Лугина Наталья Николаевна

Возрастная дошкольная группа: 5-6 лет

ННОД № 3

пгт. Излучинск, ноябрь 2019г.

Тема ННОД: «Светлая надежда»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Присоединение родителей к осмыслению духовно – нравственной категории человека: «Надежда». Развитие единого контекста в группе.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

- первичное освоение детьми социокультурных и духовно-нравственных категорий курса пропедевтики «Истоки»;

-познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда».

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- содействие общему развитию ребёнка, развитию его внутреннего мира;

- помогать развивать умение слушать друг друга.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание духовно-нравственной основы личности ребёнка-дошкольника;

-воспитание уважительного отношения друг к другу.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора. 

Формы организации: групповая, совместная деятельность взрослого и ребенка, работа в парах.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ресурсный круг совместно с родителями, разговор-диалог, обсуждение, подвижная игра.

Оборудование или материал к ННОД: ИКТ (презентация, фильм «Предание о первой рождественской елке»), открытки с Рождеством, раскраски, карандаши, бумажные звезды для игры, книга 3 для развития детей «Светлая надежда», разрезные пословицы для родителей.

Предварительная работа по плану интеграции: чтение рассказа И.С. Шмелева «Рождество», Е. Ивановской «Предание о первой рождественской елке», Ф.М. Достоевского «Божий дар»

Место проведения: МБОУ «Излучинская ОНШ», дошкольное отделение №1, группа общеразвивающей направленности воспитанников 6-го года жизни №7.

Ход занятия:

1. Слайд с темой занятия

Слово к родителям.

Дорогие родители! Я приглашаю вас к разговору о Светлой Надежде. Что означают эти слова?

Надежда – это уверенность в добром исходе. В самое трудное время на Руси сохранялась Надежда. Со Светлой Надеждой человек начинал добрые дела и совершал героические поступки. Православный человек самую твердую Надежду возглавлял на Бога, обращаясь к нему с молитвой. Надежда помогала оставаться добрым и терпимым. Придавала сил и мужества, не позволяла опустить руки, чтобы продолжать жить и бороться с трудностями.  Не бездействовать.

2. Слайд с пословицами

В пословицах говориться:

  1. «На Бога уповай, - а сам без дела не бывай».
  2. «Надейся, будет и на твоей улице праздник».

3. Слайд изображение храма

Со Светлой Надеждой люди посещали храмы.  Душа очищалась, становилось легче, верилось в чудо.

4. Слайд праздник Рождества

Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество Христово. В Рождественскую ночь повсюду зажигают свечи, наряжают елочки, славят Христа, рассказывают о чуде Его рождения.

5. Слайд рождение Христа

 Не случайно Рождественскую ночь называют ночью младенцев, а Рождество – любимым праздником детей. Только ребенок может стать счастливым от одного вида Рождественской елки и доверчиво ждать чудо.

6. Слайд праздник Рождества дети вокруг елки

Сияние великого праздника искоркой входит в каждый дом, семью, личную жизнь человека. И хотя меняются времена, остается неизменной потребность людей в светлом, живом празднике, ожидании чуда. Все это накрепко связано любовью. И когда в домах и сердцах людей живет Надежда – забываются житейские заботы, неурядицы.

Праздник Светлого Рождества во все времена напоминает людям о милосердии и любви.  Призывает творить добро!

Я начну занятие с детьми, а вам предлагаю поразмышлять о смысле следующих пословиц:

1. Взойдет солнышко и к нам во двор.

2. Утро вечера мудренее.

3. Добрая надежда жить помогает.

 

   

1. Первая часть.   Присоединительный этап. 

 (Дети заходят в группу и становятся полукругом около выставки открыток посвященных рождественскому празднику) в группе оформлена выставка открыток, посвященных «Рождеству Христово».

Воспитатель: - Добрый день, дети! Сегодня на наше занятие пришли ваши родители, давайте с ними поздороваемся!

Дети: - Здравствуйте!

 Воспитатель: - Мне очень приятно видеть ваши добрые улыбки и ласковые глазки. Давайте возьмемся за руки и пожелает друг другу самого желанного, здоровья, что б ваши глаза всегда сверкали счастьем.

Организационный момент:

Воспитатель обращает внимание детей на выставку рождественских открыток:

7. Слайд с Рождественскими открытками

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас лежит на столе?

Дети: - Рождественские открытки.

Воспитатель: - Правильно, это Рождественские открытки. А что изображено на открытках?

Дети: - На поздравительных христианских открытках изображены: Иисус Христос в яслях, летящий ангел со звездой в руках, рождественская ёлка.

Воспитатель: - Да, ребята, очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева – символ Рождества, вечно обновляющейся жизни.  Открытки отражали обычай славления Христа в день Его Рождества.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему на рождественских открытках так много звезд?

Дети: - Произошло рождественское чудо, звезды упали с неба и рассыпались.

Воспитатель: - Правильно, дети.

Присоединение к теме:

Воспитатель: - Сегодня на занятии мы с вами поговорим о светлой надежде. Надежда – это уверенность в добром исходе. А так как исход добрый, то и надежда добрая. Со светлой надеждой человек начинал добрые дела и совершал добрые поступки. Со светлой надеждой люди посещали Храмы. Душа очищалась, становилось легче, верилось в чудо. Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество. Сейчас мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком. 

(Воспитатель и дети садятся в круг).

Беседа по прочитанным произведениям.

Воспитатель: - Мы с вами недавно читали произведение «Рождество».  Что вам особенно запомнилось из этого произведения?

Дети: - Необычная ночь, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм.

Воспитатель: - Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям?

Дети: - Счастья, здоровья, благополучия, любви…

Воспитатель: - Что чувствует человек накануне Рождества?

Дети: - Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.

Воспитатель: - А какие подарки вы ждете на Рождество?

(Ответы детей)

2. Вторая часть. Ресурсный круг «Рождественское чудо» Основной этап.

Воспитатель: - Молодцы, садитесь на стульчики. Сейчас я прочитаю вам о празднике Рождества Христова: «Предание о первой рождественской елке» (автор Е. Ивановская), а на доске вы сможете посмотреть картинки к этому произведению.

8. Слайд показ фильма без звука https://www.youtube.com/watch?v=nn-0X7xD3jo

Текст

«Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:

- Он спит в пещере в простых яслях. Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!

И вот один Ангел полетел искать, чем украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых роз, лилий, белых, как снег, веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий, сорвал и несколько крупных желтых лотосов… И все цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса были устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:

-Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из растений севера, посмотрит на маленького Христа.

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:

-  Тс! Тише! Он уснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудесные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещеру украсить…

И она горько заплакала.

Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:

-  Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие звезды и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:

- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?

И елочка чувствовала себя вполне счастливо. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память первой елки - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

9. Слайд картинка «Предание о первой рождественской елке»

Воспитатель: - Итак, как называется произведение, фильм о котором вы посмотрели?

Дети: - «Предание о первой рождественской елке»

Воспитатель: - Что за чудо произошло в рождественскую ночь?

Дети: - Родился Христос!

Воспитатель: - Где он родился?

Дети: - В пещере.

Воспитатель: - Чем украсили пещеру ангелы?

Дети: -  Цветами и елочкой.

Воспитатель: - О чем грустила маленькая елочка?

Дети: - О том, что она некрасивая и простенькая.

Воспитатель: - Какое еще произошло чудо?

Дети: - Звезды упали с неба и украсили елочку.

Воспитатель: - «А какое чудо вы ждете на Рождество?»

Далее разговор ведется по кругу. Первым на вопрос отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя.

Дети: - Новую игрушку, новых друзей…

ИГРА: «Собери звезды для рождественской елочки»

Воспитатель: - Ребята, а скоро и мы с вами в нашей группе поставим рождественскую елочку. У нашей елки есть очень много красивых шаров и игрушек, но нет ни одной звезды. Я предлагаю вас сыграть в игру и собрать для нашей елочки разноцветные звезды. Согласны?

Дети: - да!

Воспитатель: -Слушайте внимательно правило игры.  Я разделю вас на пары, каждая пара будет собирать звездочки своего цвета, но каждая пара будет держаться за руки. Один будет держать корзинку для звездочек, а второй собирать звездочки, под музыку. Когда музыка закончится, мы с вами посчитаем, чья пара соберет больше звезд для нашей елочки.

3.Третий этап. Выполнение задания раскрашивание раскраски «Вифлеемской звезды».

Воспитатель: - «Люди любят праздник Рождества потому, что считают, что именно в это время чудеса сбываются». Ребята, я вам предлагаю присесть за столы. У вас на столах раскраски с Вифлеемской звездой, рассмотрите внимательно их. Это обычная звезда?

Дети: - Нет, у нее больше лучиков, она очень красивая.

Воспитатель: - Правильно, а чтоб наши звезды были еще красивее, я раздам вам карандаши, а вы их раскрасите.

10. Слайд с пословицами для родителей

Ресурсный круг с родителями.

Воспитатель обращается к родителям: - Уважаемые родители, пока наши детки раскрашивают картинки, я бы хотела услышать ваши рассуждения на пословицы, которые были вам предложены вначале занятия.

Ответы родителей.

11. Слайд с темой

Воспитатель: - А сейчас я вам задам вопросы о Рождестве.

1.Как и весь православный мир, наша страна отмечает праздник Рождество Христово:

  1. 25 декабря;
  2. 31 декабря;
  3. 7 января.

(Ответ: 7 января).

2.День 6 января в нашей стране является:

  1. Рождественскими Святками;
  2. Рождественским Сочельником;
  3. Самим Рождеством.

(Ответ: День перед Рождеством называют сочельником. Православные люди в этот день ничего не едят до самого вечера: ждут, когда на небе первая звездочка загорится,).

3.Двенадцать праздничных дней между праздниками Рождество Христово и Крещение называются…:

  1. Святки;
  2. Колядки;

               3.Сочельник.

(Ответ: Называют эти дни Святками и продолжаются 12 Священных дней, с 7 января до 19-го, до Крещения Христова).

4.Как назвали Младенца?

  1. Ирод;
  2. Иисус Христос;
  3. Соломон.

(Ответ: Иисус Христос).

5.Слово «Христос»:

1. Это фамилия Иисуса;

2. Означает «Помазанник»;

3. Означает «Сын Бога».

(Ответ: Сын Бога).

6. Иисус родился:

                1. В Вифлееме;

                2. В Иерусалиме;

                3. В Вифании.

(Ответ: В Вифлееме).

7. Как звали родителей Младенца?

  1. Иван да Марья;
  2. Мария и Иосиф;
  3. Пётр и Феврония.

(Ответ: Мария и Иосиф).

8.Счастливую весть о рождении Сына Божьего Деве Марии принёс:

  1. Ангел;
  2. Муж;
  3. Врач.

(Ответ: Ангел).

9.Как ныне называется день, когда Мария узнала, что станет матерью Спасителя человечества?

           1. Благовещение;

           2. Успение;

           3. Пасха.

(Ответ: Благовещение).

10. Второй вестью рождения Сына Божьего была (о):

  1. Комета;
  2. Звезда;
  3. Северное сияние.

(Ответ: Звезда).

Воспитатель: - Молодцы родители!

4.Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, какие красивые звезды у вас получились. Молодцы, очень постарались.

   - Ребята, Рождество Христово – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется.

   А за то, что вы сегодня были внимательны, активны на занятии, я хочу вам подарить вот такие медальки, которые будут вам напоминать о нашем занятии.

Воспитатель: - Ребята, а давайте научим наших родителей небольшой новогодней игре?

Дети: - Давайте.

Воспитатель: - Уважаемые мамы и папы, выходите к нам, становитесь в круг и повторяйте с нами!

Физкультминутка «Елочка»

Ждут красавицу колючую

«Рисуют» руками елочку

В каждом доме в декабре.                

Делают ладошками «дом».

На ветвях зажгут фонарики,

Показывают «фонарики».

Искры брызнут в серебре.

Руки над головой, пальцы оттопырены

Сразу станет в доме празднично,

Берутся за руки и становятся в хоровод

Закружится хоровод.

Идут по кругу

Дед Мороз спешит с подарками

Закидывают  воображаемый мешок

Наступает Новый год.

Хлопают радостно в ладоши

Воспитатель: - Дети, а что самого интересного вам сегодня запомнилось и понравилось?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и пожелаем друг другу всего самого доброго. Спасибо вам ребята, спасибо родители, мне было очень приятно провести это занятие вместе с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста

Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...

Конспект занятия по математике для детей старшего возраста "Незнайка в гостях у детей"

Дети учатся отсчитывать предметы, работая на трехступенчатой лесенке. Знакомятся с цифрой 7. Учатся узнавать лево и право....