Семинары - практикумы, мастер-классы для родителей
материал

Татьяна Викторовна Егорова

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Семинар для родителей

средняя группа

«Знаете ли вы своего ребенка?»

                                                                 Подготовила

                                                                               Старший воспитатель

                                                                 Егорова Т.В.

(с использованием Интернет-ресурсов)

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу сегодняшнюю встречу начну с вопросов:

  • Заметили ли вы изменения в поведении ребенка? Если да, то в чем это проявляется?
  • Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности?

     У четырехлетних детей заметно возрастает потребность в движении, наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье). Повышается физическая и умственная работоспособность, в особенности к концу пятого года жизни. Но все эти качества не являются врожденными, успешность их формулирования зависит от воспитания и обучения. Предоставляйте ребенку возможность удовлетворять свои потребности в движении на улице, дома, но не в ущерб окружающим. Чтобы не перевозбуждать детей, следует перемежать их активную деятельность со спокойными занятиями.

Вопросы к родителям:

  • Задают ли дети вопросы?  
  • Что их интересует?
  • Как вы на их вопросы отвечаете?

     Ребенку нужны впечатления, но их обилие его утомляет. Уважайте стремление малыша познать окружающее, не оставляйте без внимания вопросы.

     Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное – всестороннее развитие, а не умение читать, писать, считать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).

      Создавайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда.

       Как нами уже отмечалось, дети, очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.

       Хорошо известно, что ребенок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырехлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребенок станет понимать требования окружающих.

Вопросы: 

  • Что вы понимаете под словом «послушание»?
  • Как вы относитесь к слепому послушанию?

     Мы говорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребенок не чтит отца, то он не чтит ни государя, ни Бога.

Вопрос:

  • С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании послушания у детей?

Обсудим вместе. В чем секрет успеха воспитания послушания? Прежде всего, в единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка.

Ситуация для анализа:

Глеб собрался гулять.

- Надень пальто, - говорит отец.

- Не надо, на улице тепло, - возражает мать

- Надень! – приказывает отец.

- Не надо, - натаивает мать.

Мальчик не знает, кого слушать.

Вопросы:

  • Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?
  • Какое важное педагогическое требование не реализовано?

  Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких и т. д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при этом поведение ребенка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполняет, то требование следует повторить еще раз, но более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребенка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Важно заставить ребенка считаться с вашими требованиями.

Вопрос:

  • Каков ваш круг запретов?

Важно объяснять причину запрета и запрещать то, что действительно нельзя делать.      

Ситуация для анализа:

Вова решил строить мост.

-Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит мама.

- Ну, тогда я возьму самосвал, - решет мальчик.

Но мама снова недовольна.

- Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри.

Однако книжка сына не интересует.

- Пойду, погуляю.

Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.

Вопросы:

  • Каковы могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика?
  • Что можно посоветовать маме?
  • Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании?
  • Каковы их причины?
  • Как ребенок реагирует на неоправданные наказания?
  • Похожи ли ваши методы воспитания на те, что использовали ваши родители?

Встречу хочу завершить словами П.Ф.Лесгафта: «Большинство родителей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую наследственность или, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то не уловимые влияния, которые нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

    Вывод. Для воспитания послушания важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения. Следует предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.

Сегодня состоялся диалог, мы с вами много сегодня говорили о наших проблемах, пытались найти пути их решения, спасибо за откровенность и до следующих встреч. А с собой предлагаю взять буклет с рекомендациями.  

Рекомендации для родителей

Замените угрозу обещанием – невыполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину…» Или: «Перестань реветь, а то я уйду». Лучше делать упор на положительное, например, сказать: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще и почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз не скажешь ему, он ничего не сделает». Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д. Однажды мальчик сказал: «А моя мама меня завет неудачником, все равно из меня ничего не получится».  Понятно, каковы последствия такого воздействия. Мы уже отмечали, что важно оценивать не личность, а поступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а «У тебя грязно». Избегайте прозвищ, насмешек, обидных высказываний.

Лучше не использовать в общении с ребенком выражений типа: «Ты бы лучше…». Обсуждайте, только как исправить положение.

Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Семинар для родителей

«Научите ребёнка быть добрым»

(старшая группа)

        Подготовила:

                                                                                           Старший воспитатель                                                                                          

                                                                                           Егорова Т.В.

                                                                С использованием Интернет-ресурсов                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                         

.

                                       

             

                   

                                                г. Пыть-Ях

Предварительная работа:

- Оформить фотовыставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей».

- Подготовить для всех родителей памятку «Уроки доброты».

- Оформить группу высказываниями М. Монтессори о воспитании детей:

  • Ребёнок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
  • Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намёка на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
  • Оберегать ребёнка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.
  • Любить ребёнка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
  • Не унижать ребёнка, не делать за ребёнка: помоги сделать самому.

- Провести анкетирование родителей на тему «О способах воспитания», которое поможет определить уровень знаний родителей по вопросам воспитания, правильно организовать дискуссию по данной теме.

Ход. На мольберте обозначена тема. Родители знакомятся с фотовыставкой.

1 часть. Приглашение к разговору

Здравствуйте, уважаемые родители и гости нашей встречи. Нам очень приятно видеть вас в таком составе. Сегодня мы с вами поговорим о том, как надо учить детей быть добрыми. Мы проучились уже три месяца и нам есть что рассказать вам о жизни ваших деток за этот период. Но и в конце собрания мы обсудим вопросы, касающиеся выбора родительского комитета, проведения праздника, про конкурсы.

Нашу встречу мы назвали «Научите ребёнка быть добрым». А начать я хочу, прочитав стихотворение Б. Заходера «Песенка о человеке».

У всех зверей - названия. У человека - звание.

И звание такое обидно уступать!

Свинье не обязательно вести себя по – свински,

А ты по- человечески обязан поступать!

Хотя в известной мере мы все немного звери.

Внучата Крокодила, кузены Гамадрила,

Но как – никак мы – люди. И потому нам мерзки

Те изверги, которые ведут себя по – зверски.

И тот, который давит собаку на дороге,

И тот, кто отрывает у лягушонка ноги,

И ты, мучитель слабых, и ты, злодей с рогаткой.

Считать ли всех вас за людей – останется загадкой….

Ведь человек – он человек. И должен быть гуманным.

А если это слово вам кажется туманным-

То можно без латыни, а просто по – отечески:

Ты человек? Будь добр, веди себя по – человечески!

Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношений человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

А я даю вам цветочки с пожеланиями (родители выбирают разные цветы (4 цвета) и зачитывают пожелания. (Приятно тебя видеть, у тебя красивая улыбка, добрый день, приветствую, сегодня у тебя все получится.).

Образуются 4 групп по цвету цветов)

1 группа: проводит упражнение микрофон (нужно завершить мнение)

- Добро - это… (способность поступаться собственными интересами ради блага других.)

- Добро ассоциируется с… (жизнью, доброжелательностью, состраданием и заботливостью к слабым, больным)

- Добрый человек похож на… (на ясное солнышко, мамочку, весенний цветок.)

- Добро творится без… (расчета, и т. д.)

2 группа: Составление ассоциативного ряда

Определяют «помощников» и «врагов» человеческой черты «доброта»

«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание.

«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие.

3 группа: Предлагает создать правила к книге «Добрые советы».

- Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

- Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду.

- Не завидовать, и т. д.

4 группа: «Клумба доброты» - Тема: «Добро, как я его представляю». (Нарисовать доброту, радость, приятное самоощущение, удовольствие. )

(Выступление и защита своих задач по группам)

Как я уже говорила, сегодня тема нашего родительского собрания «Научите ребенка быть добрым».

- Как сказал великий классик М. Пришвин: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека, его сердце».

- Давайте поиграем. Я приглашаю вас в магазин необычных покупок.  Итак, магазин открывается. Продается сердечко «Доброта», чтобы его получить, нужно ответить на вопрос «Что такое доброта?» (Отвечают родители 1 стола).

- Продается сердечко «Добрый человек», чтобы его получить нужно назвать правила доброго человека. Отвечают родители 2 стола).

- Продается сердечко «Добрый друг», чтобы его получить, нужно закончить предложение. (отвечают родители 3 стола)

Если мой друг заболел, я …

Мой друг просит одолжить денег, и я …

Когда мне нужна помощь, я …

Если обижают человека, то я …

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него.

Доверие взрослых и постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций.

Жизнерадостность, весёлое настроение, чувство защищённости, уверенности в своих силах благотворно складываются на характере и организме ребёнка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребёнка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на всё доброе, прекрасное, показывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. И я предлагаю купить последнее сердечко.

Продается сердечко «Я и мой ребенок», чтобы его приобрести, нужно привести пример воспитания доброты у собственного ребенка. (Родители приводят примеры).

Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребёнок чувствует, что живёт в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить праздник для ребёнка несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его отпраздновать? Предлагаем послушать рассказ об интересном опыте проведения дня рождения ребёнка в семье __________.

В этом возрасте ребёнок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию - это одно из чувств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного.

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего воспитывать у ребёнка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребёнка появляется желание помогать, заботиться о других. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по – разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно? » дети чутко реагируют на чуткое отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребёнок может заплакать, если видит, что плачет его друг. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребёнка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку в правильности своих решений, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и плохого формируются нравственные чувства ребёнка. Жизнь ставит перед взрослыми целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребёнку плохое? О чём он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызвать у него сочувствие к детям. Почему ребёнок должен сочувствовать тому? Известно, какую силу воздействия на ребёнка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей группы поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приёмы воздействия на ребёнка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Одно из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывается у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающим, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребёнка более целеустремлённы, осознанны и эмоционально насыщены, если в их основе лежат заботливое отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребёнка и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребёнок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

А сейчас я приглашаю вас в круг доброты и мира. (Родители вместе с педагогом располагаются по кругу).

Воспитатель.

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым –

Значит понимать

И близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же, посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один…

Воспитатель. Я сейчас зажгу «искорку доброты», а вы, передавая ее по кругу, закончите предложение: «Из сегодняшнего разговора я поняла (понял), что доброта-это…» (Родители передают свечу и отвечают).

Воспитатель.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за добрые дела, говорим: «Спаси вас Бог!» Постепенно «Спаси вас Бог!» превратилась в короткое «Спасибо». Я говорю вам  «Спасибо!».



Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребенка -  детский сад «Аленький цветочек»

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Практикум для родителей

КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                                                                     

      Подготовила:

Старший воспитатель

Т.В. Егорова

Пыть-Ях

КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые родители, ваши дети впервые пришли в детский сад, для них и для вас это новый опыт. Опыт общения в детском коллективе, для малышей очень значим, именно сейчас закладываются основы социализации личности ребенка. Они учатся общаться, учатся играть вместе, делить игрушки, распределять игровые роли.

Игра занимает очень большое место в жизни ребёнка. Очень часто родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Безусловно, дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками или со взрослыми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой.

Великий педагог А. Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Что же даёт ребёнку игра? Да практически всё: удовольствие; знакомство с нормами и правилами жизни; общение со сверстниками; возможность выражать свои эмоции; возможность выбирать свои игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню); внутреннюю свободу (играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).

Взрослым, находящемся рядом с ребенком просто необходимо обогащать и развивать игровой опыт ребенка, учить его договариваться, выполнять условия игры, тем самым

Давайте рассмотрим игры, которые необходимы для развития детей раннего возраста.

Сенсорные игры

Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Игра «Разноцветные камушки»

Предлагаю вам поиграть с такими разноцветными камушками. Посмотрите, какие они красивые! Давайте внимательно посмотрим, и найдем все камушки желтого цвета, вот такой как у меня. Будем складывать их в желтую баночку. Молодцы! Собрали все желтые камушки в баночку!

Теперь соберём красные камушки в красную баночку.

А зеленые камушки положим в баночку зеленого цвета.

Вы все молодцы! Давайте сейчас возьмем желтую баночку с камушками и «закрасим» ими солнышко на этой картине. Вот какое солнышко у нас получилось! Оно круглое, желтое, красивое!

А зелеными камушками выложим елочки. Вот какие красивые зеленые елочки получились!

А красными камушками украсим шляпки грибочков!

Красочная картина у нас получилась! Скажите, вам понравилось играть с камушками? Возьмите по одному камушку, погладьте его. Какой камушек? (гладкий, нежный) Картину нашу мы оставим на столе, будем ее всем показывать, а оставшиеся камушки уберем.

Спасибо вам за игру, уважаемые родители!

Очень полезны детям игры с водой. 

Вариантов игр очень много, насколько хватит вашей фантазии. Сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку, как вы думаете? Давайте будем мерить!

Наполнить бутылку до половины – она будет плавать.

Налить бутылку доверху – она будет тонуть.

«Фонтан» из бутылки.

Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки) и смотрим – тонет – не тонет, вылавливаем игрушки, «дождь» из губки.

Познакомьте ребёнка с разной температурой: холодно – тепло - горячо, со льдом (растворяется - не растворяется; тает - не тает).

Игры с песком. Пересыпайте песок, стройте из него замки.

Очень хорошо способствуют развитию мелкой моторики игры с тестом. Они расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение. Предложите детям несколько комочков теста, пусть он их помнёт пальчиками, ладошкой, украсьте лепёшку теста горохом, фасолью, слепите колобок, можно нанизать шарики из теста на палочку или карандаш.

Подвижные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Пальчиковые игры и гимнастика (делайте с ребёнком упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами; «танцуйте» пальцами, хлопайте в ладоши; занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, счётными палочками; попробуйте технику рисования пальцам, добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа; давайте детям лущить горох и чистить арахис).

Игра - возня. 

Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой.

Ребёнок от подобного общения придёт в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу, и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.

Речевые игры

Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же фразу. Попробуйте, вместо того, чтобы злиться, лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов. Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра. Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.

Например:

Плечи, коленки, носки, голова,

Носики, ушки, рот и глаза.

Расширяйте словарь детей с помощью игр (каких ты знаешь животных, птиц; кто как передвигается; кто, где живёт и т.п.)

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь - в - точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых может позволить родителям узнать, как воспринимают их дети. Учите детей играть с куклами (укладываем, кормим, одеваем на прогулку, делаем зарядку, лечим), инсценируйте простые сказки с помощью игрушек, масок, кукольного или пальчикового театра.

Обязательно играйте с детьми! То, как взрослый играет с ребёнком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на его эмоциональное развитие, способности к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни. Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребенка -  детский сад «Аленький цветочек»

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Практикум для родителей

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

                                                                     

      Подготовила:

Старший воспитатель

Т.В. Егорова

Пыть-Ях

Здравствуйте, уважаемые родители! Все вы, конечно, любите своих детей и желаете, чтобы они выросли умными, добрыми и воспитанными. Но к сожаленью так устроена наша жизнь, что мы мало времени проводим со своими детьми, причин на это великое множество: работа, ведение домашнего хозяйства и т.д.  Предлагаю вам использовать с пользой время по дороге домой из детского сада. Сегодня хочу предложить вам несколько игр, в которые можно поиграть по дороге домой.

А для начала предлагаю вам выйти на ковер, встать в круг. Вот какой круг у нас получился: большой, красивый. Для поднятия настроения предлагаю выполнить упражнение «Доброе слово», которое так же можно провести со своим ребенком как один из вариантов преодоления негативных эмоций. Предлагаю вам повернуться к своему соседу и, глядя в глаза, сказать доброе слово, любое доброе слово, но непременно искренне и с улыбкой! Вот как здорово у нас получилось! И настроение сразу поднялось!

А теперь попробуем показать свое настроение своим выражением лица «Упражнение «Настроение»:

1.Нахмурьтесь, как

  • осенняя грозовая туча;
  • как рассерженный человек;
  • как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

  • кот на солнце;
  • как самый счастливый человек на свете;
  • как летний солнечный денёк;
  • как хитрая лиса.

Для развития красивой грамотной речи в детском саду учат детей составлять предложения, состоящие из трех слов: существительного, глагола и прилагательного. Вот в подборе прилагательных мы с вами и поупражняемся.

Предлагаю поиграть в ассоциации. Выбор словесных ассоциаций ограничен: вы выбираете в коробочке листок, читаете слово и произносите прилагательные, которые характеризуют этот предмет. К примеру: стол – круглый, большой, деревянный; солнце – теплое, лучистое, снег – белый, холодный и т.д.

Следующее упражнение «Ласковый Ребенок». Вы произносите слово или словосочетание, а ребенок проговаривает его в ласковой форме, например, Шуба тёплая – шубка тепленькая, Лиса хитрая – лисичка хитренькая.

Предлагаю и вам поупражняется в произнесении ласковых слов. Так же выбирайте листочек, читайте словосочетание и произносите ласковую версию.

Вот как интересно и полезно можно провести время по дороге домой. Удачи вам! Здоровья и мира вашим семьям!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Подбери прилагательные»

Список

Критика

Звезда

Книга

Кругозор

Закон

Лекция

Счастье

Дом

Пища

Воззвание

Дефицит

Действие

Шрифт

Депутат

Сказка

Предмет

План

Доска

Возраст

Портрет

Уважение

Литература

Источник

Игра «Ласковый ребенок»

Снег  белый

Машина красивая

Мороженное холодное

Пушистый кот

Новая шапка

Лимон кислый

Строгая мама

Свежая булка

Красный флаг

Белый сахар

Воробей шустрый

Каша полезная

Темная ночь



Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребенка -  детский сад «Аленький цветочек»

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Практикум для родителей

КАК РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                     

      Подготовила:

Старший воспитатель

Т.В. Егорова

Пыть-Ях

Семинар-практикум для родителей

«Как развивать логическое мышление у дошкольников»

Добрый вечер, уважаемые родители!

        Сегодня мы с вами поговорим о необходимости развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Современному человеку, с учетом стремительного развития науки и техники, необходимо быть грамотным, мобильным, умеющим и желающим учиться, мыслить, анализировать.

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика - это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников:

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

Игра - найди маму для детеныша

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

Слушайте внимательно и отвечайте «когда это бывает?»:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд, рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

Предлагаю поиграть в игру «Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания.

Я начну фразу, а вы продолжите:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).
  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

- Правда, это увлекательно? Поиграйте сегодня со своим ребенком, может эта игра станет вашей любимой игрой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» - ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подобрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» - ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч.

            Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками - помогут сформировать понятия; мозаиками - разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно. Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку. Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

Главное, что у взрослых, находящихся рядом с ребенком был неподдельный интерес к происходящему, искреннее общение послужит хорошим стартом к развитию и совместной деятельности.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...