интеллектуальное развитие
методическая разработка

Александрова Елена Владимировна

интеллектуальное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_razvitie.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Александрова Елена Владимировна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС (из личного опыта)

        Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

        Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.

        Дошкольный возраст – благоприятный период для развития интеллекта. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

        Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов.

        Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач.

        Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?        

  • Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?». Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).
  • Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще нужно обращаться к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.
  • Экспериментировать вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных.

        От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), можно перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

        Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

В Среднем возрасте у ребёнка проявляется избирательный интерес. Главное - поддержать, помочь ему определиться. Уделить внимание креативности, которая предполагает наличие у ребёнка способности к оригинальности, гибкости, вариативности.

  • Часть занятия (математика, природа, художественная литература) если материал задания соответствует теме занятия.
  • Соревнование (парами, мини-группами, с весёлыми человечками).
  • Индивидуальная работа.
  • В утренние и вечерние часы.

Все задания детям приносят весёлые человечки: Карандаш, Фитиль, Торопышка, Самоделкин. Выполнение проходит в игровой форме, что существенно облегчает работу по овладению детьми той или иной логической операцией. Ребёнок играет, а педагог решает развивающие задачи на логическое мышление. Суть заданий заключается в решении логических задач, выполнение операций отрицание, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация. Для эффективности работы мы составили план, который и реализовывали в течение средней группы.

Результаты порадовали: на летний период времени мы сделали подборку дидактических игр на развитие этих психических процессов.

На совете педагогов была представлена презентация работы кружка "Весёлых человечков". В данной презентации мы отразили: цель, задачи, принципы, ожидаемый результат. Все запланированные задания выполнены, можно проводить диагностику. Здесь нас ожидала новая трудность - каким образом и на основе каких методик это сделать? Мы решили составить диагностические картинки, и в игровой форме провести диагностику.

Результаты нас порадовали. Наличие детей с низким уровнем обусловлено тем, что у этих детей слабо развиты такие психические процессы как: память и внимание. На летний период времени мы сделали подборку дидактических игр на развитие этих психических процессов.

Диагностику мы проводили тоже по диагностическим картинкам, составленным из заданий по материалам рабочей тетради. Получили такие результаты. Процент низкого уровня уменьшился, но всё же не сошёл на нет. Причина - в заниженной самооценке этих детей, неуверенности в своих силах, боязнь ошибки. Для устранения этих недостатков в развитии мы решили применять алгоритм создания ситуации успеха.

Ситуация успеха - проживание субъектом своих достижений в контексте личностного развития. Ситуация успеха - важный фактор развития личности, способствует увеличению энергетического потенциала личности, проявлению способностей, возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития"

В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями....

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка.

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Польза развития мелкой моторики....

Интеллектуальное развитие и развитие творческих способностей

В статье говорится о развитии творческих способностей ребенка через продуктивную деятельность...

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...