Комплекс музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста (2-ая младшая группа)
картотека (младшая группа)

 

 

Комплекс  музыкально-дидактических игр

для детей младшего дошкольного возраста (2-ая младшая группа)

 

Игры на развитие звуковысотного слуха

Веселые матрешки

Цель: учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход игры: музыкальный руководитель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

Три медведя

Цель: учить детей различать высоту звуков.

Игровой материал: плоскостное изображение медведей: большого, среднего и маленького размеров на каждого ребенка. Звучит произведение «Мишка» А. Раухвергера.

Ход игры: 1 вариант – когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы медведицы, в низком – папы медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

2 вариант – дети изображают медведей, каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

Птички и птенчики

Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» Е.Н. Тилличевой.

Игровой материал: лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

Ход игры: участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Музыкальный руководитель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

 Где мои детки?

 

Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; На маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры: дети сидят полукругом напротив педагога, у каждого по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный мешочек

Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: участвует вся группа. «Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок», русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Подумай и отгадай

 

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.  

Курица и цыплята

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы  (курица и цыплята).

Ход игры: дети рассаживаются вокруг стола. Педагог берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур − воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка

 

Игровой материал: 4-6 больших карточек - каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй - гусенок (утка - утенок, кошка - котенок, корова - теленок и т. д.). Фишки - по две на карточку.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Педагог произносит: «Га-га-га» (поет на «ре» первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог произносит: «Га-га-га» (поет на «ля» первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Кто в домике живет

 

Игровой материал: дом - теремок в два этажа: нижние окна большие, верхние - поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры: дети сидят полукругом, педагог показывает дом - теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит педагог, - живут мамы, на втором (с маленькими окошками) - их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто, где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

Найди игрушку

Игровой материал: игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д.;  музыкальные программные произведения.

Ход игры: игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время.  

Игры на развитие тембрового и динамического слуха

Тихие и громкие звоночки

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: исполняется песня Р.Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.   2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!  2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

Ноги и ножки

 

 

Цель: изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игрымузыкальный руководитель поет громко:

        Большие ноги шли по дороге:

        Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

           Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Педагог под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение педагога.

Узнай, какой инструмент звучит

 

Цель: развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Или использует презентацию. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

Музыкальных инструментов

Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три.                          Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет,                       А какой сейчас сыграет,

Ну-ка быстро говори.                           Ты попробуй, отгадай.

                            Музыкальных инструментов

                            Знаем мы, ребята, семь.

                            А какой сейчас сыграет

                            Отгадаем дружно все.

Узнай свой инструмент

 

Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до 1 – до 2). Необходимо знание попевки «Дудочки и барабан» сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова. 1 .Заиграла дудка: «Я плясать пойду, в пляс за мной ребята, ду -ду -ду ! 2. Барабан грохочет, будто сильный гром: «В лес за мной ребята, бом-бом-бом!»

Игровой материал: дудка и барабан, ширма.

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям отгадать, на чем будет играть: на дудке или на барабане. По звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой, дети отгадывают). Кто первый отгадал, выходит и становится вперед. Воспитатель поет песню. Про дудку или барабан, дети имитируют игру на этих инструментах.

Весёлый и грустный заяц

 

Игровой материал: презентация или картинка с весёлым зайчиком (с морковкой) и  грустным зайцем (в зимнем лесу).

Ход игры: музыкальный руководитель показывает картинки или слайды и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое). 

Шум или музыка

Цель: научить различать музыкальные и шумовые звуки.

Игровой материал: презентация или диск со звуками природы и отрывками музыкальных произведений.

Ход игры: музыкальный руководитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают, листопада тихий шёпот, Самолёта громкий рокот, гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, это звуки шумовые, Только есть ещё другие. Не шуршания, не стуки – МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки. Педагог предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами, если музыку – хлопают.

Нам игрушки принесли

 

Цель: учить детей различать силу звучания.

Игровой материал: музыкальные игрушки (дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек); кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: музыкальный руководитель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (не ширмой) играет на муз. игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком. Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка передается, желательно иметь их несколько. Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

Колокольчики

 

Цель: учить детей различать силу звучания.

Игровой материал: наборы колокольчиков разной величины.

Ход игры: музыкальный руководитель играет на фортепиано, меняя силу того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкие – средние.

Музыкальная посылка

 

Цель: развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: музыкальный руководитель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, педагог предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

Громко-тихо  

Цель: упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знать песню «Громко-тихо» сл. Ю. Островского, муз. Е. Тилличевой - У ребяток ручки хлопают, тихо-тихо ручки хлопают. - Громче хлопают, сами хлопают. Ну и хлопают, вот так хлопают. - У ребяток ножки топают, тихо-тихо топают, Громче топают, сами топают, Ну и топают. Вот так топают.

Ход игры: педагог поет. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (громко, тихо) в зависимости от содержания текста песни. После того, как дети усвоят задание, можно предложить им различную динамику по фортепианному сопровождению.

Игры на развитие чувства ритма

 

Послушный бубен

 

Цель: учиться играть на бубне различными способами, учиться играть громко и тихо.

Игровой материал: бубны по количеству участников игры.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к педагогу, бубен в левой руке. В бубен бей, бей, бей, В бубен бей веселей! Произнося эти слова, педагог сам играет на бубне, ударяет по нему правой рукой. Слова произносятся три раза подряд. Затем происходит смена движения. Пусть наш бубен отдохнёт, Тихо песенку поёт. С этими словами педагог легко встряхивает бубен, звук лёгкий, тихий. Слова произносятся три раза подряд.  

Зайцы на поляне

 

Игровой материал: на мольберте изображен лес, поляна. В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку». Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на мольберт.

Кукла шагает и бегает

 

Ход игры: детям раздаются музыкальные инструменты, у педагога – кукла. Педагог: Громко будем мы играть – кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть – ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).

Песенки-ритмы

 

Цель: прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры:  педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка.

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                        цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                        цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                        цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши, низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл) Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл)  Дили-дон, дили-дон.

Веселые дудочки

Цель: упражнять детей в восприятии и различии трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания.

А) играет медведь на трубе;

Б) лиса играет на дудочке;

В) мышонок играет на свирели;

Требуется знание песни «Весёлые дудочки» муз. Левкодимова.

Игровой материал: три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок (можно использовать слайды). Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.

Ход игры: дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, кто играет, отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

Сыграй, как я

 

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т.д.

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает прослушать, а затем исполнить на любом из предложенных инструментов ритмический рисунок из пяти – семи звуков. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

Веселые молоточки

 

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и т.д. по числу играющих.

Ход игры: педагог поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет: Возьмём молоточки мы, Вова, с тобой я первой сыграю, а ты вслед за мной.

1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук (Ребёнок повторяет) тук-тук-тук. С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук (ребёнок повторяет) тук-тук-тук. Повтор песенки – запевки.

2.Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук. Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук. Повтор песенки – запевки.

3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук. Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.

 Игрушки пляшут

 

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.   Музыкальный руководитель: Собрались игрушки поплясать, Но не знают как, с чего начать. Вышел заинька вперёд, Всем пример он подаёт. Педагог задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

Лошадки

 

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.

Игровой материал: деревянные кубики, палочки, ложки и пр.

Ход игры: дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др.):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок, Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх, Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку.

Игры на развитие  исполнительских навыков

 

 Наш оркестр

 

Цель: учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.

Игровой материал: набор музыкальных инструментов по количеству детей.

Ход игры: педагог предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает педагог. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей.

В гости песенка пришла

 

Цель: развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: музыкальный руководитель приносит на занятие волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что там может быть. Педагог: в гости песенка пришла, и подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди, что в мешочке, посмотри! Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Педагог предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Педагог предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем. Примечание: песня не обязательно об игрушке, герой просто может упоминаться в песенке.

Игры на развитие творческих представлений

 

 Солнышко и туча  

 

Цель: развивать ладовое восприятие, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры: музыкальный руководитель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

Гуляй-отдыхай

Цель:  учиться слышать и определять настроение и характер музыки, отражать его в движении.

Игровой материал: музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями.

Ход игры: педагог предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Затем включает музыкальные отрывки. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.

Кто вышел погулять?

 

Цель игры: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Ход игры:

- На лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Музыкальный репертуар: Г.Галынин «Медведь», А. Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

Платочек

Цель игры: развивать творческое воображение, используя музыкально- ритмические движения.

Ход игры: дети встают в круг и передают платочек под музыку друг другу, когда музыка заканчивается тот, у кого в руках оказывается платок, выходит в центр круга и придумывает движения в соответствии с характером музыки, остальные дети хлопают в ладоши или повторяют движения водящего.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_muzykalno-didakticheskih_igr.docx43.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплекс  музыкально-дидактических игр

для детей младшего дошкольного возраста (2-ая младшая группа)

 

Игры на развитие звуковысотного слуха

Веселые матрешки

Цель: учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход игры: музыкальный руководитель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

Три медведя

Цель: учить детей различать высоту звуков.

Игровой материал: плоскостное изображение медведей: большого, среднего и маленького размеров на каждого ребенка. Звучит произведение «Мишка» А. Раухвергера.

Ход игры: 1 вариант – когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы медведицы, в низком – папы медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

2 вариант – дети изображают медведей, каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

Птички и птенчики

Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» Е.Н. Тилличевой.

Игровой материал: лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

Ход игры: участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Музыкальный руководитель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

 Где мои детки?

Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; На маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры: дети сидят полукругом напротив педагога, у каждого по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный мешочек

Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: участвует вся группа. «Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок», русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Подумай и отгадай

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.  

Курица и цыплята

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы  (курица и цыплята).

Ход игры: дети рассаживаются вокруг стола. Педагог берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур − воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка

Игровой материал: 4-6 больших карточек - каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй - гусенок (утка - утенок, кошка - котенок, корова - теленок и т. д.). Фишки - по две на карточку.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Педагог произносит: «Га-га-га» (поет на «ре» первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог произносит: «Га-га-га» (поет на «ля» первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Кто в домике живет

Игровой материал: дом - теремок в два этажа: нижние окна большие, верхние - поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры: дети сидят полукругом, педагог показывает дом - теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит педагог, - живут мамы, на втором (с маленькими окошками) - их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто, где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

Найди игрушку

Игровой материал: игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д.;  музыкальные программные произведения.

Ход игры: игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время.  

Игры на развитие тембрового и динамического слуха

Тихие и громкие звоночки

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: исполняется песня Р.Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.   2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!  2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

Ноги и ножки

Цель: изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игрымузыкальный руководитель поет громко:

        Большие ноги шли по дороге:

        Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

           Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Педагог под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение педагога.

Узнай, какой инструмент звучит

Цель: развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Или использует презентацию. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

Музыкальных инструментов

Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три.                          Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет,                       А какой сейчас сыграет,

Ну-ка быстро говори.                           Ты попробуй, отгадай.

                            Музыкальных инструментов

                            Знаем мы, ребята, семь.

                            А какой сейчас сыграет

                            Отгадаем дружно все.

Узнай свой инструмент

Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до 1 – до 2). Необходимо знание попевки «Дудочки и барабан» сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова. 1 .Заиграла дудка: «Я плясать пойду, в пляс за мной ребята, ду -ду -ду ! 2. Барабан грохочет, будто сильный гром: «В лес за мной ребята, бом-бом-бом!»

Игровой материал: дудка и барабан, ширма.

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям отгадать, на чем будет играть: на дудке или на барабане. По звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой, дети отгадывают). Кто первый отгадал, выходит и становится вперед. Воспитатель поет песню. Про дудку или барабан, дети имитируют игру на этих инструментах.

Весёлый и грустный заяц

Игровой материал: презентация или картинка с весёлым зайчиком (с морковкой) и  грустным зайцем (в зимнем лесу).

Ход игры: музыкальный руководитель показывает картинки или слайды и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое). 

Шум или музыка

Цель: научить различать музыкальные и шумовые звуки.

Игровой материал: презентация или диск со звуками природы и отрывками музыкальных произведений.

Ход игры: музыкальный руководитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают, листопада тихий шёпот, Самолёта громкий рокот, гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, это звуки шумовые, Только есть ещё другие. Не шуршания, не стуки – МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки. Педагог предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами, если музыку – хлопают.

Нам игрушки принесли

Цель: учить детей различать силу звучания.

Игровой материал: музыкальные игрушки (дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек); кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: музыкальный руководитель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (не ширмой) играет на муз. игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком. Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка передается, желательно иметь их несколько. Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

Колокольчики

Цель: учить детей различать силу звучания.

Игровой материал: наборы колокольчиков разной величины.

Ход игры: музыкальный руководитель играет на фортепиано, меняя силу того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкие – средние.

Музыкальная посылка

Цель: развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: музыкальный руководитель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, педагог предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

Громко-тихо  

Цель: упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знать песню «Громко-тихо» сл. Ю. Островского, муз. Е. Тилличевой - У ребяток ручки хлопают, тихо-тихо ручки хлопают. - Громче хлопают, сами хлопают. Ну и хлопают, вот так хлопают. - У ребяток ножки топают, тихо-тихо топают, Громче топают, сами топают, Ну и топают. Вот так топают.

Ход игры: педагог поет. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (громко, тихо) в зависимости от содержания текста песни. После того, как дети усвоят задание, можно предложить им различную динамику по фортепианному сопровождению.

Игры на развитие чувства ритма

Послушный бубен

Цель: учиться играть на бубне различными способами, учиться играть громко и тихо.

Игровой материал: бубны по количеству участников игры.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к педагогу, бубен в левой руке. В бубен бей, бей, бей, В бубен бей веселей! Произнося эти слова, педагог сам играет на бубне, ударяет по нему правой рукой. Слова произносятся три раза подряд. Затем происходит смена движения. Пусть наш бубен отдохнёт, Тихо песенку поёт. С этими словами педагог легко встряхивает бубен, звук лёгкий, тихий. Слова произносятся три раза подряд.  

Зайцы на поляне

Игровой материал: на мольберте изображен лес, поляна. В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку». Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на мольберт.

Кукла шагает и бегает

Ход игры: детям раздаются музыкальные инструменты, у педагога – кукла. Педагог: Громко будем мы играть – кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть – ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).

Песенки-ритмы

Цель: прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры:  педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка.

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                        цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                        цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                        цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши, низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл) Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл)  Дили-дон, дили-дон.

Веселые дудочки

Цель: упражнять детей в восприятии и различии трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания.

А) играет медведь на трубе;

Б) лиса играет на дудочке;

В) мышонок играет на свирели;

Требуется знание песни «Весёлые дудочки» муз. Левкодимова.

Игровой материал: три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок (можно использовать слайды). Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.

Ход игры: дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, кто играет, отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

Сыграй, как я

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т.д.

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает прослушать, а затем исполнить на любом из предложенных инструментов ритмический рисунок из пяти – семи звуков. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

Веселые молоточки

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и т.д. по числу играющих.

Ход игры: педагог поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет: Возьмём молоточки мы, Вова, с тобой я первой сыграю, а ты вслед за мной.

1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук (Ребёнок повторяет) тук-тук-тук. С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук (ребёнок повторяет) тук-тук-тук. Повтор песенки – запевки.

2.Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук. Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук. Повтор песенки – запевки.

3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук. Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.

 Игрушки пляшут

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.   Музыкальный руководитель: Собрались игрушки поплясать, Но не знают как, с чего начать. Вышел заинька вперёд, Всем пример он подаёт. Педагог задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

Лошадки

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.

Игровой материал: деревянные кубики, палочки, ложки и пр.

Ход игры: дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др.):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок, Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх, Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку.

Игры на развитие  исполнительских навыков

 Наш оркестр

Цель: учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.

Игровой материал: набор музыкальных инструментов по количеству детей.

Ход игры: педагог предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает педагог. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей.

В гости песенка пришла

Цель: развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: музыкальный руководитель приносит на занятие волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что там может быть. Педагог: в гости песенка пришла, и подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди, что в мешочке, посмотри! Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Педагог предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Педагог предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем. Примечание: песня не обязательно об игрушке, герой просто может упоминаться в песенке.

Игры на развитие творческих представлений

 Солнышко и туча  

Цель: развивать ладовое восприятие, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры: музыкальный руководитель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

Гуляй-отдыхай

Цель:  учиться слышать и определять настроение и характер музыки, отражать его в движении.

Игровой материал: музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями.

Ход игры: педагог предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Затем включает музыкальные отрывки. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.

Кто вышел погулять?

Цель игры: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Ход игры:

- На лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Музыкальный репертуар: Г.Галынин «Медведь», А. Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

Платочек

Цель игры: развивать творческое воображение, используя музыкально- ритмические движения.

Ход игры: дети встают в круг и передают платочек под музыку друг другу, когда музыка заканчивается тот, у кого в руках оказывается платок, выходит в центр круга и придумывает движения в соответствии с характером музыки, остальные дети хлопают в ладоши или повторяют движения водящего.

 Мультимедийные музыкально – дидактические игры

В  настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа технологии (видео презентации, слайд - презентации). Игровые компоненты, включенные в мультимедиа, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают интерес к усвоению материала. Мультимедиа технологии используются как в работе с детьми, так и с родителями. Музыкально –  игры используемые как мультимедийные презентации

Например:                

Игры «Птица и птенчики», «Три медведя»,  «Бубен и погремушка» - на развитие звуковысотного слуха. В  качестве героев игры используются  животные, их детеныши. Мультимедиа - презентации помогают наглядно увидеть, а не только услышать движение мелодии.

Игра «Наш оркестр» - на различение звучания музыкальных инструментов: 

Посмотрев презентацию, и прослушав сольное звучание различных инструментов, объясняю, что такое оркестр, знакомлю с профессией дирижёра. В результате  у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

В своей работе я использую авторские и мультимедийные презентации  интернет ресурсов. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания   детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и...

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе...

«Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» во второй младшей группе

Цель: формирование самостоятельной личности. Формировать у детей навыки самообслуживания;научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;(мыть руки, наводить порядок, одеваться и р...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...