Конкурс "Читающая мама - читающая страна"
проект (средняя группа)
Проект направлен на повышение формирование положительного имиджа читающей семьи; родительской компетенции в области детского чтения; развития культурной и читательской компетентности родителей для формирования в ребенке предпосылок функционально грамотного читателя в будущем; укрепление семейных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitayushchaya_mama.docx | 73.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Читающая мама-читающая страна», направленный на формирование предпосылок функционально грамотного чтения среди родителей и их детей; мотивации читательской активности и улучшения качества процесса чтения, с целью формирования у подрастающего поколения высоких гражданских, духовных и нравственных ориентиров.
Паспорт проекта
1 | Наименование проекта (тема) | «Читающая мама – читающая страна» |
2 | Автор проекта | Свитина О.П. воспитатель. |
3 | Цели внедрения инновационного продукта | Проект направлен на повышение формирование положительного имиджа читающей семьи; родительской компетенции в области детского чтения; развития культурной и читательской компетентности родителей для формирования в ребенке предпосылок функционально грамотного читателя в будущем; укрепление семейных традиций. |
4 | Длительность проекта | с 16 сентября 2019 г по 20 декабря 2019 г. |
5 | Участники проекта | Педагоги, дети средней группы, родители воспитанников. |
6 | Задачи внедрения проекта | 1.Формирование положительного имиджа читающей семьи, повышение родительской компетенции в области детского чтения. 2.Формирование у ребенка мотивации к чтению, способности воспринимать художественные произведения. 3.Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе. 4.По средствам книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению, подготовки дошкольников к обучению грамоте. 5.Возрождение традиции домашнего чтения. |
7 | Основная идея предлагаемого проекта | Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье. |
8 | Новизна | Новизна проекта состоит в получении важных, новых знаний о ценности традиции семейного чтения; повышении родительской компетенции в области детского чтения; повышении интереса детей и родителей к художественной литературе. |
9 | Практическая значимость | Формировать у дошкольников развитие мотивации к грамотному чтению. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности. |
10 | Механизм реализации проекта | |
10.1 | 1 этап | Организационно-подготовительный. |
10.1.1 | Сроки | С 16 сентября по 30 сентября 2019г. |
10.1.2 | Задачи | 1. Проведение анкетирования с родителями «Семейное чтение». 2. Составление плана основного этапа проекта. 3. Подбор материалов по теме проекта. 4. Привлечение родителей к сотрудничеству. 5. Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей. 6.Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. |
10.1.3 | Полученный результат | Разработаны этапы работы и план мероприятий проекта. |
10.2 | 2 этап: | Реализационно - практический. |
10.2.1 | Сроки | С 01 октября 2019 г по 09 декабря 2019г. |
10.2.2 | Задачи | Реализация запланированных видов деятельности с детьми по данной теме. |
10.2.3 | Полученный результат | 1. Повышение интереса детей к художественной литературе. 2.Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка. 3.Возрождение домашнего чтения. 4.Позитивные изменения в речи детей. 5. Обобщение и распространение семейного опыта. |
10.3 | 3 этап: | Итогово - аналитический |
10.3.1 | Сроки | С 10 декабря по 20 декабря 2019г. |
10.3.2 | Задачи | 1.Родительскоге собрание в форме библиотечного конкурса «Читающая семья - читающий ребенок». 2.Показ презентации «Моя любимая сказка» с участием детей старшей группы для детей младшей группы. 3. Оформление книжной выставки «Книжный парад для дошколят». 4.Проведение литературного конкурса «Папа, мама, я – читающая семья». |
10.3.3 | Конечный результат | 1. Возрождение традиции домашнего чтения. 2.Расширение круга детского чтения за счет введения новых тематических рубрик. 3. Формирование уважения к чтению, как к серьезному, очень важному и нужному занятию. 4.Формирование потребности ежедневного общения с художественной литературой. 5. Внедрение новых форм работы с детьми. 6. Накопление, систематизация материалов художественной литературы и создание предметно – развивающей среды в ДОУ (картотеки игр, медиатека, проекты, перспективные планы, конспекты ОД, презентации). |
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29
муниципального образования Усть-Лабинский район
Семейный проект
«Читающая мама-читающая страна»
Автор проекта: Свитина О.П.
2019 год
Название проекта: «Читающая мама-читающая страна».
Автор проекта: воспитатель Свитина О.П.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.
Вид проекта:
По времени – долгосрочный.
По количеству участников – коллективный.
По форме - семейный.
Время реализации проекта: с 16 сентября 2019 г по 20 декабря 2019 г.
Проблема: Наблюдение за детьми показало, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовые сюжеты.
Актуальность: Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая, и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном, не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Проведённое нами в группе обследование показало, что дети плохо знают детскую художественную литературу, не умеют внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения.
Анкетирование среди родителей выявило, что меньше половины опрошенных семей практикуют семейное чтение. Лишь четверо родителей смогли назвать книгу, которую они недавно прочитали для своего ребёнка. Для решения этой проблемы мы реализуем проект «Читающая мама - читающая страна» с использованием инновационных форм взаимодействия.
Цель проекта: Помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Формирование у ребенка мотивации к чтению, способности воспринимать художественные произведения.
2.Воспитание грамотного читателя.
3.Повышение интереса детей к художественной литературе.
4.По средствам книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению, подготовке дошкольников к обучению грамоте; повысить культуру речи детей.
5. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
6. Воспитывать бережное отношение к книге.
Для родителей:
1.Формирование положительного имиджа читающей семьи, повышение родительской компетенции в области детского чтения.
2.Повышение эффективности работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3.Повышение культуры речи родителей.
Для педагогов:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах эмоциональных, нравственных и духовных ориентиров.
2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
1. Составление плана основного этапа проекта.
2. Подбор материалов по теме проекта.
3.Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
4.Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
5.Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала.
2.Основной этап
Формы работы с детьми:
Чтение художественной литературы:
Рассказы: В. Осеевой «Сторож»; Н. Сладкова «Осень на пороге», «Неслух»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; Н. Калининой «Про снежный колобок»; В. Карасевой «Оля пришла в садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; А. Гайдара «Поход»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого
Мишу — Коротыш Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; М. Зощенко «Показательный ребенок».
Русские народные сказки «Мужик и медведь», «Кораблик», «Мороз и заяц», «Лиса, волк и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Заяц в белой шкурке».
Чтение стихотворений С. Михалкова «А что у вас?», В. Паспалеевой «Лесная фиалка».
Сказки В. Даля «Лиса-лапотница», Н. Сладкова «Медведь и солнце», В. Осеевой «Три сороки», Д. Биссета «Кузнечик Денди», Н. Павловой «Земляничка», В. Сутеева «Под грибом».
Произведения С. Прокофьевой «Сказка про маму», М. Пляцковского «Сказка о перевёрнутой черепахе».
Отгадывание загадок о литературных героях и художественных произведениях.
Игры: «Литературное лото», «Найди свою сказку», «Спой вместе с героем», «Прогулка по сказкам», «Отгадай сказочного героя».
Рисование: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», «Волшебный аквариум», рисование простых сюжетов по мотивам сказок.
Лепка: «Репка», «Колобок», «Курочка – ряба», «Гуси – лебеди», «Заяц».
Аппликация: «У солнышка в гостях», «Лисичка», «Теремок».
Конструирование: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Дом для чебурашки».
Беседы: «По страницам сказок», «Народная сказка – волшебная, бытовая», «Герои сказок – какие они?», «Мир сказок», «Мой любимый сказочный герой».
Дидактические упражнения: «Составь портрет», «Помоги художнику», «Чудо - Узор», «Русский сувенир», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», «Собери картинку по сказкам».
Сюжетно - ролевые игры: «Театр», «Библиотека», «Книжкина больница», « В магазин за книгами».
Оформление «Книжного уголка».
Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов для игр.
Театрализация сказки: «Три медведя», «Репка», «Колобок».
Презентация: «Как появилась книга?».
Оформление наглядного пособия «Книжное дерево».
Показ презентации «Моя любимая сказка» с участием детей старшей группы для детей младшей группы.
Оформление книжной выставки «Книжный парад для дошколят».
Проведение литературного конкурса «Папа, мама, я – читающая семья».
Оформление выставки детских работ: «По дорогам сказок» (рисунки, аппликация, лепка).
Формы работы с родителями:
Анкетирование: «Семейное чтение».
Родительское собрание: «Читающая семья - читающий ребенок».
Показ презентации: «Моя любимая сказка».
Консультации: «Как организовать домашнее чтение», «Семья и книга», «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса».
Оформление наглядного пособия «Книжное дерево».
Оформление книжной выставки «Книжный парад для дошколят».
Развлечение: Проведение КВН «Путешествие по сказкам».
Проведение литературного конкурса «Папа, мама, я – читающая семья».
Формы работы с педагогами: Создание картотеки театрализованных постановок,
картотеки дидактических игр по теме «В гостях у сказки».
Оснащение предметно-развивающей среды: Совместно с детьми и родителями в книжный уголок внесены новые литературные произведения, красочные иллюстрации, карточки с портретами писателей, дидактический материал. Здесь собран разнообразный материал для чтения, рассматривания и обыгрывания сюжетов из сказок.
3.Завершающий этап
Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. А проведенные мероприятия, драматизации литературных произведений, конкурсы детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям, способствовали созданию позитивной, радостной атмосферы и эмоциональному сближению всех участников проекта.
План реализации проекта:
Месяц | Мероприятие и содержание |
(16. 09. 2019г -30. 09. 2019г) | Проведение анкетирования с родителями «Семейное чтение». Чтение художественной литературы: В. Осеевой «Сторож»; Н. Сладкова «Осень на пороге», «Неслух»; К. Ушинский. «Бодливая корова», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Коротыш Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; М. Зощенко «Показательный ребенок». Отгадывание загадок о литературных героях и художественных произведениях. Чтение стихотворений С. Михалкова «А что у вас?», В. Паспалеевой «Лесная фиалка». Конструирование: «Теремок». Беседы: «Мир сказок», «Мой любимый сказочный герой». Рисование «Мой любимый сказочный герой», рисование простых сюжетов по мотивам сказок. Игры: «Литературное лото», «Найди свою сказку». Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов для игр. Сюжетно - ролевые игры: «Театр», «Библиотека». Показ презентации: «Как появилась книга?». Дидактические упражнения: «Составь портрет», «Помоги художнику», «Чудо - Узор». Оформление «Книжного уголка». Развлечение: театрализация сказки «Три медведя». |
(01.10. 2019г – 09.12.2019г) | Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Мужик и медведь», «Кораблик», «Мороз и заяц», «Лиса, волк и медведь». Сказки В. Даля «Лиса-лапотница», Н. Сладкова «Медведь и солнце», В. Осеевой «Три сороки», Д. Биссета «Кузнечик Денди», Н. Павловой «Земляничка», В. Сутеева «Под грибом». Произведения С. Прокофьевой «Сказка про маму», М. Пляцковского «Сказка о перевёрнутой черепахе». Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Заяц в белой шкурке». Лепка: «Репка», «Колобок», «Курочка – ряба», «Гуси – лебеди», «Заяц». Беседы: «Народная сказка – волшебная, бытовая». Дидактические игры: «Прогулка по сказкам», «Отгадай сказочного героя». Конструирование: «Заюшкина избушка», «Дом для чебурашки». Сюжетно - ролевая игра: «Книжкина больница». Рисование: «Моя любимая сказка». Оформление книжной выставки «Книжный парад для дошколят». Игры: «Спой вместе с героем», «Прогулка по сказкам», «Отгадай сказочного героя». Дидактические упражнения: «Русский сувенир», «Разрезные картинки». Консультации: «Как организовать домашнее чтение», «Семья и книга». Родительское собрание: «Читающая семья - читающий ребенок». Развлечение: Проведение КВН «Путешествие по сказкам». |
(10.12. 2019г – 20.12.2019г) | Чтение художественной литературы: Н. Калининой «Про снежный колобок»; В. Карасевой «Оля пришла в садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; А. Гайдара «Поход». Отгадывание загадок о литературных героях и художественных произведениях. Беседа: «По страницам сказок». Сюжетно – ролевая игра: « В магазин за книгами». Рисование простых сюжетов по мотивам сказок. Театрализация сказки: «Репка», «Колобок». Показ презентации «Моя любимая сказка». Аппликация: «У солнышка в гостях», «Лисичка», «Теремок». Консультация «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса». Проведение литературного конкурса «Папа, мама, я – читающая семья». Оформление выставки детских работ: «По дорогам сказок» (рисунки, аппликация, лепка). |
Ожидаемый результат:
Для детей:
1.Сформирован интерес к литературе как к виду искусства.
2. Дети умеют бережно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне.
3.Сформированы нравственные качества ребенка.
4.Дети самостоятельно подбирают художественные произведения для семейного чтения.
Для педагогов:
Повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах работы с родителями по пропаганде и развитию детского чтения в семье.
Для родителей:
1.У родителей появится мотивация к ежедневному семейному чтению.
2.Повысится педагогическое мастерство родителей по формированию интереса ребенка к художественной литературе.
3.Родители расширят круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик.
4.Проявление уважения к чтению и отношение к нему, как к серьезному, очень важному и нужному занятию.
Полученные результаты:
1.Изменение отношения родителей к традиции семейного чтения.
2.Сформирован интерес к литературе как к виду искусства.
3.Улучшение показателей эмоционального состояния детей.
4.Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
5.Участники проекта умеют правильно и бережно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном на доступном уровне.
6.Сформирован и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
7.Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах работы с родителями по пропаганде и развитию детского чтения в семье.
Литература:
1.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
4. Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
5.Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г
6. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.
7. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
8. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
9. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
10. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
11. Интернет-ресурсы.
Приложения
Анкета для родителей «Семейное чтение»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок
- книжный шкаф
- стеллажи с книгами
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да
- нет
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день
- каждый вечер перед сном
- когда попросит
- иногда
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребенку произведенний:_________________________________________________________________
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да
- нет
- иногда
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да
- нет
- не знаю
8. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
__________________________________________________________________________
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да
- нет
- не знаю
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
__________________________________________________________________________
11. Как Вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
__________________________________________________________________________
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
- да
- нет
Памятка для родителей
«СЕМЬЯ И КНИГА»
Семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений. Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей.
В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ
«Книга для детей –
это в самом деле хорошая пища –
вкусная, питательная, светлая,
способствующая их духовному росту»
К. И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Конспект родительского собрания
в форме библиотечного конкурса
«Мама, папа, я - читающая семья».
Задачи:
- Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.
- Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.
- Развивать творческие способности.
- Оказать семье информационную помощь.
- Выявить самую читающую семью.
Предварительная работа: разработка «Положения о конкурсе «Мама, папа, я -читающая семья».
Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, карточки с фамилиями художников, презентации «Портреты писателей» и «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, пластилин, пластинки, стеки, доски.
Ход собрания
Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи-конкурсанты.
Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а так же познакомимся с самыми читающими семьями нашей группы. Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный- тоже я.
Прошу тебя. ты почитай мне мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
Воспитатель: бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А. М.Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями - участникам, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».
Семьи представляют себя, какие книги они любят читать, какая у них есть библиотека и т. д.
Воспитатель: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс.
Люди придумали много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания - из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга разум» и др.)
Конкурс 2 «Писатели и поэты»
У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии. (С. М. Маршак, С. В. Михалков, Ш. перо, А. С. Пушкин, Н. Н. Носов, К. И. Чуковский, И. А. Крылов, Г. -Х. Андерсен.)
Конкурс 3 «Отгадай художника».
Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич.)
Конкурс 4 Литературная викторина для детей и родителей.
Вопросы для детей (родители помогают):
- Что купила разбогатевшая муха на базаре (самовар)
- Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
- Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит» (курица)
- Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Волк и лиса» (хвостом)
- Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая примириться с мышами? («Ребята давайте жить дружно!»)
- Сколько работников вытаскивали репку? (шесть)
- Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
- Где укрывалась девочка с братцем, спасаясь тот гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)
- Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
- Что болело у бегемотиков? (животики)
- Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
- Кем был Мойдодыр? (умывальников начальник и мочалок командир.)
Вопросы для родителей:
- Название, какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
- Как звали двух братьев - собирателей сказок- родом из Германии (Братья Гримм.)
- Какому автору принадлежат эти строки?
«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». (Крылов)
- Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев?» (Январь)
- В чем была сила Черномора? (В бороде)
- Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай? («Вечность»)
- На сколько лет заснула спящая красавица? (100 лет)
- В сказке «Три толстяка» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)
- Что потерял Питер Пен? (Свою тень)
- Косточкой, какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
- На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
- Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)
Конкурс 5 «Волшебное средство» и «Путаница».
Родителям раздаются листочки с заданием: написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.
«Волшебное средство»:
- у Буратино (золотой ключик)
- у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
- у Оле-Лукойе (зонтик со снами)
- у солдата из сказки Андерсена (огниво)
«Путаница»:
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня).
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох доска качается,
Сейчас я упаду». (Бычок)
Жил старик со своею женою
У самого синего моря (Старухой)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит (Вороны)
Конкурс 6 «Угадай сказку»
На слайдах представлены предметы и герои, по которым дети и родители должны догадаться, что за сказка:
- Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чеширский кот, девочка. («Приключения Алисы в стране чудес»)
- Деревянный домик, лиса, заяц, петух, с козой. («Заюшкина избушка»)
- Стая уток, облака, лягушка, прутик. («Лягушка - путешественница»)
- Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб. («Винни- Пух»)
- Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба. («Дюймовочка»)
-З емлянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица. («Сказка о рыбаке и золотой рыбке»)
Заключительный конкурс «Творческий»
Воспитатель: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключении нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин. Ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов а работе!
Литературный конкурс
«Папа, мама, я — читающая семья»
Цель: приобщение детей и взрослых к регулярному чтению книг.
Задачи:
1. Совершенствовать повышение интереса детей к книгам.
2. Формировать умение у детей свободно высказывать свои мысли.
3. Повышать умение выразительно и чётко читать стихи.
4. Расширять социальное партнёрство, привлечь родителей к семейному чтению.
5. Развивать творческие способности.
6. Воспитывать у дошкольников уважение к труду писателей и поэтов.
Оформление: на центральной стене пословицы о книге, герои сказок.
Ход:
Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы проведём викторину и узнаем, какие книги вам больше всего нравятся. Знаете ли вы их содержание, помните ли имена авторов и художников, которые их иллюстрировали. Ваши ответы будет оценивать жюри. За правильные ответы каждая команда получит фишку с изображением ёжика или белочки, по количеству которых в конце викторины жюри выявит победителя.
А теперь послушайте стихотворение.
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы -
Звери все до одного.
И бизоны и удавы,
А у папы - никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга, если в ней картинок нет?
Начинаем 1тур.
Я буду называть предметы, а вы вспомните сказки, в которых о них говорится.
*Стрела («Царевна – лягушка»)
*Умывальник («Мойдодыр»)
*Золотой ключик («Буратино»)
*Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
*Горошина («Принцесса на горошине»)
*Зеркало («Сказка о мёртвой царевне»)
*Туфелька («Золушка»)
*Корзинка с пирожками («Красная шапочка»)
*Яйцо («Курочка ряба», «Про кощея бессмертного»)
*Колечко («Двенадцать месяцев»)
*Бочка («Сказка о царе Салтане»)
*Аленький цветочек («Красавица и чудовище»).
Молодцы, все сказки отгадали.
Вспомните сказки, в названии которых есть число 3? 7?
«Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гомов».
2 тур
Участники команд должны назвать авторов литературных произведений по иллюстрациям художников. (Васнецов, Чарушин, Сутеев.) Будьте очень внимательны. Назовите самую известную поэтессу, которая пишет для детей и про детей? (Агния Львовна Барто).
3 тур.
А сейчас конкурс - посложнее.
Надо дополнить народные пословицы. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
*Не зная броду,. . (не суйся в воду)
*Без труда.. (не выловишь и рыбки из пруда)
*Жизнь прожить-. . (не поле перейти)
*Волков бояться -. .(в лес не ходить)
*Берегите платье с нову,. .(а честь смолоду)
*Правда светлее. .(солнца)
*Спустя лето. .(по малину не ходят)
*Без дела жить -. .(небо коптить)
*Берегись бед, пока. .(их нет)
*Мал золотник, да. .(дорог)
*С родной земли. .(умри - не сходи)
*Не доглядишь оком -. .(заплатишь боком)
*Сколько волка не корми,. .(а он в лес смотрит)
*Доброе имя. .(лучше богатства)
*Журавль в небе, а. .(синица в руках)
*Не сиди, сложа руки, так. .(и не будет скуки).
4 тур.
«Собери сюжет из сказки».
Каждой команде даётся коробочка с пазлами из разных сказок. Вам необходимо как можно быстрее собрать их правильно.
5 тур.
Команды разгадывают ребусы, в которых зашифрованы слова: "книголюб", " слово", "страница", "сказка".
6 тур.
Следующий тур викторины для взрослых. На страницах книг, которые вы читаете детям, иногда встречаются непонятные им выражения, например:
* кот наплакал
* пустить пыль в глаза
* уши вянут
* ума палата
* попасть пальцем в небо
* тянуть за язык
* одна нога здесь, другая там
Как вы объясните детям их значение? (ответы).
Подведение итогов конкурсов жюри. На этом наш вечер закончен. Мы надеемся, что после нашей викторины вы будете чаще брать в руки книгу и читать детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс "Читающая мама, читающая страна".
quot;Книжка для сына и дочки". Собственное Сочинение....
Конкурс "Читающая мама - читающая страна"
Конкурс проводился в смешанной возрастной категории. Рекомендации:- чтение отрывка по ролям (родитель с ребенком) не более 3 минут;- чтение мамы для ребенка не более 5 минут....
В рамках муниципального этапа краевого конкурса "Читающая мама-читающая страна" номинация "Русская культура в литературе" в нашем саду прошел в течение 6 недель творческий проект "Сказки Пушкина А.С."
Окончен творческий проект "Сказки А. С. Пушкина" с детьми подготовительных групп. Проведены тематические беседы, рисование и создание книги из детских рисунков по произведениям поэта, музыка...
Презентация «Читающая мама – читающая страна»
laquo;Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечнос...
Презентация на конкурс "Читающая мама-читающая страна".
Презентация на конкурс "Читающая мама-читающая страна"....
Конкурс "Читающая мама - читающая страна" презентация.
Создна с целью помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненн...
Презентация участников муниципального этапа краевого конкурса "Читающая мама-читающая страна" .
БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ "РАСТИМ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ". Авторы: Наумова Ю.А., Вьюркова Е.С., Андреева И.Г....