«Развитие мелкой моторики через освоение техник вышивания»
материал (подготовительная группа)

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему обучение детей вышиванию, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канева Анна Валериановна

высш. квал. категория, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №21 «Умка»

«Развитие мелкой моторики  через освоение техник вышивания»

 «Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев».

В. А. Сухомлинский

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

На этапе завершения  дошкольного детства стандарт предусматривает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров. Одно из требований: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

В настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, что отрицательно сказывается на формировании навыка письма. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью  зрительно-моторной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.        

Один из способов развития мелкой моторики – вышивание. Для детей дошкольного возраста  работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальцев, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие.

Уже несколько лет в нашем ОУ работает кружок «Иголка-Волшебница», руководителем которого я являюсь. В среднем в кружке занимается 10-15 детей, причем не только девочки, но и мальчики. В большинстве случаев посещать кружок вышивания это было желание самих  мальчишек, а не их мам. Я всегда говорю родителям -главное, чтобы ребенок посещал занятия кружке   с желанием, ведь без желания не будет положительного результата.

Для работы кружка мной был составлен  тематический план по обучению детей вышиванию «Иголка-волшебница» для детей 5-7 лет, на два года обучения. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Задачи

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

В начале учебного года каждый ребенок, посещающий кружок принёс свою «Волшебную коробочку», такое название мы придумали с детьми коробкам с их принадлежностями для занятий вышиванием.

Продолжительность наших занятий - не более 25 минут в старшей группе и не более 30 минут в подготовительной 4 раза в месяц. Гибкая форма организации детского труда позволяет мне учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятия мы с детьми повторяем правила техники безопасности, для этого я использую карточки-схемы, также обязательно  провожу пальчиковую гимнастику; а в ходе занятия, для расслабления мышц и снятия напряжения - физминутку.

При проведении занятий  использую различные формы работы. Это и теоретические –просматриваем с детьми презентации и обучающие видеоролики, рассказываю о способах и видах вышивания, показываю способы действия, и практические - выбор и обсуждение с детьми рисунка, цвета ниток для вышивки, непосредственное вышивание детьми изделий, вручение готовых работ родителям в качестве подарков, подготовка и проведение выставок детских работ.

На первом этапе обучения (5-6 лет) я знакомлю детей с инструментами, используемыми в вышивании, со швами «строчка» и «вперёд иголку», учу пришивать пуговицы с 2-мя и 4-мя отверстиями разными способами, оформлять салфетку «мережкой», переводить выбранный рисунок на ткань, с помощью копировальной бумаги.

На втором этапе обучения (6-7 лет) мои дети продолжают осваивать знакомые способы вышивания, а также знакомятся с новыми - вышивание «гладью», «крестиком», учатся пришивать пуговицы «на ножке», оформлять готовую работу бахромой.

Особое внимание на втором году обучения в кружке я  уделяю- вышиванию  крестом. Это очень полезное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Этот вид вышивания способствует быстрому развитию пространственного воображения и абстрактного мышления. Вышивая, ребенок учится терпению, внимательности, усидчивости, аккуратности.

Для старших дошкольников вышивание счетным крестом это ещё и отличный способ тренировать счет, ориентировку в пространстве «вверх-вниз», «вправо-влево». Для этого вида вышивания я использую в работе самую крупную канву, чтобы дети не напрягали зрение, и картинки-схемы с крупными клетками, распечатанные на цветном принтере, чтобы легче было считать крестики.

На данный момент мои дети заканчивают первый этап обучения в кружке. Ребята стали уверенно пользоваться иголкой, ножницами, научились вдевать нитку в иголку, закреплять нить в конце работы, а ещё в середине года обращались ко мне за помощью. Теперь, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, мамы обращаются за помощью к своим дочкам, а не наоборот, как было раньше. Очень нравится детям использовать копировальную бумагу, причем не только на занятиях кружка, но и в повседневной деятельности. Теперь они с лёгкостью могут скопировать понравившуюся картинку для раскрашивания и для себя, и для друзей.

В течении  учебного года для демонстрации достижений детей я организую выставки детских работ в «приемной» нашей группы, выставляю фото вышивок в группе в социальной сети «Одноклассники». В настоящее время мы оформляем с детьми выставку для воспитанников  и  сотрудников нашего ОУ, чтобы продемострировать результаты нашей работы за год.

Также я представляла две детских работы «Тюльпаны для любимой мамочки» и «Волшебное яблоко» на всероссийские конкурсы. Где заняли призовые места.

Таким образом занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества, необходимые для начала школьного обучения. В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка - дошкольника и развивает накопленный им потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей с помощью обучения вышиванию"

Материал для  воспитателей, увлеченных рукоделием (вышивкой)...

Документация проекта "Развитие мелкой моторики нетрадицонными техниками рисования"

Проведение занятий  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит детей работат...