Опыт работы: «Познание детьми природы посредством игрового моделирования и экспериментирования»
методическая разработка

Вокуева Татьяна Владимировна

Целью работы является показать, как моделирование и экспериментирование способствуют познавательному развитию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Познание272 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа)

ТЕМА: «Познание  детьми  природы посредством  игрового  моделирования  и экспериментирования»

   

«Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь

                                                                            живу, и приобретал так много, так быстро,                                                                           что во всю остальную жизнь я не приобрел

                                                                   одной сотой того? От пятилетнего ребенка

до меня только шаг.  А от новорожденного до

пятилетнего страшное расстояние.»

(Л.Н. Толстой)

Составитель: Вокуева Т. В.

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить!»

Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве – удивления и восхищения миром.

Целью работы является показать, как моделирование и экспериментирование способствуют познавательному развитию детей.

Сначала рассмотрим, что такое моделирование?

Задачи:

  • Систематизировать теоретический и практический материал по данной теме.
  • Развивать познавательную активность детей, их любознательность, стремление к самостоятельному поиску с применением такого средства как модели.

Результат:  Создать условия, позволяющие детям вести познавательно – поисковую деятельность посредством использования моделей.

Цель для детей: 

  • Сформировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  •  Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность ребенка через использование моделей.

Результат для детей: Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

В центре программы «Детство « - ребенок – исследователь, экспериментатор, «открывающий» отношения, связи окружающего мира. Важно предоставить дошкольникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Моделированием называется такой метод исследовании, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления.

Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, и тем самым не нанося им вреда.

Модели можно классифицировать по разным принципам:

  • по характеру моделирования – людей, объектов, процессов;
  • по внешнему виду – плоскостные и объемные;
  • по месту расположения – настольные, напольные, настенные;

         

Названные принципы классификации не исключают друг друга. По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальных ситуаций. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. А ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону, получают сведения о разнообразных моделях, накапливают обширные представления, которые им «необходимо» выстроить» в виде моделей.

Как происходит освоение детьми среднего дошкольного возраста свойств и отношений предметов посредством модели?

Данный возраст называют возрастом «множества открытий». Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать свойства и использовать свойства предметов в практической деятельности. Он осваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает и мы признаны помочь ему в овладении средствами познания, выработанными человечеством и позволяющими самостоятельно открывать новое.

Освоение различных свойств и установление отношений в среднем возрасте происходит неравномерно.

Часть свойств и отношений: цвет, размер, форма осваиваются достаточно полно. Зато другие свойства и отношения осваиваются недостаточно глубоко, дети затруднялись в определении сенсорных эталонов, «смешивали» объемы представлений (неверно употребляют термины:

большой в место тяжелый,

мелкий в место легкий,

большой в место широкий) и т.д.

Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выраженности), так и с уровнем овладения способами их познания. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повысили интерес детей к заданиям, вызвали желание экспериментировать, исследовать предметы и модель.

При придумывании разнообразных моделей мы придерживались следующих требований:

  • Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
  • Раскрывать существенное в объекте;
  • Замысел по созданию или использованию готовой модели обсуждали с детьми, что бы она была понятна.

Использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольника видах деятельности (в игре, конструировании, рисовании, лепке, аппликации, при изготовлении поделок) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования, дает богатейшие возможности для развития междеятельных связей.

В развитии речи модели используются для пересказа художественного рассказа, составления описательных рассказов и т.д.

В играх – экспериментах с различными материалами модели полнее раскрывали основные свойства и качества (воды, песка, глины).

Учет индивидуальных особенностей, интересов детей позволяет полнее познавать мир. Создаются коллекции «Ткани», «Бумаги», «Древесины», «Гербарий», «Фантиков», «Спичечных этикеток», «Пуговицы», «Значки».

Одной из форм организации познания детской деятельности, учитывающей выявленные особенности освоения свойств и отношений предметов и способствующей проявлению детской самостоятельности в познании наряду с:

  • Экспериментированием;
  • Решением практических и познавательных задач является дидактическая игра и игровые упражнения.

Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:

  • Последовательно усложнять систему работы по освоению моделирования как средства познания свойств и отношений предметов;
  • Развивать умения осваивать содержание, моделировать, осознавать причинно – следственные связи;
  • Использовать разнообразные виды моделей;
  • По отражению содержания;
  • По степени условности содержания;
  • По способу выражения, оптимально сочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;
  • Накапливать опыт познания посредством моделирования и использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно – развивающей среды;
  • Повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.

Материалом для игр и исследования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный, бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника.

Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребенку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным хорошо знакомым вещам: Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, «подсказкой – помощником», следовательно, она не должна заменять собой реальные свойства и отношения.

 Модель лишь направляет исследование, помогает абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений, выступает средством измерения.

Преимущество игр заключается в возможности их усложнения и вариативности форм проведения, как индивидуально, так и с группой детей.

Успешность освоения свойств и отношений предметов детьми зависит от понимания ими модели как средство знаково – символической деятельности.

В среднем дошкольном возрасте дети лучше устанавливают связь «реальность – модель» в практической ситуации.

Разнообразие используемых моделей дает возможность детям осваивать различные функции модели:

  • как средства познания;
  • фиксации;
  • контроля;
  • оценки правильности задания;
  • при установлении отношений модель использовалась в функции измерения т.е. при выполнении группировки дошкольники применяли модель, лучше «отвлекались от незаданных свойств, «удерживали» основания для образования групп.

Систематизировав материал по данной теме применяю модели:

  • «Времена года»
  • В трудовой деятельности.   
  • «Цель труда – средства труда»
  • «Предмет труда».
  • «Трудовые действия»
  • Результат
  • «Я в трудовой деятельности»
  • «Описание свойств материалов»
  • В речевой деятельности (для составления рассказов).
  • В наблюдениях (способы сенсорного обследования предметов: овощей, фруктов, посуды, вещей, игрушек, и т.д.)
  • Модели эколого – систематических групп.
  • Живое (звери, насекомые, растения, модели, птицы)
  • Модели функций органов живого.(лист, корень, цветок, стебель)

А различное отношение детей к модели и познанию посредством ее указывает на разный уровень развития познавательных интересов.

Игры с моделями сочетают привлекательную эмоционально – образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями.

  С помощью родителей оформила  дидактические игры: с использованием этих моделей.

  • «Лото», «Модели».

Цель: Установить связь «реальность - модель».

  • «Что чем узнаем?»

Цель: Развитие осознания обследовательских действий»

Установление связи: «выделяемое свойство – анализатор действия»

  • «Загадки, отгадки»

Цель: Расширять представления о свойствах предметов.

  • Развитие умения абстрагировать свойствами и обобщать по ним.
  • Умение видеть предмет в единстве свойств, устанавливать связь «реальность и модель».
  • «Домики свойств»

Цель: развивать у детей умение выделять и абстрагировать свойства в предмете согласно модели отвлекаясь от других свойств и др.

  • «Так было летом … что произойдет зимой»

Цель: установление взаимосвязей в природе.

«Что перепутано?»

«Кто где живет?» и т.п.

Объемные модели биоценозов ( «Болото» «Лес зимой, весной, летом, осенью), «Пустыня» позволяют увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения.

Оформлены центры: « Развития речи», «Математический», «Художественного творчества»

        «Наука – природа», где подобраны коллекции камней, круп, ракушек, шишек, тканей, пуговиц и т.д.  С помощью родителей, создали мини - коллекцию оборудования для проведения простейших опытов.

Я считаю важным условием реализации программы – открытость педагогического процесса и сотрудничества с родителями.

Цель  работы считается достигнутой, когда:  дети устанавливают причинно следственные связи при ознакомлении с природой и при ознакомлении с предметами окружающего мира.

  • Успешно обследуют (сравнивают реальность и модель).
  • Группируют, анализируют, поясняют свои действия, (общее – различное в предметах).
  • Понимают значимость труда.
  • Могут обозначать свойства условными знаками, видеть предмет в единстве свойств и качеств, устанавливают связь: выделяемое свойство – анализатор – действие.
  • Ориентируются по плану, схемам.

 Рассмотрим вторую цель работы, способствующая познавательному развитию детей – экспериментирование.

 Теоретическое обоснование актуальности  экспериментирования:

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием и т.д.

Задачи:

Линии развития:

Физическое

Воспитательные

Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

Развивающие

Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

Социально – личностное

Воспитательные

Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

Развивающие

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

Образовательные

Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

Познавательно - речевое

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к различным материалам

Развивающие

Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

Образовательные

Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

Художественно – эстетическое

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Развивающие

Развивать творческую активность, образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

Образовательные

Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

Организация предметно – развивающей среды ( с помощью родителей):

Центры развития

Центр книги: Внести энциклопедии.

Центр экспериментирования: Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная).

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы. Образцы бумаги и ткани разных видов.

Центр сюжетных игр: Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы ,минзурки, пипетки.

Центр настольно-печатных игр: Внести дидактические игры «Что из чего сделано? », «Найди пару»…

Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

Для детей

Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе

Формы работы с детьми:

  • Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Отгадай загадку»

«Кто что считал? »

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория»

«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

  • Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

  • Коммуникативная деятельность

Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны? », «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано? », «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

  • Чтение художественной и научно - популярной литературы

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево? », В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня. » А. Барто (резина)

  • Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

  • Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче? », «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника».

В своей работе я попыталась доказать, что игровое моделирование и экспериментирование является  одним из средством познавательного развития детей 4 - 5 лет. Дети владеющие внешними формами замещения и наглядного моделирования, применяющие заместители и наглядные модели в уме, представляющие себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видят» возможные результаты собственных действий – на много легче проходят этапы учебной деятельности в школе, имеют высокие познавательные интересы, коммуникативные навыки и проявляют высокие уровни интеллектуального развития.

Список используемой литературы:

        1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего

       школьного возраста//Экологического образование: концепции и

       методические подходы. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по познавательному развитию детей (экспериментирование)

В опыт работы включены конспект занятия с магнитом для детей средней группы, описание опытов "Свойства магнита" и "Свойства воздуха",нитеграция процесса экспериментальной деятельности с изодеятельност...

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

Опыт работы по теме "Экспериментирование с фольгой в процессе художественного творчества"

Для решения задач по развитию мелкой моторики детей, повышению интереса детей к художественному творчеству, развитию исследовательской деятельности я предлагаю необычную, нетрадиционную форму работы, ...

Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...

Опыт работы по теме «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».

Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками...