Занятие "Старый медный самовар"
план-конспект занятия (старшая группа)

В гости к детям приходит посол . Он рассказывает все о самоваре. о разных сортах чая .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

      Занятие  «Старый медный самовар»

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о чае, о странах, где выращивают чай, о традициях употребления чая в России, об истории самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать мышление, воображение. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. Формировать толерантное отношение. Закреплять знание о разновидностях самоваров, знать понятие «традиция».

 Активизация словаря: чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, электрический.

Материал: карта мира (большая), две железные банки с чаем (чёрный и зелёный), самовары: жаровой, электрический. 9 иллюстраций различных модификаций самоваров. Конверты на каждого ребёнка с разрезными на 5 частей самоварами. Щепки, шишки, веточки для жарового самовара. Костюм (для посла из Китая), чайная посуда, угощение.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха - цокотуха»), беседа о тульском самоваре и основателях тульского самовара братьях Лисицыных. Подготовка и подбор иллюстраций самоваров различных модификаций. Изготовление разрезных карточек с изображением самоваров по количеству детей. Занятие «Не попить ли нам чайку?». Заучивание потешек, разучивание хороводной игры «Самовар». Изготовление костюма китайского посла.

Ход занятия.

Воспитатель: Перед нами карта мира - это вся наша планета Земля, все люди, населяющие земной шар. На нашей планете много разных стран, в каждой люди разговаривают на своём родном языке. Сколько народов, столько и языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции.

Вы знаете, что такое «традиция»? (передача, знания передаются от одного к другому).

Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Звучит музыка, входит посол (взрослый) в китайском национальном костюме.

Посол: Здравствуйте, я приехал из далёкой страны и привёз вам подарок (достаёт 2 железные баночки, открывает и показывает детям).

Посол: (обращается к детям) А знаете ли вы страны, где растут чайные кусты?

Воспитатель: Знают, и не только скажут, но и покажут (ребёнок называет страну, берёт со стола воспитателя зелёный листок и лепит его на карту).

Посол: Молодцы, а знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты.

Воспитатель: знаем. (ребёнок называет Краснодарский край и тоже лепит на карту листок).

Посол: Я посол из Китая мне сказали, что ваши дети знают о традициях, о чае? Это правда?

Дети: Да.

Посол: Кто знает китайскую легенду о чае?

Ребёнок: Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипячёную воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда император попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь.

Посол: Все люди в давние времена могли выпить чаю?

Дети: Нет, только богатые, чай был дорогим.

Посол: Какие сорта чая вы знаете?

Дети: Чай бывает чёрный, зелёный, жёлтый, красный и даже белый.

Посол: Я вам привёз в подарок чай двух сортов. Это чёрный и зелёный. Могут ли ваши дети определить, какой чай в банке.

Игра с послом в «Жмурки» (ребёнку завязывают глаза, банка с чаем, открыта, ребёнок по запаху определяет и называет сорт чая).

Воспитатель: Уважаемый посол, тебе дети сказали, что чай был доступен только богатым и знаменитым людям. Пока чай распространился по всему миру, случались такие смешные истории.

Ребёнок: Английский моряк, привёз своей матери в подарок фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.

Ребёнок: Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой.

Посол: Слышал, что у вас в России тоже любят пить чай и даже придумали специальный прибор для кипячения воды. Забыл, как же он называется?

Дети: Самовар!

Посол: А почему он так называется?

Дети: Самовар сам варит и кипятит воду.

Воспитатель: Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучшие самовары?

Дети: В Туле.

Воспитатель:  (обращает внимания детей на выставку самоваров, они все разные. В Туле в 1778 году братья Лисицыны изготовили первый самовар, он был из меди. Самовары были разной формы и отделки.)

Покажите гостю жаровой самовар? Как вы его узнали?

Дети: Есть труба для топки.

Воспитатель: Принесите и покажите, чем топили жаровые самовары. 

Дети приносят шишки, щепочки.

Воспитатель: А из каких самоваров сейчас пьют чай?

Дети: Из электрических. (показывают)

Воспитатель: На Руси славились самовары разных форм.

Если вы сейчас соберёте разрезные картинки, то покажите гостю настоящий русский самовар.

Дети садятся за столы и выполняют задание.

Воспитатель: Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага. Самовары стоили дорого, их берегли, ухаживали за ними, передавали по наследству. Их награждали, они получали призы и награды.

Посол: Так мне интересно стало, хочу попробовать чай из самовара.

Воспитатель: Давайте угостим нашего гостя настоящим русским чаем. (помощник воспитателя готовит столы к чаепитию)

Воспитатель: Давайте пригласим посла к нашему самовару. 

Игра «Самовар» (хороводная)

Дети: (хором) Самовар, самовар!

             Старый медный самовар!

             Может, стал ты слишком стар?

             Всё стоишь, да пыхтишь

             Всё никак не закипишь.

Самовар: Что вы, что вы?

              Как не стыдно?

              Даже слушать мне обидно!

              Как сейчас разозлюсь,

              Как сейчас рас - ки - пя - чусь!

              Всё во мне уже клокочет,

              Всё кипит.

              Кто чаю хочет?

Дети: Наливай, наливай

            Самый вкусный свежий чай.

Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы и поговорки о чае и самоваре.

Дети: Выпьешь чайку - забудешь тоску.

            Самовар кипит - уходить не велит.

            Чай - попьёшь - до 100 лет проживёшь.

             За чаем не скучаем.

             Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

             Печка-матушка, а самовар-батюшка.

Воспитатель: Ребята, давайте споем песню о самоваре.

Исполняется русская народная песня «Пых – пых самовар»

Воспитатель: Дети, есть также такая традиция в русском чаепитии: когда гость чаю напился, он не говорит об этом хозяину, а что делает? - переворачивает пустую чашку на блюдце…

Ну, что пойдём пить чай?

 Вместе с послом пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Конспект прогулки к "Хозяйке медной горы"

Познавательный материал для детей во время прогулки....

Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезны...

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Конспект ОД "Самовар, самовар, самоварище"

Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности....

Воспитанники второй младшей группы «Колобок» ДОП «Сказка» теперь знают, какие бывают самовары и что подавали к чаю из самовара 15.02.19 © Ссылка на источник: https://sch2083.mskobr.ru/dou_edu/detskij_sad_skazka/novosti/malywi_znakomyatsya_s_samovarom/

Воспитанники второй младшей группы «Колобок» ДОП «Сказка» теперь знают, какие бывают самовары и что подавали к чаю из самовара В качестве пособий на практическом занятии исполь...