"Познавательные беседы"
учебно-методический материал (старшая группа)

Дарья Алексеевна Воронина

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_besedy.docx1006.67 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1605413/8535f85e-5591-464e-8849-404e584fb747/s1200

Познавательные беседы

в старшей группе

http://kolosock-mdou.narod.ru/metodblok/0_12290e_541f744e_orig.png

Беседа : «Наш  детский  сад»

Программное  содержание: уточнить  представления детей о  детском саде. Воспитывать    уважение к  труду    воспитателя.

Воспитатель:                                                                                                                Ребята  каждое  утро  вы  приходите  в детский  сад.  А что же такое детский  сад?

Предполагаемые  ответы  детей (Это большо , светлый  дом  где много детей, туда дети  приходят играть, рисуют , танцуют, живут дружной  семьей….)                                                                                                                          Что  такое  детский  сад ?                                                                                               Это дом для всех ребят!                                                                                                  Это  радость,  это  смех,                                                                                                 Это  сто  друзей  на  всех                                                                                 Интересные  прогулки                                                                                              С  ароматом  джемом  булки                                                                                            Это ласка и  забота                                                                                                            В   детский  сад  бежим  с  охотой                                                                            Здесь  поем  мы  и  смеемся                                                                                     Вместе  дружим  и  растем                                                                                     Детский  сад  похож  на  солнце                                                                            Согревает   нас  теплом                                                                                   Воспитатель  Все  дети ходят в одну группу или в разные группы детского сада?                                                                                                                              Предполагаемые  ответы  детей                                                                                                          (В    детский сад приходит много детей, это  детишки  совсем маленькие  малышки, и детки  постарше -   дети   ходят в разные группы, все они – воспитанники детского сада )

 Я люблю свой детский сад
В  нем полным-полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Может сто их, может двести.

Хорошо, когда мы вместе!

(С. Питиримов)

   Воспитатель  Комната в которую приходят дети называется  групповая комната , а что есть в группе   в   которую ходите вы?                                                              Предполагаемые  ответы  детей                                                                                                          (В  группе  много игрушек, цветов, книг. Есть место для игр, занятий, труда…)                                                                                                           Воспитатель:  Каждый  из  вас  ребята в детском  саду  может  найти  себе  занятие  по  душе.                          

  Читаю  стихотворение                                                                                                   В детском садике детишки –
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! – несется с горки Петя.
Два! – за ним летит Ванюша.
Три! – на карусели Ксюша.
А четыре! – в доме Коля.
Пять! – стоит с ведерком Оля.
Шесть! – с мячом играет Митя.
Семь! – с коня слезает Витя.
Восемь! – с куклою Наташа.
Девять! – рядом скачет Маша.
Десять! – по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять! – на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! – бойко скачет Маша.
Восемь! – c куклою Наташа.
Семь! – с коня слезает Витя.
Шесть! – бросает мячик Митя.
Пять! – ведерком машет Оля.
А четыре! – в доме Коля.
Три! – на карусели Ксюша.
Два! – с горы летит Ванюша.
Раз! – внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!

 Воспитатель А  еще дети в  детском  садике  учатся дружить .Назовите своих друзей , подружек.

Проводится  дидактическая  игра «Назови  ласково  своего друга»

 Воспитатель  Очень важно  иметь друга ,того кто  сможет  помочь  в  беде. Давайте  вспомним  знакомые  пословицы  поговорки  о  дружбе и  друзьях.

Для друга и семь верст не околица.

Для милого друга не искать досуга.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Добрый друг лучше ста родственников.

Друг верен во всем измерен.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Друг познается в беде.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Друзей много, а друга нет.

Воспитатель  Дети как  зовут вашу воспитательницу?

Ответы детей

Читаю  стихотворение

Кто расскажет обо всём:                                                                                            Отчего бывает гром,                                                                                                      Как работают заводы,                                                                                                        И какие там станки,                                                                                                               И о том, как садоводы                                                                                                Разбивают цветники,                                                                                                        И про север, и про юг,                                                                                                       И про всё, что есть вокруг,                                                                                               И про уголь, и про газ,                                                                                                  Про тайгу и про Кавказ,                                                                                                   Про медведя, про лису                                                                                                       И про ягоды в лесу?                                                                                                      Кто научит рисовать,                                                                                               Строить, шить и вышивать,                                                                                          Усадив ребят в кружок,                                                                                        Прочитает им стишок,                                                                                             Скажет: "Выучите сами,                                                                                                    А потом прочтите маме"?                                                                                                  Кто сейчас же разберется,                                                                                       Почему Олег дерется,                                                                                               Почему у Гали с Ниной                                                                                                    Он матрешку отнимал,                                                                                             Почему слона из глины                                                                                                Миша сразу поломал?                                                                                                    Это воспитательница,                                                                                                             Это Ольга Павловна.                                                                                              Любит Ольга Павловна                                                                                                    Всех своих ребят,                                                                                                             Очень Ольгу Павловну                                                                                                    Любит детский сад!        

Воспитатель  Почему  Ольгу  Павловну « любит  детский  сад?»                            Что делает  на  работе  воспитатель  детского  сада?

Предполагаемые  ответы  детей  ( Учит нас рисовать,  лепить, разучивает стихотворения  ,читает сказки,  играет  снами…….)

ВоспитательЧто  же вам запомнилось из жизни  нашего  детского  сада? Какое  интересное  событие ? 

Предполагаемые  ответы  детей  (Как мы  всей  группой  ходили  в  музей, как строили  крепость  из  снега, как ловили  бабочек на  лугу, как рисовали  пальчиком,……..)

  Воспитатель  Вот  как интересно  проходят  дни в  детском  саду.                     Читаю  стихотворение                                                                                                 Про наш весёлый детский сад 
Мы говорим с теплом: 
За годом год для всех ребят 
Открыт он, словно дом! 
Для шалунов и непосед. 
Хитрюг, озорников 
Здесь завтрак, ужин и обед. 
Забота и любовь! 
Здесь научили нас играть. 
Лепить и мастерить, 
И песни петь, и танцевать, 
Воспитанными быть! 
За нами нужен глаз да глаз, 
Мы пошалить не прочь... 
Но любят каждого из нас
Как сына или дочь.                                                                  

Воспитатель  Давайте  с  вами  вместе  нарисуем  наш  детский  сад.

Беседа

 «1 сентября-День знаний»

Задачи:

Познавательное развитие: расширить представления детей о школе, учениках; познакомить со школьными принадлежностями.

Речевое развитие: развивать речь, мышление, память детей.

Социально – коммуникативное развитие: воспитывать интерес к учебной деятельности.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Материалы: мольберт, иллюстрация «Дети идут в школу», картинка ученика, цветы.

ФОД: Беседа по картине.

- Сегодня, ребята, у нас интересное занятие. Скажите, какое сейчас время года? (Осень) Правильно. Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Какие осенние признаки вы знаете? (Листья опадают, урожай созревает, холодает, идут дожди, птицы улетают на юг). Верно. Какое время года было перед осенью? (Лето).  А как мы провели лето? Какие праздники вы запомнили? (День защиты детей, День Нептуна, Олимпийские игры). А вот  первый осенний праздник-1сентября День Знаний. Почему этот день так называется?  (Дети идут в школу). Правильно, дети идут в школу, кто-то  в первый раз, а кто-то возвращается после каникул. Рассмотрите, картинку на мольберте.

Иллюстрация «Дети идут в школу»

– Кто изображен на картинке? (Дети).

– Что они делают? (Идут в школу.)

– Рассмотрите, как они одеты?  (Нарядно). Правильно, дети в школе ходят в специальной одежде, она называется формой. (Картинка ученика в форме).

– А что у детей за спиной? (Ранец, портфель).

– А зачем эта сумка детям? (Они носят в ней учебники тетрадки). Верно.

–  А как можно назвать эту девочку и мальчика, одним словом? (Дети).

– Куда они идут?  (В школу).

– Значит  они кто? (Школьники!) Школьники или ученики!

А сейчас послушайте и отгадайте загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш).

…………………..

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.    (Резинка).

 …………………..

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.  (Кисточка).

 ………………….

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.   (Пенал).

 …………………..

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.  (Книга).

 …………………..

Кто я, если прямота

Главная моя черта?  (Линейка).

…………………… 

Листы у неё белые-белые,

Они не падают с веток.

На них я ошибки делаю

Среди полосок и клеток.  (Тетрадь).

 …………………….

Я весь мир слепить готов —

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин —

У меня есть…  (Пластилин).

– Ребята, как назвать все одним словом: карандаш, резинка, кисточка, пенал, книга, линейка, тетрадь, пластилин? (Школьные принадлежности). Верно.

– А давайте поиграем с вами в игру «Собери портфель ученику». Проводится игра с детьми.

Сегодня День знаний! Я поздравляю вас ребята с этим праздником! Именно с этого дня мы начинаем наши занятия, как  в школе. Мы будем рисовать, лепить, считать, чтобы приготовиться к учебе в школе.

Итог:  О чем мы сегодня говорили? (О школе). Как называют детей, посещающих школу? (Школьники, ученики). Как называют специальную одежду для учеников? (Форма). Сумка ученика –это…( портфель, ранец). Какие школьные принадлежности вы знаете? ( Тетрадь, ручка, карандаш, краски, кисточки).

Молодцы, ребята!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось сегодня беседовать по картине «Дети идут в школу»? Если да, то возьмите по цветочку и соберите букет для моего школьника, который собрался в школу.

«Что такое лес?»

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

Задачи:

- Пробудить интерес к лесу и его обитателям.

- Познакомить с правилами поведения в лесу.

- Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения в лесу.

Демонстрационный материал: использование ИКТ, презентация о пользе леса в жизни людей и о правилах поведения в лесу.

Организационный этап.

Сегодня мы поговорим о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему.

Ребята, а что такое лес(Слайд №1) (ответы детей)

Послушайте стихотворение о лесе (Слайд №2)

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов)(Слайд №3,4,5)

Леса бывают разные: хвойные, лиственные и смешанные. (Слайд №6)

Как называется поляна где растут только березы? (Березовая роща) (Слайд №7)

Отгадайте загадки об обитателях леса.

Кто живет в лесу? (Слайд №9)

Под раскидистой сосной

Небоскреб стоит лесной.

Из хвоинок этажи.

Этот дом не вороши! (Муравейник)

В тишине холодных ночек,

После часа или двух

Мы услышим среди кочек

Неожиданное: "Ух!"

Птицы хищные летят,

Ловят мышек и зайчат. (Совы, филины)

Встречу радостным "хрю-хрю"

На опушке я зарю.

Познакомьтесь все со мной -

Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Экологические проблемы леса. (Слайд №10)

Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения (обсуждение ситуаций, проговаривание, что не так, а затем вывод правила).

Экологическая страничка “Правила поведения в лесу”

- Не разоряй муравейники (Слайды №11)

– Не оставляй мусор в лесу. (Слайд 12, 13)

– Не разжигай костер в лесу без взрослых. (Слайд14)

– Не разоряй птичьи гнёзда. (Слайд 15)

Дети представляют свои запрещающие знаки:

– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.

-Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.

– Не шумите в лесу.

– Не ловите насекомых.

– Не вырывай грибы и кустарники с корнем.

Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!

Заключительный этап.

Обобщение по теме.

– Какую пользу приносит лес человеку?

– Что значит любить природу?

– Что для этого необходимо помнить и делать?

Лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

Берегите русский лес

Он источник всех чудес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная беседа «Рождественские колядки».

Познавательная беседа «Рождественские колядки»....

Познавательная беседа "Рождественские колядки".

Познавательная беседа "Рождественские колядки"....

Познавательные беседы для детей старшего дошкольного возраста

Цикл познавательных бесед для старших дошкольников разработан в рамках проекта, одной из задач которого - это формирование коммуникативно-познавательных способностей дошкольников. При составлении бесе...

Познавательная беседа о космосе "Неизвестная вселенная"

“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околос...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Конспект занятия познавательная беседа на тему " Дикие животные зимой"

Познавательная беседа для детей в подготовительной группе...

НОД "Познавательная беседа: Прогулка по лесу" для старшего дошкольного возраста (экология)

Цель:Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, пл...