Рабочая программа по дополнительному образованию «Кем быть?» ( в рамках социально- образовательного проекта " Звездная академия") для детей от 3 до 4 лет на 2018/2019 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Сазонова Любовь Владимировна

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kem_byt.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________        Н.А. Попова

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от  «___» __________________ 20 __ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

приказ от «___» ____________ 20__г.

        

Рабочая программа  

по дополнительному образованию  

« Кем быть?»

(в рамках социально- образовательного проекта «Звездная академия»)

в группах  № 3 « Метеорит»,  №4  «Лира»

 общеразвивающей  направленности  

для детей  от 3 до 4 лет

Сведения о разработчиках:

Сазонова Л.В. -  воспитатель 1 кв. категории

2018/2019 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка.

Актуальность.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.  Для этого необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир  будет ярче и привлекательнее для него.  Поэтому  формирование представлений дошкольника  о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Основная  цель  программы : формирование  интереса и эмоционального  отношения у детей младшего дошкольного возраста к миру профессий.


Задачи: 

  • обогащать и конкретизировать представления детей о различной профессиональной деятельности  людей ; показать детям как трудятся взрослые;
  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; 
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; 
  • воспитывать  бережное отношение к труду взрослых и его результатам; 
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • вызвать интерес у  родителей  воспитанников к данной теме и приобщить их к образовательному процессу.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями  дошкольников младшего возраста, с учётом следующих принципов: 


1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы). 

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

 7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

 Структура организации  дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников младшего возраста с миром профессий:

Осуществлениепрофориентационной работы с детьми  младшего дошкольного  возраста  проводится   1 раз в неделю в течение 9 рабочих  недель ( сначала  в   группе  № 4 « Лира», затем  в  группе № 3 « Метеорит»).   Продолжительность занятия  - 15 минут.  Всего 9  занятий  в  каждой   группе.

Формы работы :

  • рассказ с  использованием картинок, беседа ;
  • чтение художественной литературы - стихи, загадки;
  • наблюдения за трудом взрослых с позиции значимости ;
  • экскурсии,  встречи с людьми разных профессий;
  • просмотр видеофильмов о профессиях;
  • совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
  • продуктивная и игровая деятельность;
  • самостоятельная деятельность ребенка.

Беседы и  рассказы о профессияхрасширяют  кругозор  детей , обогащают их  дальнейший игровой опыт: игры  "в профессии"  становятся более яркими и насыщенными . Все тексты бесед сопровождаются картинками, стихами, загадками, вопросами, заставляющими ребенка логически мыслить,  активизируя память и внимание.В результате у детей  формируется  первичное представление о труде людей,  обогащается словарный запас,  появляется  заинтересованность.

Экскурсия –  одна из  самых   увлекательных  форм ознакомления детей  с различными видами профессий. Ознакомление  детей  с трудом взрослых  в форме экскурсии целесообразно начинать с ближайшего окружения, поэтому первые путешествия желательно совершать  по детскому саду.  В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый производит их выразительно и привлекательно, комментирует каждую операцию, даёт возможность детям задать вопросы. 


«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов ). В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра  в жизни ребенка  имеет   такое же важное значение, как   для  взрослого -  деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому целесообразнее  проводить работу по ранней профориентации дошкольников  младшего возраста  через организацию игровой деятельности. 

Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки  фонендоскоп  ребенок  может стать доктором. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

 Важно, чтобы  ребёнок  проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Ожидаемый результат:

Для воспитанников:

  • называет профессии разных сфер,  в том числе  профессии  детского сада, профессии своих родителей; 
  • различает профессии по существенным признакам; 
  • называет материалы, инструменты, трудовые действия, соответствующие определенной профессии; 

  • с интересом включается  в игру,  активен, моделирует в игре  трудовые  действия; 
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; 
  • положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; 
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. 

Для родителей:

  • расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.

Календарно – тематическое планирование  группах  № 3 « Метеорит» , № 4  « Лира»  общеразвивающей направленности  для детей от 3 до 4 лет  на 2018 / 2019 учебный год

№  п/п

№3

№ 4

Тема

Содержание работы, цели.

Работа с родителями

1

26.03 .19г.

6.11.18г.

«Знакомство с трудом воспитателя и помощника воспитателя»

Формировать представления о содержании труда воспитателя и младшего воспитателя.

Наблюдения за трудом воспитателей; рассматривание иллюстраций о детском саде; беседы о работниках детского сада.

 Стимулировать у детей условные игровые действия роли воспитателя: воспитатель встречает детей, играет с ними, читает им книги.

Сюжетно- ролевая игра « Детский сад», трудовая деятельность « Поможем накрыть на стол»

Предложить родителям прочитать дома детям  стихи про детский сад.

Воспитывать уважительное отношение к  воспитателям.

2

2.04.19г.

13.11.18г.

« Знакомство с профессией-  прачка»

Знакомить детей с профессией прачки,  с  некоторыми  профессиональными  действиями  и  предметами;  активизировать  словарь  детей ( прачечная, прачка, стиральная машина, сушилка, постельное белье: простыня, пододеяльник, наволочка); воспитывать  в  детях  чувство признательности  и  уважения  к  труду  прачки.

Экскурсия на прачку детского сада.

Сюжетно-ролевая  игра « Поможем кукле Маше  - постираем платочки».

Рассказать детям о том, как наши бабушки   раньше стирали.

Привлекать к оказанию посильной помощи дома.

3

9.04.19г.

20.11.18г.

«Знакомство с профессией медицинская сестра»

Уточнить у детей имя отчество медицинской сестры детского сада. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Экскурсия в кабинет медсестры.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Медицинский кабинет».

Беседа: «Чтоб здоровье нам беречь, надо витамины есть».

Чтение худ. литературы: «Мне грустно, я сижу больной» (И.Токмакова),

Сюжетно- ролевая  игра  с игровым комплектом  «Медицинский кабинет».

Дидактическая игра «Что нужно для работы медсестры», «Полезно - вредно».

Пополнить уголок сюжетно- ролевых  игр атрибутами для игры «Больница».

Оформление  стендовой  информации  « Здоровое питание – здоровый ребенок»

 Просмотр мультфильма « Про бегемота, который боялся прививок»

4

16.04.19г.

27.11.18г.

«Знакомство с профессией повар»

Экскурсия  на кухню детского сада «Кто нас кормит?». Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

Рисование «Красивые тарелочки».

Лепка: "Угощение для кукол".

Игра- инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола для чаепития).

Сюжетно- ролевая  игра «Поможем маме приготовить обед»

Предложить родителям прочитать детям произведение С.Капутикяна "Машенька обедает", побеседовать по содержанию.

Предложить родителям оформить кулинарную книгу

« Книга витаминных рецептов».

5

23.04.19г.

4.12.18г.

«Знакомство с профессией водитель»

Формировать представление о  профессии  водителя.

Дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском)

Воспитывать интерес к труду водителя.

Рассмотреть альбом "Транспорт».

Чтение  стихотворения  Б.Заходера «Шофёр»; А.Барто «Грузовик».

Конструирование: « Гараж для машины». « Мы водители».

Аппликация « Машина».

Сюжетно- ролевые игры « Едем в автобусе», «Машины и пешеходы»

Поговорить о правилах безопасного поведения на улице.

Прочитать детям С.Михалкова «Шла по улице машина».

Прогулка к  автобусной остановке: наблюдение за работой водителя автобуса.

6

30.04.19г

11.12.18г.

«Знакомство с профессией продавец»

 

Формировать представление о профессии продавца; совершенствовать представления способах классификации предметов по типовым признакам;

воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

Дидактическая игра «Распредели и доставь товар в магазины».

Сюжетно- ролевая игра « Магазин».

Чтение художественной  литературы: Н. Кнушевицкая «Продавец».

Лепка  « Фрукты ( овощи)»

Изготовить  дома вместе  с ребенком  ( детьми) коллаж « Что в  каком магазине продается »

7

14 .05.19г.

18.12.18г.

«Знакомство с профессией строителя»

Формировать и расширять представление детей о своём доме.

Знакомить с профессией строителя.

Рассматривание иллюстраций « Строительная техника»

Беседа о профессии строитель.

Чтение стихотворения « Строитель».

Сюжетно-ролевая игра « Строим  дом»

Аппликация «  Теремок»

Предложить  прочитать детям дома сказку « Теремок» и  построить  теремок для зверей.

8

21.05.19г.

25.12.18г.

«Знакомство с профессией  парикмахер»

Закрепить знания о профессии  парикмахера, инструментах, используемых в работе и значимости этой профессии в жизни людей.

Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их.

Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, доброжелательное отношение к ним.

Посетить с детьми парикмахерскую, обратить внимание на действия мастера, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, культуру поведения.

 Сделать девочкам красивые прически.

9

28.05.19г.

15 .01.19г.

 «Знакомство с профессией врача»

Расширять представления детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.

Обогащать словарный запас .

Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.

Чтение художественной литературы: «Катя в яслях» (З. Александрова)

Беседа: "Запомните, детки, таблетки - не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)

Лепка « Витаминки».

Сюжетно-ролевая  игра «Больница».

Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой "Наш доктор", побеседовать по содержанию.

Необходимые материально- технические  ресурсы:

Групповое помещение условно делятся на зоны или центры. Организация предметно-пространственной развивающей среды помещений педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Центр познания.

 В этом центре расположен  дидактический материал по знакомству детей с профессиями

Центры сюжетно-ролевых игр.

Атрибуты к сюжетно- ролевым играм «Поликлиника», «Семья», «Салон красоты» и т.д. подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Литературный центр.

Расположен на специально изготовленных полках, где дети без труда могут взять понравившуюся книгу. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество  тематических картинок.

Центр ПДД.

Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевыми играми. В уголке расположены всевозможные игрушки, транспортные средства, светофор, дорожные знаки.

Центр строительства.

Строительный центр занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержит: конструкторы различного вида, кубики, другой строительный материал. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой, занимаются постройками, обыгрывая их.

Технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий ( ноутбук,   подбор видео  « В мире профессий») позволяют обогатить  и расширить представления детей  о   профессиях.

Литература:

1.Беседы с дошкольниками о профессиях Т.В. Потапова 2005 г.

2.Профессии. Какие они? Т.А. Шорыгина 2007 г.

3.Сюжетно-ролевые игры Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по дополнительной образовательной программе «Занимательная математика» для детей 5-6 лет за 2018-2019 учебный год

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать...

Педагогический проект "Хали- Гали" для детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный год.

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармонияотражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств,историю, будущее человечества.В. Сухомлинский Дошкольный возраст - один из наиболе...

Мониторинг программы дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год

Мониторинг программы дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год...

Социально - образовательный проект "Активные родители - активные дети"

Сопровождение специалистами и воспитателями группы родителей и их детей, наачиная с группы раннего возраста и заканчивая подготовительной в вопросах ЗОЖ...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на 2018-2019 учебный год для детей от 3 - 4 лет

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности...

Социально-образовательный проект по экологическому воспитанию детей с участием детского волонтёрского отряда "Помоги друзьям пернатым"

Воспитанники старшей группы  принимали участие в социально-образовательном проекте по экологическому воспитанию "Помоги друзьям пернатым" совместно с родителями - волонтёрами из  в...