Использование мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей
консультация

Александрова Евгения Николаевна

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.79 КБ
Файл prezentatsiya_dlya_pedsoveta.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей.

Формирование связной речи детей через развитие коммуникативных навыков , обогащение словарного запаса ,улучшение разговорной речи ,стала основной целью моей работы по развитию речи.
Начала работу со средней группы с целью развития навыков общения 1.Поставила задачу – развивать  речь через умение составлять творческие рассказы по описанию игрушек ,предметных и сюжетных картинок ,составление рассказов о временах года с использованием карточек-схем(мнемотехники).

2. Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
К.Д.Ушинский

3.Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

4.Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительное и слуховое внимание ,воображение ,связную речь и мелкую моторику .

5.Мнемотаблицы:

· являются дидактическим материалом по развитию речи;

· их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

· использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

       6  Как и любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблице , так как у детей остаются в памяти отдельные образы :елочка зеленая ,ягодка красная. Позже усложнять или заменять другой заставкой- изображение в графическом виде. Рекомендуется для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы.

      7.8.9.существуют этапы работы с мнемотаблицами:

На первом этапе работы составление и рассматривание составленной таблицы и разбор того что на ней изображено.

На втором этапе осуществляется перекодирование информации ,то есть преобразование  из абстрактных символов в образы

И третий этап после перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

       10.Особенности методики- применение не изображения предметов ,а символов для опосредственного запоминания .Символы максимально приближены к речевому материалу ,например для обозначения диких животных используется елка ,обозначение домашних -дом. Дети знакомятся с условными обозначениями характерными для каждого времени года  - дождь, снег , солнце ,дерево . На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

11.12.Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Использование мнемотехники облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций   ,  что особенно важно для дошкольников ,так как наглядный материал усваивается лучше вербального .Наличие  зрительного плана-схемы делает рассказы четкими ,связными, последовательными обеспечивает эффективное запоминание ,сохранение и воспроизведение информации .

13.14.15. В своей работе я использовала  готовые схемы-алгоритмы ,они очень удобны при описании предметов ,птиц ,животных .насекомых.

16.17. Использовала карточки -схемы на занятиях  : «Я и мой папа» , «Моя любимая мама» ,на итоговом занятии о зиме. С помощью карточек-схем учу детей начинать рассказ с названия предмета  , а затем последовательно описывать его . Ребенок знает с чего начать ,чем продолжить свой рассказ и как закончить .

       18.Результаты  использования мнемотехники :у детей увеличивается объем знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории ,появляется интерес  к заучиванию стихов потешек; словарный запас –выход на более высокий уровень ,дети преодолевают робость ,застенчивость ,учатся свободно держаться перед аудиторией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы воспитателя МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка» Александровой Е.Н. Использование мнемотехники в развитии коммуникативных способностей детей. р.п. Степное Озеро, 2018г.

Слайд 2

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.» К.Д.Ушинский

Слайд 3

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника (мнемоника) – в переводе с греческого- «искусство запоминания»

Слайд 4

Мнемотехника - помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь мелкую моторику рук

Слайд 5

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию коммуникативных навыков детей Мнемотаблицы Пересказ художественных произведений Заучивание стихов Обогащение словарного запаса Отгадывание и загадывание загадок Обучение составлению рассказов

Слайд 6

Структура мнемотехники

Слайд 7

Этапы работы с мнемотаблицами : 1 этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2 этап – осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы 3 этап – после перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

Слайд 8

Мнемотаблицы - это изображение в виде картинок или схематичных изображений.

Слайд 9

В каждом мнемоквадрате зашифровано действие или строчка стихотворения.

Слайд 10

Наступила весна На крышах появились сосульки Побежали первые ручейки Мы пускали по ручейкам кораблики Прилетели из теплых стран птицы На деревьях набухают почки.

Слайд 11

Составление описательных рассказов по таблицам

Слайд 13

Рассказы детей о весне с помощью мнемокарт

Слайд 14

Совместное составление мнемотаблиц

Слайд 15

«Мой папа» Моего папу зовут Василий Васильевич он очень добрый Любит со мной играть с мячиком Помогает маме убираться ,чинит все Мой папа работает на работе представителем Я очень люблю своего папу!

Слайд 16

«Моя мама» Мою маму зовут Таня она добрая и ласковая ,как солнышко. Любит петь песни Готовит нам вкусное печенье. Я очень люблю свою маму!

Слайд 17

Составление описательного рассказа о насекомых, используя алгоритм

Слайд 18

Результаты использования мнемотехники: у детей увеличивается объем знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выход на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 19

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Презентация "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

Основной целью проекта является создание комплекса мероприятий в образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование инновационно...

Проект "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

Педагогический коллектив нашего детского сада работает над проблемой развития коммуникативных навыков дошкольников на протяжении многих лет, педагоги имеют определенный опыт применения разнообразных т...

Выступление на педагогическом совете: "Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей детей"

Тема: «Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей детей»....

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...