Отчет по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Михайличенко Екатерина Юрьевна

   Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr.18-19.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

Отчет по самообразованию

на тему

«Развитие мелкой моторики

младших дошкольников»

                                                                                               Разработала:

                                                         Воспитатель:

Михайличенко Е.Ю.

                                               Тейково

                                                 2019г.

   Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

   К области мелкой моторики относится много разнообразных движений - от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

   

   Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему?

   Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память,

речь.
 

   Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом.

   Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.

   Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

   Работая с детьми младшего возраста, я пришла к выводу, что у большинства современных детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большего количества детей к письму или проблем с речевым развитием.

Определив цели по теме самообразования :

-развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и игрушек;

- развитие пальчиковой моторики рук традиционными и нетрадиционными методами;

- развитие творческих и познавательных способностей,

мною были поставлены задачи :

- подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры;

- развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость;

- познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности;

-развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие.

Исходя из поставленных в плане целей и задач , свою работу по самообразованию я построила следующим образом :

 

  1. На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовав в том числе и интернет-ресурсы:

1.Вайнерман С.М. ,Большев А.С.,Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М.2001

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Развиваем руки-чтоб учиться и писать,и красибо рисовать. Академия Холдинг 2000
  2. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы . М..2013
  3. Косминская В.Б., Васильева Е.И.,Халкзова Н.Б.,Лиштван З.В. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду «Просвещение»,1977
  4. Курочкина Н.А.,Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду . Просвещение,1978
  5. Парамонова Т.В. Использование дидактических игр в развитии художественно-изобразительного творчества дошкольников,Шуя-Рязань,2008

  1. На практическом этапе:

- Подготовила материал и пополнила  картотеку  пальчиковых игр.

- Изготовила дидактическиую игру  «Собери бусы»

 Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов;

- Совместно с детьми изготовила музыкальные инструменты для шумового оркестра , наполненные разного вида крупой;

- Так же, в течение всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на молоке и крупе и т.д.; приемы лепки из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание (Художественно - эстетическое развитие).

- Провела работу с родителями:

           - индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов;

          - консультации для родителей на тему: «Роль мелкой моторики в развитии детей», «Самомассаж», « Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье», «Роль лепки в развитии мелкой моторики», «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

 

 И в заключении хочется отметить , что бы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по развитию мелкой моторики.

   Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

   Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что они что - то сделали сами, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

   В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Пан самообразовательной работы воспитателя. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников с использованием нестандартного материала»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  детей...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников"

С раннего возраста необходимо уделять большое внимания развитию мелкой моторики ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше увере...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

МО Выступление тема: "Развитие мелкой моторики дошкольников"2012 г.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»...