Отчет по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Михайличенко Екатерина Юрьевна

   Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr.18-19.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

Отчет по самообразованию

на тему

«Развитие мелкой моторики

младших дошкольников»

                                                                                               Разработала:

                                                         Воспитатель:

Михайличенко Е.Ю.

                                               Тейково

                                                 2019г.

   Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

   К области мелкой моторики относится много разнообразных движений - от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

   

   Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему?

   Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память,

речь.
 

   Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом.

   Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.

   Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

   Работая с детьми младшего возраста, я пришла к выводу, что у большинства современных детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большего количества детей к письму или проблем с речевым развитием.

Определив цели по теме самообразования :

-развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и игрушек;

- развитие пальчиковой моторики рук традиционными и нетрадиционными методами;

- развитие творческих и познавательных способностей,

мною были поставлены задачи :

- подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры;

- развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость;

- познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности;

-развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие.

Исходя из поставленных в плане целей и задач , свою работу по самообразованию я построила следующим образом :

 

  1. На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовав в том числе и интернет-ресурсы:

1.Вайнерман С.М. ,Большев А.С.,Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М.2001

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Развиваем руки-чтоб учиться и писать,и красибо рисовать. Академия Холдинг 2000
  2. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы . М..2013
  3. Косминская В.Б., Васильева Е.И.,Халкзова Н.Б.,Лиштван З.В. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду «Просвещение»,1977
  4. Курочкина Н.А.,Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду . Просвещение,1978
  5. Парамонова Т.В. Использование дидактических игр в развитии художественно-изобразительного творчества дошкольников,Шуя-Рязань,2008

  1. На практическом этапе:

- Подготовила материал и пополнила  картотеку  пальчиковых игр.

- Изготовила дидактическиую игру  «Собери бусы»

 Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов;

- Совместно с детьми изготовила музыкальные инструменты для шумового оркестра , наполненные разного вида крупой;

- Так же, в течение всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на молоке и крупе и т.д.; приемы лепки из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание (Художественно - эстетическое развитие).

- Провела работу с родителями:

           - индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов;

          - консультации для родителей на тему: «Роль мелкой моторики в развитии детей», «Самомассаж», « Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье», «Роль лепки в развитии мелкой моторики», «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

 

 И в заключении хочется отметить , что бы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по развитию мелкой моторики.

   Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

   Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что они что - то сделали сами, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

   В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Пан самообразовательной работы воспитателя. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников с использованием нестандартного материала»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  детей...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников"

С раннего возраста необходимо уделять большое внимания развитию мелкой моторики ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше увере...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

МО Выступление тема: "Развитие мелкой моторики дошкольников"2012 г.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»...