Личностно – ориентированный подход в воспитании интереса к истокам народной культуры.
статья (младшая, средняя группа)

Паршина Анастасия Павловна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 106 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга. Личностно – ориентированный подход в воспитании интереса к истокам народной культуры. Паршина А. П., воспитатель Санкт – Петербург. 2020 Высшей ценностью современного общества является человек. И перед педагогами (воспитателями) стоит задача способствовать воспитанию гармонически развитой личности с творческим мышлением, сильной волей, со стремлением ко всему прекрасному. Совершенствованию личных качеств. И личностно – ориентированный подход является одним из важных принципов современной педагогики. Основная цель личностно – ориентированного обучения – развить ребенка как носителя индивидуальных черт, отличающих его от других. Рецептов на все случаи жизни нет, так как сама проблема личностного (индивидуального) подхода носит творческий характер. Основными моментами при осуществлении дифференцированного подхода к детям являются знание и понимание каждого ребенка, способность размышлять и анализировать вместе с ними. Чуткость и внимание к ребенку со стороны взрослого – это тот родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Каждый ребенок – это особый мир, познать который можно только вместе с ним, радуясь его успехам и понимая его тревоги и огорчения. Зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию. Чтобы ребенок вырос, прежде всего, добрым, умел творить добро и сопереживать, воспринимал мир по своему, его нужно окружить любовью и красотой. И неиссякаемым источником такой красоты является народная культура, народное творчество. Именно оно способно разбудить детские чувства, воображения и фантазию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  детский сад  № 106  комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга.

Личностно – ориентированный подход в воспитании интереса к истокам народной культуры.

Паршина А.П., воспитатель

Санкт – Петербург. 2020

Высшей ценностью современного общества является человек. И перед педагогами (воспитателями) стоит задача способствовать воспитанию гармонически развитой личности с творческим мышлением, сильной волей, со стремлением ко всему прекрасному. Совершенствованию личных качеств. И личностно – ориентированный подход является одним из важных принципов современной педагогики.

Основная цель личностно – ориентированного обучения – развить ребенка как носителя индивидуальных черт, отличающих его от других.

         Рецептов на все случаи жизни нет, так как сама проблема личностного (индивидуального) подхода носит творческий характер.

Основными моментами при осуществлении дифференцированного подхода к детям являются знание и понимание каждого ребенка, способность размышлять и анализировать вместе с ними. Чуткость и внимание к ребенку со стороны взрослого – это тот родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности.

Каждый ребенок – это особый мир, познать который можно только вместе с ним, радуясь его успехам и понимая его тревоги и огорчения.

Зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию.

Чтобы ребенок вырос, прежде всего, добрым, умел творить добро и сопереживать, воспринимал мир по своему, его нужно окружить любовью и красотой.

И неиссякаемым источником такой красоты является народная культура, народное творчество. Именно оно способно разбудить детские чувства, воображения и фантазию.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Поэтому, начиная работу, по данной теме можно, а вернее нужно поставить перед собой следующие задачи:

- воспитывать любовь к родному краю и его истории;

-приобщать к культуре и традициям родного края;

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;

- воспитывать лучшие качества, присущие русскому народу: трудолюбие, доброту, взаимовыручку;

- коррекция эмоциональной сферы детей и обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей.

Перспективное планирование составлять с учетом, чтобы приобщение к истокам народной культуры проходило практически через все виды деятельности: тематические и комплексные занятия, праздники, ярмарки, посиделки, игровую деятельность, прогулки, тематические недели и тд.

Уже с младших групп приобщать детей к данной теме, использовать фольклор во всех его проявлениях: потешки, песенки – заклички, пословицы, сказки, хороводы, дразнилки итд.

В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, правде, трудолюбии.

Одной из главных форм в работе являются комплексные и тематические занятия. Смысл таких занятий заключается в том, что определенная тема раскрывается через различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованную.  На этих занятиях дети не только узнают новое и интересное, но и поют, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации, играют в народные игры, т.е. сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.

Целенаправленно на занятиях знакомить детей со считалками, потешками, загадками, прибаутками, былинами, сказками – пусть они узнают, в чем их отличие. Дать детям возможность попробовать сочинить свои сказки.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Центральное место в приобщении к народной культуре занимают в работе народные и обрядовые праздники, песни, заклички, игры, сказки, дразнилки, частушки и тд. Фольклорные жанры – это - то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

А как же без игр? Народные игры помогают решать психокоррекционные задачи, работать над замкнутостью и гиперактивностью, налаживать внутригрупповые отношения и межличностные. Народная игра увеличивает знания о народной жизни, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир детей, дает возможность для самовыражения, благоприятно сказывается на психоэмоциональной сфере каждого ребенка.

Обобщая сказанное можно заключить, что приобщая детей к истокам народной культуры – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки до театра, имеем стратегию развития личностной культуры ребенка. Как целостная форма педагогической деятельности, обучение должно опираться и на индивидуальные особенности развития мышления, творческих интересов детей. Таким образом, народное творчество, глубоко проникая в жизнь ребенка, помогает ему проявлять только присущие ему индивидуальные черты, утвердить себя в мире людей, найти свое место, где будет чувствовать себя комфортно, сможет реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. А это и есть основные критерии личностно – ориентированного подхода к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»...

презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников...

Консультация для родителей Личностно-ориентированный подход в воспитании

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гар...