Статья
статья (подготовительная группа)

Гневашова Юлия Николаевна

ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_niro_.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ СЕМЬИ

Гневашова Юлия Николаевна,

Дикарёва Мария Николаевна

Россия, г. Кстово

e-mail: gnevashov2013@yandex.ru;

dikarevamarie@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме вовлечения семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов. Изучены способы выявления интересов, потребностей и поддержка инициатив семей. Рассмотрены и перечислены основные средства вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной и незаменимой роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В новой редакции Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из ведущих принципов образования.

В соответствии с ФГОС ДО к дошкольной организации предъявляется ряд требований при организации взаимодействия с семьями воспитанников, одним из которых является организация вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создание условий для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, а также для обсуждения вопросов с родителями (законными представителями) детей, связанных с реализацией Программы.

В соответствии с ФГОС ДО к дошкольной организации предъявляются следующие требования при организации взаимодействия с семьями воспитанников:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов, совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения вопросов с родителями (законными представителями) детей, связанных с реализацией Программы.

Основной целью взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является обеспечение полноценного, всестороннего развития личности ребенка.

Основными средствами вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс являются:

  • Реализация совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • Вовлечение родителей или законных представителей в конкурсную деятельность детского сада различных уровней;
  • Организация и проведение совместных акций (дети, педагоги и родители).

1. Реализация совместных образовательных проектов является одной из привлекательных и результативных форм привлечения родителей к образовательной деятельности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс.

Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.

Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели развития ребенка.

Для включения семей в проектную деятельность необходимо сообщать родителям о проектах, которые реализуются в группе. Весь материал, по которому родители могут получить всю информации о проекте, может выставляться на родительских информационных стендах. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать.

Основная цель, которая стоит перед педагогом по привлечению родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогических требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Опыт работы показывает, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе дошкольного образования заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

В дошкольной организации реализуются различные виды образовательных проектов, такие как: «Мое генеалогическое древо», «Традиции нашей семьи», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Они обладают огромным развивающим потенциалом для детей, и для их осуществления участие родителей просто необходимо. 

На сегодня, реализация совместных образовательных проектов является одной из традиционных форм сотрудничества в области организации образовательной деятельности. Совместные образовательные проекты реализуются в каждой возрастной группе с непосредственным участием родителей воспитанников групп.

2. Вовлечение родителей в конкурсную деятельность различного уровня.

Еще одним эффективным способом привлечения родителей к образовательной деятельности, является создание условий в дошкольной организации по привлечению родителей к конкурсной деятельности различного уровня.

Педагогами разрабатываются положения о порядке проведения и организации конкурсов. Информация для родителей о проведении конкурсов размещается на информационных стендах, в социальной сети и мобильных мессенджерах, а также на сайте организации.

Победители конкурсов данного уровня становятся участниками конкурсов следующего уровня (Например, победители конкурса творческих работ «Этот День Победы» становятся участниками муниципального конкурса «Великой Победе посвящается»)

Участие семей в конкурсах различного уровня способствует поддержке совместного творчества детей и родителей, которое формирует теплые, доверительные отношения внутри семьи, вызывает положительное влияние на развитие ребенка, раскрывает творческий потенциал.

3. Организация и проведение совместных акций.

Акция - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей за своих детей. Основными задачами проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия дошкольной организации и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с дошкольной организацией.

Акция - активная форма взаимодействия с семьями воспитанников. Важные особенности "акции" - ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но и окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в детском саду определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; детский сад начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди — как близкие и интересные собеседники.

Значимым воспитательным аспектом, на наш взгляд, является проведение экологических акций, таких как «Каждой пичужке по кормушке», «Очистим планету от мусора», «Батарейки, сдавайтесь!». Проведение данных акций способствует воспитанию нового поколения, которое в дальнейшем будет хорошо понимать экологические проблемы, активно участвовать в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам в собственной семье, среди сверстников, знакомых, сформирует потребность и культуру общения с различными видами промышленных отходов, что в дальнейшем повлияет на социальное развитие общества.

Особое значение уделяется проведению совместных акций направленных на профилактику ДТП («Водитель, сохрани мне жизнь!», «Пристегни ребенка - сохрани жизнь», «Безопасность детей – забота родителей»). При проведении акций, педагоги вместе с инициативной группой родителей в каждой возрастной группе изготавливают и распространяют агитационные плакаты, памятки, буклеты, проводят разъяснительные беседы, направленные на пропаганду безопасного поведения на дороге.

Проведение благотворительных акций («Подарок другу», «Доброта в ладошках», «Посылка ветерану») имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать их.

Организация совместной деятельности с семьями воспитанников, позволяет решать такие задачи, как:

  • создание атмосферы взаимопонимания;
  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • объединение усилий для воспитания и развития детей.

Психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка, так как дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

Библиографический список

  1. Бедерханова В. П. Совместная проектированная деятельность, как средство развитие детей и взрослых. Развитие личности. – М, 2000.
  2. Бубнова С. Ю., Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. - СПб, Детство-пресс 2010.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. Мозаика-Синтез,
    2010.
  4. Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. - М., 2007.
  5. Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - 4 - е изд. испр. и доп. - М. АРКТИ,
    2006.
  6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. Сфера, 2002.
  7. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок - педагог - родитель». – СПб, Детство-пресс, 2011.
  8. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000.
  9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М. Аркти, 2005.
  10. Царева. В. Я. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений. Человек и образование. – М. 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...