План работы по самообразованию на 2020-2021 г.
методическая разработка

Брагару Лидия Афанасьевна

Финансовая грамотность для дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_plan_po_samoob._po_finansovoy_gram.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

 План работы по самообразованию 2019–2020 г.

Тема «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 

Составила: воспитатель Брагару Л. А.

                                                                     Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -

                                                                     Приучай его с детства заниматься трудом,

                                                                     Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -

                                                                     Тем полезней ему будет в жизни потом!..

Актуальность темы: 

     Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.  В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Цель: Повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Задачи:   - Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;        

                 - Пробуждать здоровый интерес к деньгам;        

                 -  Познакомить с элементарными экономическими понятиями;          

                 - Учить решать простейшие экономические задачи;          

                 - Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;          

                - Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5–7 лет;  

                -  Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).                            

 Этапы работы:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной: разработать программу дополнительного образования детей «Экономическое воспитание дошкольника средствами квест-игры».

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

План работы:

Сентябрь

Ознакомление с литературой:

  1. Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».
  2. Антонова Ю. «Обсуждаем и играем»  задания для детей по финансовой грамотности.
  3. Виноградова А.М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
  4. Джолайн Годфри «Как научить ребёнка обращаться с деньгами».
  5. Меньшикова О.И., Попова Т. Л. «Экономика детям, большим и маленьким».
  6. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137
  7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
  8.  Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
  9. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
  10. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
  11. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
  12.  Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
  13. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
  14. Шатова А.Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет.
  15. Шатова А.Д. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников».
  16. Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику». Учебное пособие.
  17. Шатова А.Д. «Дошкольник и … экономика».
  18. Черкай С. «Обучаем детей финансовой грамотности».
  19. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. «Азбука экономики».

Октябрь

  1. Занятие «У каждого человека должно быть интересное занятие» беседа о профессиях мам и пап.
  2. Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль»
  3. Занятие «Что такое реклама?». Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций.
  4. Занятие «Что такое деньги? Какие бывают деньги?»
  5. Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников».

Ноябрь

  1. Занятие «Почему все взрослые работают?» беседа о необходимости трудиться. Знакомство с экономическим понятием «труд».
  2. Чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе.
  3. Занятие «Рекламное агентство». Практическое задание «изготовление рекламы игрушки».
  4. Чтение РНС «Лисичка со скалочкой». Знакомство с экономическим понятием «бартер (натуральный обмен)».
  5. Консультация для педагогов «Формируйте у детей разумные потребности».

Декабрь

  1. Занятие «Где должна и может быть расположена реклама». Беседа о том, как выглядят столбы. Остановки оклеяные рекламой. Дать правильную оценку.
  2. Чтение истории  «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом».
  3. Занятие «Как мы распоряжаемся деньгами».
  4. Рекомендации для родителей «Учите видеть связь между трудом и деньгами».

Январь

  1. Занятие «Когда продукт превращается в товар» знакомство с экономическим понятием  «товар».
  2. Просмотр презентации «Как продукт превращается в товар».

Февраль

  1. Занятие «Качество товара. Что это?»
  2. Чтение РНС «По копейке блестка».
  3. Занятие «Чем лучше качество, тем дороже вещь».
  4. Квест -  игра с детьми «Полезные и вредные экономические привычки»

Март

  1. Занятие «знакомство с новой профессией – менеджер».
  2. Рассматривание рекламных буклетов (детского содержания). Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей».
  3. Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама».
  4. Рекомендации для родителей «Учим ребенка выбирать и покупать товар».

Апрель

  1. Занятие  «Сколько заработал, столько и купил».
  2. Занятие «Рекламный агент».
  3. Чтение сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» (сказочный рекламный агент).
  4. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».

Май

  1. Занятие «Откуда у людей берутся деньги?».
  2. Викторина «В мире профессий».
  3. Совместный  квест - игра с родителями и детьми «В гости в Простоквашино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год.

Тема: «Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».Направление: познавательно-оздоровительноеЦель: повышение своего теоретического...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

План работы по самообразованию На 2020-2021 учебный год

laquo;Развитие мелкой моторики у дошкольниковчерез продуктивные виды деятельности»...

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»

План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...

План работы по самообразованию на 2020-2021

Тема: «Приобщение детей подготовительной группы к социокультурным ценностям родного края».«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любв...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2021 учебный год ТЕМА: «Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения Всероссийского комплекса ГТО».

Повышение своего профессионального уровня путем систематизации работы по реализации системы мероприятий, направленных наразвитие физических качеств дошкольников.Формирование устойчивых мотивов и потре...