Главные вкладки

    «Использование коммуникативной игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»
    учебно-методический материал

    Татьяна Александровна Лецко

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умение выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Использование коммуникативной игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

    “Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

    задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

    В.А.Сухомлинский

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умение выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

    Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка, где закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. В данном случае речь идет о коммуникативных играх.

    Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

    Начиная работу по внедрению коммуникативных игр в практику работы, я определила для себя основную цель и задачи:

    Цель:

    Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

    2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

    3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

    Для систематизации работы  условно разбила коммуникативные игры на несколько различных направлений:

    1. Игры и упражнения на двигательное раскрепощение ребёнка.
    2.  Игры и упражнения на развитие речи.
    3.  Игры и упражнения на развитие эмоций
    4.  Игры и упражнения на воспитание командного духа.

    Игры были подобраны таким образом, чтобы их можно было использовать как в процессе совместного общения педагога с детьми, так в свободное время.

    Моя роль заключается в том, чтобы организовать с детьми совместную игру, участвовать в ней в качестве игрового партнера и чтобы воспитанники чувствовали, что мне так же интересно играть с ними, как им самим.

    Игры проводятся в старших возрастных группах один раз в неделю, их продолжительность 15 -20 минут. В начале каждой встречи используется ритуальная игра - приветствие для настроя детей, в конце – ритуал расставания.

    Играя с детьми, оказываю им практическую помощь  в социальной адаптации:

    - развиваю средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию;

    - создаю позитивное отношение к собственному телу,  развиваю способность управлять им;

    - способствую развитию умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

    - учу определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;

    - воспитываю доверительные отношения друг другу;

    - способствую формированию  невербального воображения, образного мышления.  

    Игры и упражнения на двигательное раскрепощение  ребенка направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

    Игры «Путаница», «Веселая зарядка», «Насос и мяч», «Олени», «Волшебные водоросли» способствуют снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий, эмоционального раскрепощения детей. При проведении таких игр желательно использовать музыкальное сопровождение, которое способствует созданию и поддержанию эмоционального фона.

     Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, что стимулирует их на совместную организацию последующих действий «вместе». Отмечается уменьшение ссор между воспитанниками.

    Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика – наши первые помощники в общении. Ребенок 3 – 6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонация должны лишь эмоционально дополнять речь ребенка.  Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.

     Известно, что помимо вербального общения, важное место занимает невербальные коммуникации.  

    Игры и упражнения на развитие речи способствуют развитию языка жестов, мимики и пантомимики. Они помогают понять, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Развитие последних помогает избежать множества комплексов и неуверенности в себе.

    К категории этих игр относится практически весь детский фольклор (потешки, песенки, прибаутки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. («Ладушки», «Ай, гугу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)

    Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет не только лучше понимать своего собеседника, но и приносит определенную живость в общение детей друг с другом.

    Для преодоления застенчивости в практике использую игры-пантомимы. Такие игры способствуют  сближению воспитанников и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Это всем известные игры «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем»,  «Через стекло», «Изобрази сказку», «Расскажи стихи без слов». Любима детьми  игра «Иностранец», в которой участники изображают иностранцев,  незнающих местного языка, а один из  игроков должен показать им свои игрушки, дом, пригласить пообедать, естественно, не говоря ни слова.

    В играх  «Сломанный телевизор», «Чей предмет», «Что изменилось», «Эхо», «Зеркало» дети учатся проявлять внимательность к другим людям, замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников. Игра «Испорченный телефон» направлена на понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.

    Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они - отражение индивидуальности ребенка, его внутреннего состояния (грусть, радость, удивление, гнев, отвращение, страх). Доминирование отдельных эмоций у ребенка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.

    Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

    Игры на развитие эмоций учат детей не только определять и объяснять свои эмоции, но и распознавать эмоциональные реакции других людей. Этому мы учимся благодаря использованию этюдов на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились, помирились», «Волшебная школа», «Мое настроение», «Лисенок боится» и т.д.

    Есть игры, способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика», «Рисуем настроение музыки», «Музыка и эмоции». В игре «Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя тучка; пугаются, как заяц, увидевший волка и т.д.

    Очень интересен приём «Волшебный мешок». Детям предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. При этом я тоже складываю в этот мешок свои отрицательные эмоции. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций, способствуют усвоению «мимической азбуки» человека.

    Игры на воспитание командного духа направлены на формирование доброжелательного отношения друг к другу.  Они развивают не только представление о должном поведении, но и коммуникативные навыки, а также нравственные чувства, которые позволяют принимать, воспринимать и понимать чужие трудности и радости, как свои, учат детей действовать сообща.

    Коммуникативные игры, это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувства «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.  

    В играх «Хвост дракона», «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умение действовать с учетом потребностей, интересов и поведения партнеров. Такая согласованность направляет внимание на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

    Игры «Прорви круг», «Поводырь», «Стиральная машина», «Бабушка Маланья» направлены на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.  

    В игре  «Скалолазы»  предлагаю детям представить себя скалолазами, которые всей группой добрались до вершины скалы, но места на вершине очень мало, и стоять, можно только крепко обнявшись.

    Для повышения детской самооценки,  играю с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.

    Как социальный педагог, в профилактической работе с социально опасными семьями я использую коммуникативную игру, как наиболее интересную эффективную и мобильную форму достижения педагогических целей. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать отношения с ребенком, у них укрепляется чувство уверенности в своих силах и мудрости.

    Использовать данные игры также можно в работе с родителями (законными представителями) на праздниках, развлечениях. На таких мероприятиях родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных играх вместе с детьми.

    Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

    Опыт системного внедрения этих игр по всем направлениям работы с детьми показал достаточно высокие результаты. По словам воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился. По словам родителей и воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты.

    Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что ценность и польза коммуникативных игр очевидна.  Для детей игры имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально - положительный  микроклимат в группе.

    Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

    сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

    презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

    «Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

    «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»

    Музыкально-психологическое занятие в старшей группе по теме: «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»...

    Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

    Вопросы о том, насколько комфортно чувствует  себя ребенок в группе детского сада, являются  очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это  первое звено в системе об...

    Консультации для воспитателей Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

    Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе. Социализация является важным условием гармоничного ...

    Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

    Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»....

    Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

    Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...