Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Кенжалиева Ирина Васильевна

Основные алгоритмы в использовании сюжетно-ролевой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 Что такое сюжетно - ролевые игры  это просто игры, в которые мы привыкаем играть с детства. Дети в этих играх стараются подражать старшим : дедушкам и бабушкам, мамам и папам в быту, воспитателя и няням из того учреждения, где они воспитываются, докторов, которых посещают  по необходимости, полицейские, водители...Все игры похожи на ту обстановку, которую их окружает. Экскурсии в пищеблок детского сада или к медицинскому работнику побуждают действия в игре, что наблюдали при посещении этих сокровенных уголков воспитательного учреждения. Не последнюю роль играет просмотр мультфильмов, познавательных программ по телевизору, дети играют в тех героев , которые больше всего запали в душу действиями, подвигами, словами произнесенными во время показа.

Из года в год дети становятся старшими и набираются своего опыта в играх,все реже и реже воспитатель руководит ими напрямую.

 Сюжетно-ролевая игра в разном возрасте протекает по разному Младшая группа играет только при непосредственном участии педагога, в 4-5 лет – только  косвенное  участии педагога, а затем дети предпочитают играть самостоятельно.

В средней группе  существует следующая последовательность организации сюжетно-ролевой игры:

Подобрать  игру. 

Определить  воспитательную задачу.

Разработать план предполагаемой игры, при этом  

 стремиться доходчиво донести содержание игры, способное увлечь ребенка, определить роли и средства игровой организации.

Процесс приобретения игрового опыта ребят,  расширение кругозора детей, формирование  новых представлений о игре, пополнения словаря новыми словами, выражениями, чтоб в последствии дошкольники могли использовать  этот накопленный опыт...  К дополнительному обогащению можно отнести беседы, экскурсии, чтение художественных произведений.

Необходимо создать  сопутствующую среду:

В средней группе, дети создают игровое пространство сами, поэтому насыщаем развивающие уголки: переносными ширмами,мягкими модулями, кукольной мебелью. Костюмы  для ряженья располагаются на вешалках, атрибуты можно разместить в ящиках,на каждый ящик наклеивается картинка, для ориентации ребенка, что находиться из атрибутов.

 Распределение ролей. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми,  воспитатель использует во время распределения ролей считалки, жеребьевку, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.Случается, что в  играх  главные роли распределяются между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Игра начинается:

 Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

Ребята начинают фантазировать: стулья – кроватки, ковер– граница, платок — скатерть...,чтоб заинтересовать детей,  воспитатель предлагает  обыграть ситуацию :

например Катя заболела. Что нужно предпринять?каким образом выйти из этой ситуации? Подсказывает воспитатель, интересуется  у ребят, как можно по другому  обыграть?

Игровая ситуация.

Для поддержания интереса  в проведении сюжетно-ролевых игр воспитателю необходимо воздействовать на воображение дошкольников,создавая те или иные яркие, живые образы.

Игра закончилась.

Педагог  заранее продумывает наиболее вероятную концовку, которая  должна включать обсуждение результатов сюжетно-ролевой игры, как направить  диалог  обсуждения детей на наиболее интересные и важные  эпизоды игры.

Можно сделать вывод: организация сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы, основываясь на  теорию и практический опыт, является одним из важных направлений в развитие ребенка в дошкольном учреждении.

В любом случае будет многое зависеть, как воспитатель организует,  по какому руслу направит  сюжетно — ролевую игру, так и  она отложится у ребят, как определенный опыт в познании.

План – схема сюжетно – ролевой игры в средней группе

«День рождения»

Цель:

Развитие самостоятельной игровой деятельности в коллективе сверстников.

Задачи:

Развивать умение детей взаимодействовать в игре;

Развивать умение детей расширять сюжет игры за счет введения новых ролей;

Учить бесконфликтному вхождению в игру;

Способствовать развитию игрового диалога;

Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческое воображение, инициативу в игре;

Закрепить, ранее полученные, знания о профессиях.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин;

Просмотр мультфильмов «Кем быть»«Калейдоскоп профессий»;

Целевая прогулка в детскую парикмахерскую «Шалун»;

Экскурсия на кухню детского сада;

Сюжетно – ролевые игры «Семья» (с использованием стихотворения «Шофер» Б. Заходера, «Едем в гости к бабушке»«Салон красоты»;

Игры-занятия«Малыш проснулся»«Как будто мамы нет дома»«Приготовим малышу обед»«Кормление малыша»«Куклы собираются на прогулку»;

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Цирк»; П. Варанько «Пирог», Е. Трутнева «Наша бабушка», А. Барто «Помощница», А. Барто «Младший брат» ; Слушание песен «Цирк, цирк, цирк!»группа Барбарики «С днем рождения»«Каравай», отбивки антре.

Работа с родителями:

Помощь в оформлении игры, подготовке атрибутов к игре;

План-схема к сюжетно-ролевой игре «День рождения»

Мотивация: Ребята, хочу вам сообщить, что у нашей Мирославы сегодня день рождения.

Название сюжета игры Роли Игровые материалы Предполагаемые игровые действия

«Семья» Мама, папа, бабушка, дочка,гости атрибуты для оборудования домика, посуда, игровой набор «Хозяюшка», мебель, машина деревянная, руль, кукольный стол, скатерть, чайный набор посуды, муляжи кондитерских изделий, фруктов, салфетки Семья готовится к празднику, наводит порядок, украшает дом для приема гостей. Дома мама гладит скатерть на стол. Мама и дочка идут в парикмахерскую делать прическу, маникюр. Папа везет на машине дочку и маму в магазин за продуктами. Мама готовит праздничный обед, накрывает на стол, встречает гостей. Дочка ей помогает.

«Салон красоты» Парикмахер, мастер маникюра, посетители; Игровой набор «Парикмахер», форма парикмахера Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны. Мастер – маникюра делает маникюр;

«Магазин» Продавец, кассир, упаковщик подарков, покупатель; Игровой набор «Магазин», витрина, форма продавца, кошельки, сумки, корзинки, «деньги» Выяснить в какой магазин будут играть (продуктовый, магазин игрушек, магазин подарков) «А у нас магазин подарков». Ставится на витрину товар. Роль продавца выполняет ребенок. Одевает форму. В магазине продают овощи и фрукты, торт, подарки, игрушки, цветы. Продавец взвешивает продукты, покупатели вежливо разговаривают с продавцом, называют нужные покупки. Продавец предлагает товары и рассказывает о их назначении, покупатели просят показать игрушки, платят деньги.

«Поездка на автобусе» Водитель автобуса, пассажиры; стульчики (для постройки автобуса, руль, билеты, «деньги» Шофер везет пассажиров в магазин, пассажиры заходят в автобус, оплачивают проезд, вежливы и внимательны к другим пассажирам;

Сохранение игровой ситуации:

Воспитатель:Чтобы стало веселей, позовем-ка мы гостей! Кто нас сможет развеселить?Конечно же клоун!

Устроим праздник Мирославе! День рождения!

В группу забегает веселый Рыжий клоун Бим – Бом.

Здравствуйте, дети! Самые лучшие на свете!

Добрый день вам, папы (не надо, не снимайте шляпы!

Поклон вам, мамы - лучшие самые!

Бабушкам – внимание! Дедушкам – почтение!

А у кого день рождения, тому – поздравления!

Демонстрация клоуном фокусов – шуток, фокусы, танцы с детьми, шоу мыльных пузырей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно-ролевых игр во 2 мл.группе.

На основе изучения психолого-педагогической работы, основываясь на личный опыт. я решила создать презентацию в помощь коллегам по теме "Как правильно проводить сюжетно-ролевые игры во 2 мл.группе."...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы...

Организация сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе

Перечень сюжетно- ролевых игр по программе " От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой...

Проект. Тема: "Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе"

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего шко...

Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе

Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....