Интеллектуальная игра для детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе.
материал

Ревицкая Валентина Максимовна

Гоовность ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка» г.Ноябрьск

Интеллектуальная игра для детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе

Педагог-психолог: Ревицкая В.М.

Блиц - турнир: «Готов ли Я к школе?»

Успешно справиться с учебной нагрузкой старший дошкольник может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития. Психологическая готовность к школьному обучению - целостное и многокомпонентное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, личностной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Подготовка детей к школе – задача комплексная, которая охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других. Для подготовки ребенка к школе важную роль играет не только укрепление здоровья, работоспособность, но и развитие мышления, любознательности, воспитание нравственно-волевых качеств, умение слушать и следовать указаниям взрослых.
Одним из показателей готовности к школе является интеллектуальная готовность – показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Уже в школе ребенку потребуются умения сравнивать, анализировать, обобщать знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным выступит компонент, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации. Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти. Для определения уровня запоминания, дается набор слов: месяц, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, окно, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Волевая готовность – нужна для адаптации дошкольника к школьным условиям. Он должен научиться ставить цели и выполнять задания, следуя плану действий, развивать усидчивость при выполнении поставленных задач. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. Отсюда следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности определяет во многом школьную готовность ребенка. От того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе дошкольным периодом, будет во многом зависеть, его вхождение в новый режим школьной жизни, его успехи в учёбе. Эффективность предшкольного образования, во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игровые технологии. Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями, которыми ребёнок продолжает активно пользоваться в реальной жизни.
Для этого я предлагаю провести со старшими дошкольниками «Блиц- турнир».
Цель: Изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), волевой регуляции, логического мышления.
Задачи:
1. Выявить среди дошкольников воспитанников с ответами низкого уровня;
2. Содействовать повышению уверенности в себе;
3.Учить воспитанников действовать сообща в команде;
4. Формировать интерес ребёнка к сверстникам – партнёрам по взаимодействию.
Адресат: Воспитанники подготовительных к школе группы.
Организация занятия: Блиц – турнир проводится в учебной или игровой зоне. Воспитанники делятся на команды.
Структура блиц – игры:
- ритуал приветствия команд;
- момент объяснения правил;
- игровые формы взаимодействия;

- награждение команд.
Планируемый результат:
- анализ и синтез полученной информации, закрепление имеющихся знаний, умение работать в команде.
Ход занятия
Психолог: - Ребята, для того, чтобы ваши успехи в школе были на высоком уровне, я предлагаю Вам сыграть в игру «Блиц - турнир» и проверить свои знания, а также сверить и оценить ответы своих друзей. Все вы знаете ответы на мои вопросы, но они будут заданы в такой форме, что вам придется только внимательно слушать. А главное – это логика и воображение. За каждый правильный ответ я буду награждать фишками и в конце турнира, мы сможем оценить и выбрать победителей. Будьте внимательны.

Вопросы:

1. Что здесь лишнее: -роза, тюльпан, клен, ромашка?
2. Что здесь лишнее: -лось, кролик, волк, кабан?
3. Что здесь лишнее: -автобус, трамвай, машина, лодка?
4. Что здесь лишнее: -береза, клен, тополь, малина?
5. Что здесь лишнее: -тетрадь, стакан, книга, карандаш?
6. Назови одним словом: -машина, метро, корабль, самолет?
7. Назовите одним словом: -ель, акация, дуб?
8. Назовите одним словом: -груша, слива, абрикос, банан?
9. Назовите одним словом: -Таня, Гриша, Коля, Аглая?
10. Какое животное дает нам белый напиток?
11. Какой день недели стоит перед средой и после понедельника?
12. Сколько всего месяцев в году?
13. Утром люди завтракают, а вечером?
14. Какая цифра стоит после 7 в порядке убывания?
15. Какя цифра стоит после 5 в порядке возрастания?
16. Назовите второй весенний месяц?
17. Назовите второй осенний месяц?
18. Почему слон не берет пищу руками?
19. Маленькая кошка это котенок, а маленькая собака ….., …..а овечка…., а поросенок?
20. Что больше 1+4 или 4+1?
21. Во дворе гуляли 5 щенят, а в миске лежало 4 сосиски, как разделить на всех щенят?
22. На яблоне висело 5 груш. Одна груша упало, сколько осталось?
23. По морю плавало 7 машин. Две утонули, сколько осталось?
24. В небе летело шесть цыплят. Три цыпленка устали и вернулись обратно. Сколько цыплят долетело?
25. Какая геометрическая фигура не имеет углов?
26. Сколько линей нужно провести в кругу, чтобы получить 4 дольки?
Ну, а теперь мы подведем итог и узнаем, кто у нас самый умный ученик, а также какая группа оказалась наиболее подготовленной к школе. (Этап награждения победителей). Ребята, спасибо всем за участие. Желаю успехов в учебе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеллектуальная готовность ребёнка к школе"

Часто интеллектуальную готовность ребёнка к школе путают с общей подготовкой к школе......

Возрастные особенности детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе. Кризис семи лет.

В рекомендациях для родителей представлены  возрастные особенности детей 6-7 лет; раскрываются понятия "психологическая готовность к школе", "кризис семи лет"; даны советы для родителей, как спра...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Выступление на родительском собрании по теме: «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе. Кризис семи лет».

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, б...