Музей камня
презентация к уроку (подготовительная группа)

Волошина Анастасия Витальевна

Виртуальный патриотический музей для ознакомления детей с особенностями природы Кольского полуострова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_kamnya.pptx941.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царство камней МАДОУ № 19

Слайд 2

Презентацию подготовила: Волошина Анастасия Витальевна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19» г. Мончегорск, Мурманская область.

Слайд 3

Фотогалерея 1. Эгирин 2. Эгирин II генерации 1073203

Слайд 4

Фотогалерея 3. Микроклин 4. Эвдиалит

Слайд 5

Фотогалерея 5. Апатит 6. Лампрофиллит

Слайд 6

Фотогалерея 7. Астрофиллит 8. Натролит

Слайд 7

Фотогалерея 9. Сфен ( титанит) 10. Нефелин

Слайд 8

Фотогалерея 11. Пектолит 12. барит

Слайд 9

Фотогалерея 13. флюорит 14. оливин

Слайд 10

№ (в соответствии с нумерацией экспоната Название экспоната Краткие сведения 1 Эгирин Название минералу дано в честь исландского бога моря – Эгира. Наиболее часто встречается эгирин I генерации – чёрные длинные призматические кристаллы или радиально-лучистые скопления. 2 Эгирин II генерации Эгирин II генерации – зелёные, бархатные кристаллы и сферолиты. Из апатит-нефелиновых руд получают эгириновый концентрат, который используется в производстве защитно-смазочных покрытий, керамических изделий, облицовочных плиток, глазурей, огнеупорных покрытий.

Слайд 11

№ (в соответствии с нумерацией экспоната Название экспоната Краткие сведения 3 Микроклин Минерал относится к группе полевых шпатов. Название произошло от др.- греч . “микро” – малый и “ клино ” – наклоняю. Действительно, угол между плоскостями спайности микроклина отличается от прямого угла незначительно – на 20’. Цвет минерала: белый, серый, светло-зелёный, коричнево-розовый. Имеет стеклянный блеск. Используется при производстве технической керамики, фарфора, фаянса. 4 Эвдиалит Хорошо растворим в кислотах. Второе название «лопарская кровь» распространено только на Кольском полуострове и дано минералу по саамской (лопарской) легенде. Цвет минерала: розовый, красный, коричневый. Часто встречается в ассоциации с полевым шпатом, с чёрным эгирином или арфведсонитом . Сувенирная продукция, бижутерия. Может использоваться как источник циркония.

Слайд 12

№ (в соответствии с нумерацией экспоната) Название экспоната Краткие ведения 5 Апатит Обусловлено имя минерала его схожестью с некоторыми драгоценными минералами бериллиевой группы – изумрудом, аквамарином. Апатит имеет похожую форму кристалла, широкую гамму окраски и бывает совершенно прозрачным. От драгоценных камней отличает его твёрдость – всего лишь 5,5 из 10 по шкале Мооса . В литературе также можно встретить метафору «камень плодородия». Апатит — главная неорганическая составляющая костей и зубов позвоночных животных и человека. Хибинский апатит встречается в зелёном, серовато-зелёном, чёрном, голубом, буром, розовом цвете. Крупные, прозрачные кристаллы попадаются нечасто. «Богатый» апатит отличается сахаровидностью , рассыпчатостью. 6 Лампрофиллит Название произошло от греч . « филлитес » — листоватый , « лямпрос » — блестящий. Первый минерал, открытый во время первой экспедиции В.Рамзая в 1890 г. Пластинчатый, жёлтый, золотисто-бурый минерал. Практического применения не имеет, коллекционный минерал.

Слайд 13

№ (в соответствии с нумерацией экспоната) Название экспоната Краткие сведения 7 Астрофиллит Название произошло от греч. «астра» — звезда, «филлитес» — листоватый. В народе его еще называют «саамским золотом». Цвет астрофиллита бронзово-бурый, золотисто-бурый, золотисто-жёлтый, оранжевый. Используется в сувенирной продукции, в украшениях. 8 Натролит От греческого natron , “сода”, из-за содержания в минерале натрия, и lithos – “камень”. Относится к группе цеолитов и обладает способностью отдавать и вновь поглощать воду в зависимости от температуры и влажности. Цвет: бесцветный или белый с желтоватым, зеленоватым и красноватым оттенком. Часто образует белые прозрачные кристаллы. Практического применения не имеет, коллекционный минерал.

Слайд 14

№ (в соответствии с нумерацией экспоната) Название экспоната Краткие сведения 9 Сфен (титанит) Название «титанит» происходит от химического элемента титана, входящего в состав минерала. Старое название «сфен» от др.-греч. σφήν — клин, связано со строением кристалла. Цвет: жёлтый, медово-жёлтый, зелёный, бурый. Сфеновый концентрат используется для производства перламутровых пигментов. 10 Нефелин Название происходит от греч. νεφέλη — облако, так как минерал выделяет облакоподобные гели при погружении в растворы сильных кислот. Устаревшее название – элеолит. Цвет минерала: белый, серый, желтовато-зелёный. Нефелиновый концентрат получают из апатит-нефелиновой руды. Используется для производства сырья для выплавки алюминия, поташа (соды) и сырья для производства цемента. Также он применяется в производстве соды и в стекольной и кожевенной промышленностях.

Слайд 15

№ (в соответствии с нумерацией экспоната) Название экспоната Краткие сведения 11 Пектолит Название произошло от греч . pektos – “плотно упакованный”, “компактный” и lithos – “камень”. Цвет: белый, серый с шелковистым отливом. В свете ультрафиолета иногда может люминесцировать розовым цветом. Практического применения не имеет, коллекционный минерал. 12 Барит Природный драгоценный камень – сульфат бария или, как его ещё называют, тяжёлый шпат или болонский камень (по названию одного из его месторождений).

Слайд 16

№ (в соответствии с нумерацией экспоната) Название экспоната Краткие сведения 13 Флюорит Этот минерал имеет чрезвычайно необычную окраску. Прозрачные, как слеза, кристаллы окрашены в светло-изумрудную и одновременно в нежно-сиреневую палитру. Такое необычное сочетание оттенков в природе встречается крайне редко. За это качество минерал получил романтичное и звучное название, которое происходит от латинского слова fluor — «течение». 14 Оливин

Слайд 17

Дополнительные материалы

Слайд 20

Методический материал Художественная литература по теме: «Камни» Чтение сказок Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы»; «Горный мастер»; «Голубая змейка»; Чтение сказки Андерсена «Огниво»; И. Рыжова «О чём шептались камешки»; « Полезные ископаемые» Детская энциклопедия; Е . Чуйко «Как живут камни»; А. Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»; А. Гайдар «Горячий камень»; Анн-Гаэль Бальп «Голубой камень»; Сочиняем рассказы и сказки о камнях: Г де жил раньше, как он появился на свет, как попал в детсад, нужен ли он людям.

Слайд 21

Методический материал Творческая деятельность « Разноцветные камешки и картины» (аппликация) Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции. Лепка по замыслу: «Животные или насекомые» (из камней) Цель: Развивать воображение, умение видеть в камнях сходство с частями тела животных, птиц и насекомых, использовать их в творческих работах по лепке. Экспериментальная деятельность Игра-экспериментирование «Каждому камешку свой домик» Цель: Учить классифицировать камни по размеру, цвету, округлости, шероховатости. Эксперимент «Извержение вулкана» Цель: Показать, что камни происходят из вулкана. Эксперимент «Как древние люди добывали при помощи камней огонь» Цель: Объяснить возникновение огня с помощью камня. Игра-эксперимент «Можно ли менять форму камня» Цель: Дать понятие о прочности камня. Эксперимент: «Выращиваем кристалл» Цель: Развивать умение наблюдать и делать выводы. Показать, как вырастить кристалл.

Слайд 22

Методический материал Исследовательская деятельность Игра – исследование: «Какие камешки бывают» Цель: учить самостоятельно через лупу рассматривать узор на камнях и находить такие же в коллекции. Игра – исследование: «Может ли камень быть прозрачным». Цель: показать прозрачность камня с помощью свечи. Игра – исследование «Мы - геологи» Цель: развивать тактильные ощущения, познавать «на ощупь» свойства камня: твердость, гладкость, плавучесть. Учить сравнивать и различать камни. Исследование: « Определение цвета и формы»; Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни по цвету и форме бывают разные. Исследование: «Определение размера» Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни бывают разных размеров. Исследование: « Определение характера поверхности» Цель: Учить обследовать и делать вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Исследование: «Определение веса» Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Исследование: «Определение температуры» Цель: Учить обследовать и делать вывод: температура зависит от окружающей среды. Исследование: «Плавучесть» Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Исследование: «Камни не растворяются в воде» Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни не растворяются в воде.

Слайд 23

Методический материал Дидактические игры Дидактическая игра «Конструктор - Лего» Цель: учить составлять узоры из цветных камней. Дидактическая игра «Из какой семьи камень» Цель: Учить классифицировать камни по размеру, цвету, округлости, шероховатости. Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: Закреплять умение называть лишний предмет, обосновывать свой выбор. Дидактическая игра «Найди пару» Цель: Закреплять умение подбирать камни определяя их свойства и внешний вид. Дидактическая игра «Продолжи цепочку» Цель: развивать зрительное восприятие, внимание. Логопедический конструктор «Ящик ощущений» Ц ель : развивать тактильное внимание, уметь на ощупь сказать, какой камень. Игры на воображение: «Живые камни», «Превращение камешков» Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!