План работы по самообразованию за 2018-2019 учебный год
материал

Магомедова Патимат Нурмагомедовна

Тема самообразования: "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и истокам народной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение

«Золушка»

План работы по самообразованию на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста к  социокультурным ценностям и истокам народной культуры»

на 2018 – 2019 учебный год.

Составила: воспитатель Магомедова П.Н.

        г. Когалым -2018

        

        Индивидуальный план самообразования

ФИО: Магомедова Патимат Нурмагомедовна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Тема самообразования: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и  истокам народной культуры»

Работа начата: 01.09. 2018 год

Предполагается закончить: 25.05. 2019год

Цель:  совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в  вопросах приобщения детей к социокультурным ценностям и  истокам народной культуры.

Задачи:

1. Изучить учебную, научно-методическую литературу  по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и истокам народной культуры»

  1. Разработать перспективный план работы по теме.

3. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах);

4. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;

5. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др. ;

6. Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;

7. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Актуальность выбранной темы.

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

 

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

В течение года

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. 

Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

      2.Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

3.Литвинова М. Ф. Русские

народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.

  1. Маханева М. Д. Театрализованные

занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  1. Микляева Н. В. Нравственно-

патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013.

  1. Николаева С. Р., Катышева И. Б. 

Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.

  1. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии

в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.

  1. Пословицы, поговорки, потешки,

скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль«Академия развития», 2007.

  1. Усова А. П. Русское

народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва: Просвещение, 2012.

  1. Халикова Э. А. Формирование

опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во«Учитель», 2010.

  1. Энциклопедия

детского фольклораСерия«Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.

Сбор  дополнительного  материала по народным промыслам  для детей дошкольного возраста из Интернет – источников.

Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы,  самообразования.

Изучение статей:  

 Сайты для воспитателей детских садов:

- http://www. maam. ru

- www. Дошколёнок.ру

Электронные версии журналов:

- журнал «Дошкольное воспитание»

 http://www.dovosp.ru/;

- журнал Обруч http://www.obruch.ru;

- журнал Детский сад: теория и практика http://www.editionpress.ru

Разработан сборник консультаций для  родителей  по теме самообразования.

Участие в семинарах, курсах, вебинарах

В течение года

Участие в работе по реализации ФГОС ДО. Активное участие в мероприятиях по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и  истокам народной культуры»:

педсоветы , семинары, курсы.

Открытые мероприятия.

Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС.

 Обмен опытом.

Методическая работа

Сентябрь

Разработка и оформление материалов   по теме «Народные промыслы»,

«Пословицы и поговорки о семье», « Потешки», «Мудрость сказки в русских пословицах и поговорках»

Альбомы:

-  «Народные промыслы»,

-«Пословицы и поговорки о семье»,

-«Потешки»,

-«Мудрость сказки в русских пословицах и поговорках»

Октябрь

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Перспективное планирование воспитательно– образовательной работы.

Знакомство с инновационными технологиями.

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей путем приобщения к народной культуре.  

Систематизация знаний по изучаемой теме.

 Конспекты: «Тряпичная кукла», «Как жили на Руси», «Масленица»,

Декабрь

Обмен опытом с коллегами по вопросам духовно-нравственного воспитания детей

Выступление на педсовете с презентацией  «Особенности взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»  

Февраль

Разработка конспектов по теме самообразования

Систематизация знаний по изучаемой теме. Конспекты: «Рождество», «Прялка», «Печь-мать»

Март

Подбор материала по народным играм и фольклору

Картотеки

-«Народные игры и забавы»

-«Малые  жанры  русского фольклора».

Апрель

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Оформление выставки дидактических игр,  пособий,  альбомов по теме «Народная культура»; папки – передвижки по  теме.

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Педагогическое просвещение родителей.

Ноябрь

Консультация  «Парциальная программа «Социокультурные истоки»»

Выступление на родительском собрании

Январь

Итоговое занятие с родителями

Привлечение родителей к участию в образовательном процессе; укрепление взаимодействия детского сада и семьи.

Апрель

Организация выставки для ознакомления родителей с   содержанием работы по приобщению детей к народной культуре

Оформление выставки дидактических игр,  пособий,  альбомов по теме «Народная культура»;

Работа с детьми

В течение года

Беседы  с детьми о культуре и быте русского народа.

Создание альбома «Русские народные инструменты», «Народные промыслы», «Русская изба»

Художественно-изобразительная деятельность

Выставка  детских рисунков по мотивам народных росписей

Индивидуальная  работа с детьми

Создание игровой ситуации вместе

с детьми и реализация поставленной задачи

Театрализованная деятельность

Пополнение уголок ряженья элементами русского народного костюма;

Инсценирование по мотивам русских  народных сказок и потешек.

Свободная деятельность детей.

Игры-драматизации с использованием деревянных кукол и обстановки русской избы

Самореализация

В течение  года

Публикация на сайте

Статьи по теме самообразования.

Проекты по теме.

В течение года

Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня

Распространение педагогического опыта

в рамках педагогического сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме самообразования на 2018-2019 учебный год

laquo;Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год воспитателя

Расширение  общепедагогических  и  психологических  знаний,  совершенствование  методов  обучения  и  воспитания,  углубление  знаний  в...

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год учителя – логопеда

Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.

Тема самообразования:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 - 2019 учебный год

Методическая тема "Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования". Цель: повышение своего профессионального мастерства и педагогической компетентности, ...