ТАНЕЦ, ТЕАТР, БАЛЕТ.
книга

Тополь Елена Николаевна

Увлекательная экскурсия по театральным мастерским Рассказ о том, как и кем, создается балетный спектакль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_terpsihory.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТАНЕЦ, ТЕАТР, БАЛЕТ

(по книге И. Дешковой    «Загадки Терпсихоры»)

        Сегодня я расскажу вам о чуде. О чуде, которое живет с нами рядом. Его нельзя потрогать рукой, но можно услышать и увидеть. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Чудо рождается и живет в одном, полном таинственности и необыкновенных превращений месте. И зовется оно ТЕАТРОМ. А чудо? Это – спектакль, сотканный из музыки и танца. И носит он красивое и звучное название – БАЛЕТ.

        Я расскажу вам, как и кем создается балетный спектакль. Мы пойдем с вами по светлым, пахнущим красками мастерским, где пишут декорации. Зайдем в цеха, где под стук швейных машин в руках настоящих волшебниц простая ткань превращается в сказочно прекрасные платья и костюмы. Побываем там, где делают балетные туфли. Заглянем тихонечко, чтобы не мешать, в репетиционные залы, где занимаются артисты. Миновав лабиринт кулис, наконец, окажемся в зрительном зале.

        Наше путешествие будет полно неожиданностей, поэтому приготовьтесь к самому невероятному и смело ступайте за мной в Страну Балета!

        Каждый человек знает, когда он родился. Знаете и вы день своего рождения. Но никто не знает места и времени рождения танца. Может быть, оттого что это было очень давно? Так давно, что на свете е было не только ваших бабушек и дедушек, но и даже их прабабушек и прадедушек.

        Много тысяч лет назад, когда по Земле бродили неведомые нам звери и люди жили племенами, возник ТАНЕЦ.

        Под резкие удары барабанов, звон копий и воинственные крики наши далекие предки плясали вокруг костра. Шло время, менялся облик Земли, но танцу всегда и во всем отводилось почетное место.

        Издавна славились своим умением и русские плясуны – скоморохи. Замечательно плясали они, пели звонко, на разных инструментах играли. И на пирах у русских князей, и на народных гуляньях были желанными гостями.

        Но, знакомясь с танцем и его историей, вы можете меня спросить: «А разве танец и балет – это одно и то же?» Нет, конечно же, нет.

        Танцевальное искусство лишь часть балета, главная, но все-таки часть. Поэтому в поисках балета нам надо перенестись во времена великих событий.

        В 1851 году в Париже хореограф Бальтазарини, итальянец по происхождению, поставил «Комедийный балет Королевы». Это представление приятно считать первым балетным спектаклем. Но не удивляйтесь его названию. Оно совсем не означает, что балет должен был смешить публику. Просто в те времена словами «комедийный» или «комедия» называли «спектакль с определенным сюжетом».

        Чего только не происходило в этом спектакле! С неба спускалось облако с богом Юпитером; по залу проезжала золотая колесница с драконом в упряжке; бил десятками струй многоярусный фонтан с морскими чудовищами; на глазах у публики волшебница превращала людей в собаку, слона, игра.

        В спектакле актеры не только танцевали, но и пели, читали стихи. До балета, каким мы его сегодня знаем, было еще далеко.

Прошло почти два века с момента постанови «Комедийного балета Королевы», прежде чем танец стал главным в балетном спектакле. Только тогда и родился на свет настоящий балет – самостоятельный и оригинальный вид театрального искусства. Танец в таком спектакле уже не нуждался в помощи слова или пения. Он мог сам через движение, жест раскрыть не только сюжет произведения, но и выразить мысли, чувства героев.

КТО  СОЧИНЯЕТ  БАЛЕТ?

        Всем хорошо известно, что автором музыки является композитор, картину пишет художник, сказку, рассказ – писатель. А как же быть с балетным спектаклем, который соединяет в себе хореографию, музыку, литературу, живопись, мастерство актера?

        За каждым из этих искусств  стоят реальные люди различных профессий. Кто же из них главный? Кого считать автором балетного спектакля? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с теми, кто участвует в создании балета с самого начала.

ПИСАТЕЛЬ

        Приготовьтесь к неожиданному и не удивляйтесь. Прежде всего мы познакомим вас с писателем. Пусть он будет сказочником, хорошо? Предположим, живет замечательный человек, который любит театр, музыку, но главное его занятие – это сочинение сказок для взрослых и детей. Он умеет видеть невероятное волшебное в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных событиях и предметах. Чтобы встретиться с чудесами, героями его удивительных сказок, не нужно отправляться за тридевять земель, в тридесятое царство. Открываете книгу, написанную писателем, и чудеса происходят в вашем доме.

        Читая книгу, вы можете попасть в прекрасную страну, где среди леденцовых полей текут апельсиновые ручьи и лимонадные реки, где высятся ома и замки из сахара и шоколада, где оживают куклы, а люди, наоборот, могут превратиться в зверей и птиц.

        Но не всегда писатель пишет свои замечательные истории специально для балета. Для того чтобы сказка ожила в балете, мало просто ее написать. Потребуется умение и труд многих людей.

ЛИБРЕТТИСТ

        Первым среди них является человек, чья профессия вряд ли всем известна, - это либреттист. Чем же он занимается? А вот послушайте.

        Либреттист должен написать литературный план будущего спектакля – либретто.

        В переводе с итальянского «либретто» значит «книжечка», «краткое содержание». Такая работа, как коротко пересказать сказку, на первый взгляд, может показаться простой и незатейливой. Но не торопитесь с выводами, давайте вместе поразмышляем.

        Представьте – перед вам книга. Она может рассказать обо всем на свете. Здесь и описание мест, где происходят события, и интересные подробности, с ними связанные, и герои, и многое-многое другое. Книгу можно читать и день, и два, а можно и целую неделю, словом, как захочется. В театре же – совсем иное дело! Спектакль длится 2-3 часа. Разве тут успеешь сыграть все содержание книги от первой до последней страницы? Такое представление длилось бы долгие часы. Но дело даже не во времени, а в том, что далеко не все происходящее в книге, можно и нужно показывать в театре.

        Кому, скажите, пожалуйста, будет интересно смотреть, как в балете одна их героинь сказки готовит еду, пусть даже не простую, а королевскую? Никому, верно? Вот тут-то и необходим либреттист.

        Зная особенности балетного спектакля, он должен приспособить сказку к театральному представлению. Поэтому из всего произведения либреттист выбирает только самые важные и необходимые для хореографического действия события. У него есть право вносить изменения в сказку: перенести место действия, сократить число персонажей или, если есть необходимость, придумать новых. Но делает он это очень осторожно, чтобы в либретто спектакля е потерялся смысл и очарование сказки писателя.

        Таким образом, у литературного произведения, которое стало основой для хореографического спектакля, появился еще один автор – либреттист.

Краткое содержание балета обычно печатается в программке к спектаклю: перечисляются все действующие лица, сцены картин и акты будущего представления, а также фамилии авторов, принимавших участие в создании балета, и, разумеется, актеров.

КОМПОЗИТОР

        Либретто готово. Теперь наступил момент, когда к работе над спектаклем приступает композитор. Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создает сказку, только е обыкновенную, а музыкальную. Ее вместо слов расскажут нам звуки. Но голосами скрипок, флейт, виолончели, фортепиано композитор может рассказать и о приключениях главных героев, и о борьбе добра и зла. И в зависимости от того, что происходит в сказке, будет сочиняться и музыка. Веселое событие – веселый мотив, грустное – значит, и музыка грустная. Но у  музыки балетного спектакля есть одна особенность – она обязательно должна быть танцевальной.

БАЛЕТМЕЙСТЕР (ХОРЕОГРАФ)

        Итак, вы знаете уже двух создателей балетного спектакля – либреттиста и композитора. Пришло время появиться в нашем рассказе еще одному , очень важному в балетном театре лицу – балетмейстеру. А почему важному? Да потому, что именно балетмейстер становится тем волшебником, который делает сказку, написанную либреттистом и композитором, видимой. События и герои, запечатленные в либретто и воплощенные в музыке, с его помощью оживают на сцене. А чтобы без труда можно было распознать сказочных героев и не перепутать их во время спектакля, каждому из действующих лиц балетмейстер дает свой «язык». Но состоит он не из слов, а из движений (pas), положенных на музыку  согласованных с ней. Хореограф-балетмейстер придумывает, откуда и как будут появляться на сцене сказочные герои, кто и что будет танцевать. Он придумывает для своих героев грациозные и нежные танцы, стремительные вращения и невесомые прыжки, причудливые позы и красивые, мгновенные остановки на пальцах. Он своим трудом, талантом, фантазией помогает родиться чудесному спектаклю – БАЛЕТУ!

РАДУГА   В   РУКАХ

        Спустившись по лестнице, мы проходим в цех, где в огромном чане-кастрюле красятся одновременно десятки метров ткани. А совсем рядом над большими котлами колдует мастер. Он, точно фокусник, извлекает из кипящей краски то один, то другой кусок ткани: розовый, ярко-синий, изумрудно-зелёный.

            А если мы с вами повернём за угол, то увидим большие деревянные рамы, на которых и сушатся эти ткани. Вот рама, что преградила нам дорогу, с натянутой на неё накрахмаленной марлей. Именно из такой марли делают театральные шляпы, деревья, листья.

           Наконец мы остановились у двери с табличкой «Пошивочный цех». Здесь шьют балетные костюмы.

           Но прежде, чем рассказать, как их шьют, обратимся к истории.

           В первых балетных спектаклях, которые проходили в залах дворца, танцовщицы выступали в громоздких, тяжёлых платьях. Вряд ли тогда кто-то мог предположить, как сильно, просто до неузнаваемости, со временем изменится одежда балетных артистов.

           Коротенькие юбочки, лёгкие одежды пришли на смену пышной роскоши старинных платьев, которые сковывали движения, мешали исполнять прыжки и вращения. И поэтому появился новый костюм «тютю», или, как его принято называть сейчас, пачка. Балетная пачка, сделанная по эскизу французского художника Э. Лами, получилась пышной и воздушной. И шили её портнихи и закройщицы. Другие мастерицы нашивали на тюль пачек кто золотую тесьму, кто блестки.

            Лучи солнца, падающие из широких окон пошивочного цеха на пену юбок, играют на гранях украшений, словно их коснулась палочка чародей - волшебника. И вот, наконец, готовые костюмы чинно выстроились на манекенах в ожидании прихода своих хозяев.

            А швейные машины продолжают стрекотать, не умолкая ни на минуту. И руки вышивальщиц снова и снова расшивают затейливо переплетающиеся узоры.

           Перед нами новая дверь со странной надписью «Постижерная».

           Тайну этого слова мы раскроем сразу же, как только окажемся внутри мастерской. Все полки, все столы заставлены париками. Значит, в постижерной делают парики.        

Приходилось ли вам видеть старинные портреты в книгах? Там на головах красавиц огромные, как пирамиды, прически. Это были парики, украшенные лентами и цветами.

Постепенно парик вышел из моды и стал принадлежностью только сцены и театра.

        Именно здесь мастера-постижеры с помощью париков меняют облик персонажей балета до неузнаваемости или, наоборот, помогают всем танцовщицам выглядеть как одна, похожими друг на друга.

ТАЙНА   БАЛЕТНОЙ  ТУФЕЛЬКИ

        А сейчас мы побываем в одном из самых интересных цехов театральных мастерских – обувном.

        На стеллажах этого цеха вы можете увидеть настоящий музей обуви: ботинки с пряжками, бантами, пуговицами, изящные туфельки на каблучках. Сделанные из кожи, плотной материи, он почти не отличаются от тех образцов обуви, что носили в разные времена люди. Театральный сапожник, так же как и другие мастера, работает по эскизам художника. Обувь, которую он делает, не только красива на вид, но и удобна. Ест среди всей этой обуви особые туфельки, их называют пуантами. С историей рождения этих туфелек связано много неразгаданных тайн и легенд.

        Название «пуанты» происходит от французского слова, означающего «острие», «кончик». Если мы потрогаем розовые атласные туфельки, то сразу поймем, почему они так называются. Их носки твердые, как камень. Когда танцовщица надевает пуанты, она исполняет движения как бы на самых кончиках пальцев. Конечно, хорошо бы найти книгу, где была бы раскрыта тайна возникновения этих волшебных туфелек! Но, к сожалению, и сегодня мы не сможем точно назвать ни того, кто первый их сделал, ни в какой стране они появились на свет. Но кое-что мы все-таки знаем.

        Раньше, очень давно, никому  в голову не приходило, что для танца нужно придумывать какую-то специальную обувь. Туфли, в которых танцевали тогда в балете, по сути являлись той обувью, что носили в жизни. Со временем обувь для танцев стали делать только более легкой.

        Но усложняющаяся техника танца требовала другой формы туфель. Вначале танцовщицы отказались от каблуков, предпочитая туфли с плоской подошвой из мягкой кожи. Мы даже знаем имя первой танцовщицы, которая отказалась от каблуков, - это мари Камарго.

        Танцовщицам одних мягких туфель оказалось недостаточно. Многие движения они исполняли, поднимаясь на кончики пальцев, и даже могли замирать в такой позе на несколько мгновений. Этим искусством славилась Мария Тальони. Долгое время многие историки балета считал, что именно она и была первой балериной, придумавшей пуанты. Но исследование ее туфель показало, что обувь танцовщицы была абсолютно мягкой, сделанной из лайковой кожи и затянутой сверху тонким шелком.

        Получается, что жесткими носки туфелек стали позже. Танцовщица, надев туфли с твердым носком, могла не только задерживаться в позе, но и вертеться, исполнять множество новых интересных движений.

Однако вернемся в сегодняшний день и поглядим, как же делаются эти чудо-туфельки.

        Пуанты – обувь капризная. Они признают только свою собственную хозяйку, поэтому все начинается с обыкновенной деревянной заготовки, повторяющей форму ноги танцовщицы.

        Вначале делают не сами пуанты, а их матерчатую часть. Швейные машинки соединяют вместе лоскуты плотной ткани и нежного розового атласа. Затем мастер пришивает тряпичную часть туфельки к кожаной подошве. Острая игла в руках мастера ловко протаскивается нитку через плотную кожу. Кажется, ещё немного, и все будет готово. Но пуант, что находится в руках мастера, Совершенно мягкий. И тут, обмакнув небольшой кусочек мешковины в клей, мастер прикладывает его к носку пуанта, затем ещё кусочек, только поменьше, и ещё, и ещё! Если будем считать, то насчитаем 5 кусочков. Теперь пришел черёд ножниц, ими убирают все лишнюю материю, чтобы внутри туфельки не было ни одной складки или бугорка. Мастер осторожными движениями пальцев прощупывает каждый сантиметр носка. Затем пуанты помещают в специальную сушильную печь, где при определённой температуре клей окончательно затвердеет,- и, пожалуйста, танцуй себе на здоровье!

           Вот и подошла наша экскурсия по театральным мастерским к концу. Мы побывали, конечно, не во всех цехах, но я постаралась рассказать о том, что может быть вам интересно.

            Пусть сохнут расписные декорации, ждут своей очереди бутафорские кресла, часы, сшитые и украшенные костюмы, пуанты и мягкая обувь всех цветов и оттенков. Совсем недолго осталось ждать. А мы прощаемся с это удивительной страной, где руками талантливых людей делаются чудесные вещи.

            До свидание мастерские!

            Нам надо торопиться, ведь ещё многое предстоит увидеть.

            Здравствуй, театр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическое пособие "Кто живет в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского?"

Пособие соответствует требованиям ФГОС. Описание в инструкции к игре....

Календарно - тематический план "Театр, опера, балет" Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Календарно - тематический план "Театр, опера, балет". Старший дошкольный возраст. (5 -7 лет)....

Конкурс чтецов "В мире театра и балета"

Сценарий проведения Конкурса чтецов «В мире театра и балета».(слайд 1) Ведущий: Были ли вы когда-нибудь в театре? (Да) Тогда вы наверно без труда объясните мне, что так...

Использование авторской системы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и эстетического направления «Горизонтальный пластический балет» на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Автор программы  Ефименко Н.Н  говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие ...

Проект "Знакомство с театром на примере балета "Щелкунчик"

Этот проект был проведен в подготовительной группе в канун Нового Года. Таким образом, ребята приготовились к новогоднему утреннику....

Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».

laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...