«Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» из личного опыта.
статья (младшая группа)

Сапарова Марина Юрьевна

С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Эта тема жизненна необходима для обучения детей правилам дорожного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий является незнание правил дорожного движения, а также нежелание выполнять их и отсутствие навыков поведения на дороге. Но только ли дети виновны в этом? Парой безучастное отношение взрослых к их поведению приводит к не меньшему горю родителей.

 Одной из важнейших проблем для воспитателей и родителей стоит проблема   воспитания у дошкольников культуры безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сапарова Марина Юрьевна,

воспитатель I квалификационной категории

Санкт-Петербургское ГАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 Колпинского района Санкт- Петербурга»

«Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» из личного опыта.

С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Эта тема жизненна необходима для обучения детей правилам дорожного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий является незнание правил дорожного движения, а также нежелание выполнять их и отсутствие навыков поведения на дороге. Но только ли дети виновны в этом? Парой безучастное отношение взрослых к их поведению приводит к не меньшему горю родителей.

 Одной из важнейших проблем для воспитателей и родителей стоит проблема   воспитания у дошкольников культуры безопасности.

Ни для кого не секрет, что в нашем современном мире люди страдают от своей беспечности, от незнания и неосторожности. В современный век люди перестали задумываться, предвидеть последствия своих необдуманных поступков. И зачастую именно взрослые забывают о своих детях о их здоровье и безопасности. Они забывают то, что именно дети от взрослой беспечности страдают на дороге, в воде, в парке и лесу и самое страшное на пожарах. Они забывают, что, начиная познавать окружающий мир, ребенок не может знать последствия своих, а иногда и взрослых действий, у него еще нет того жизненного опыта, чтобы себя оградить и защитить в той или иной ситуации, которые зачастую угрожают их здоровью, а может и самой жизни.

Одной из важнейших проблем для воспитателей и родителей стоит проблема   воспитания у дошкольников культуры безопасности. Именно в дошкольном возрасте воспитатели и родители начинают закладывать личностные качества человека, которые помогают понять и принять те правила поведения и правила жизни, по которым нужно следовать, чтобы быть в безопасности и самое главное сохранить свое здоровье. Для этого мы развиваем у детей самостоятельность и ответственность. Знакомя с правилами, мы объясняем подробно необходимость их выполнения и следим за их выполнением, и ребенок должен уже не только понимать, но и осознанно действовать в той или иной ситуации. Конечно, не все у детей получается и не всегда решение, которое принимает ребенок верно, чаще всего решение той или иной игровой проблемной ситуации достигается путем проб и ошибок. На это уходит немало времени, поэтому мы должны помочь вступить в наш мир машин и дорог, с начальным багажом знаний.  

Свою работу по теме «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» я начала во второй младшей группе с еще совсем маленькими детьми, которые даже не имели представления об правилах безопасности.  

Цель: формировать навыки безопасного поведения детей на дороге.

Задачи.

  1. Расширять представления о правилах дорожного движения.
  2. Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, детский сад, магазин, поликлиника
  3. Формировать знания о проезжей части дороги, тротуар, улице, грузовых и легковых автомобилях, автобусе.
  4. Познакомить с видами спецтранспорта «Скорая помощь», пожарная машина, полиция.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения и культуру поведения в транспорте. поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.

Развивать среди родителей воспитанников ДОУ пропагандискую деятельность по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Для успешной работы и реализации поставленных задач мне необходимо было использовать традиционные формы работы в сочетании с современными технологиями работы. Это позволило мне поддерживать постоянный интерес к изучению правил дорожного движения, а также развитию познавательного интереса детей, логическому мышлению, творческим способностям, умению рассуждать, принимать решения, ориентироваться в окружающей обстановке.   Но нельзя забывать о принципах и методах работы с детьми, которыми руководствовалась.

 - Принцип доступности. Учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.

 - Принцип индивидуализации определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

- Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип наглядности. При формировании знаний использовала наглядный материала тематические плакаты, картинки, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

https://sun9-6.userapi.com/c857532/v857532968/877b1/_CnmxPkW9Ug.jpgПринцип возрастной безопасности. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

Принцип преемственности. Взаимодействия с родителями помогает помочь повлиять и усвоить необходимый объем знаний. Ведь только личный пример родителей убеждает лучше всего.

https://sun9-36.userapi.com/c855324/v855324911/12962d/VqHpiaxhZpI.jpgВ своей работе приоритетной формой работы с детьми была индивидуальная и подгрупповая. Так же я использовала системный подход, который помогает формированию личностных качеств, таких как дисциплина, внимание, культура поведения, а главное знания и правила дорожной безопасности. В этом возрасте очень легко заинтересовать и увлечь сначала одного ребенка, а в последствии твоя работа становится не индивидуальной, а подгрупповой, так как сам материал привлекает и других малышей.

Чтобы дети поняли и усвоили поставленные необходимый материал я использовала традиционные методы работы:

- игровой: (выполнение различных творческих работ, применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх «Автобус», «Водитель и пешеход», «Поездка по городу»; дидактические игры: «Светофор», «О чем говорит знак», «Машины»; подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Автобус» и т.д.; настольно печатные игры: «Наша улица», «Найди знак» и т.д.

- словесный: устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме,  событиями); беседа (были проведены следующие беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»); чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «С. Михалков «Моя улица»; В. Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»); использование фольклорных материалов.

- метод показа: презентация собственных материалов и интернет ресурсов; работа с иллюстрациями по теме; наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах); сбор фотоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов («Правила дорожного движения», «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки Совы. Азбука безопасности на дороге»).

Конечно, нельзя забывать о инновационном методе и форме работы, которые позволят преподнести материал более ярко и образнее:

- здоровосберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, и др.);

- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникационные технологии – компьютерные

- проектная деятельность.

https://sun9-39.userapi.com/c857532/v857532968/877cc/QIULbCMS40I.jpg Полученные знания не будут запоминающимися если не интегрировать их с продуктивной деятельностью. Свою работу осуществляла во всех формах работы с детьми (целевые прогулки, рисованием «Зебра», аппликацией «Улицы города», лепкой «Машина», в создании выставок «Друзья Светофорчика», сюжетно-ролевые игры «Водитель автобуса», дидактические и подвижные игры, рассказы воспитателя). Раскрытие этих знаний и совмещение их с продуктивной деятельностью дали возможность сделать их более яркими и запоминающимися, а самое главное развивать творческие способности детей.

https://sun9-64.userapi.com/c851120/v851120911/1e2b94/2AN1cJfSV0U.jpgДля воплощения задуманных целей и задач невозможно осуществить без правильно организованной предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС. В группе в хорошей доступности находится уголок безопасности, в котором одна из частей составляет «Дорожная безопасность». В уголке можно найти:

- набор дидактических картин по правилам дорожного движения

 -макет светофора

 -макет пешеходного перехода

 -макет дороги трансформируемой дороги с домами деревьями

 -набор дорожных знаков в миниатюре для игры на макетах

 -транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.),

 -художественная литература, папки «Изучаем ПДД в стихах», «Загадки», «Произведения по ПДД»,

 -фуражка инспектора, жезл и водителя

 -дидактические игры «Построй светофор», «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Четвертый лишний», «Собери знак»;

 -настольно – печатные игры («Светофор», «Дорожное лото», «Собери светофор», «Собери дорожный знак», лото «Дорожные знаки»)

 -наглядный материал по ПДД.

Материалы уголка подбираются тщательно для развития наглядно-образного мышления, любознательности и правильного восприятия знаний о безопасном поведении жизни ребенка. Эти материалы использую в индивидуальной и подгрупповой форме. Дети используют их в самостоятельной деятельности играя со своими товарищами.

В уголке мы с детьми начали вести «Книгу Безопасности». Это новое методическое пособие - проект пока на начальном этапе, но впереди еще три года. В эту книгу подбираются правила безопасности в частности по дорожному движению, придумываются игры, вклеиваются работы детей, прогулок, праздников, досугов. Книга отражает не только безопасность, но и жизнь детей в группе. Это отличный способ закрепления и повторения материала.

https://sun9-43.userapi.com/AIrP3j7vaVTYpYNvLdPBUkJV9rutSLcRO1T_2A/KIAQPI_vohE.jpgЧтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность.

В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы это русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. Дети рассматривают иллюстрации с изображением легковых, грузовых машин, называя основные части (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса). Также наблюдаем за транспортом, дорогой во время прогулок. Дети закрепляют цвета, получают знания о сигналах светофора (НОД «Три сигнала», д /и «Собери светофор» и др.). Узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром, закрепляем умение ориентироваться в различной обстановке (НОД «Что такое транспорт», «Труд водителя», сюжетно – дидактическая игра «Шофер» и др.). Для развития правильной ориентации детей в пространстве я обучаю их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам, знают, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку. 

Не могу не отметить изменения в знаниях и навыках, которые дети получили в сравнении с началом учебного года и это положительная динамика.

В моей работе в группе по этой теме, не мало важную роль играют родители, семья. Очень важно и необходимо, чтобы сами родители не просто говорили о правилах безопасности на дороге, но и сами следовали им. Необходимо направлять родителей и действовать с ними в одном направлении. Только тогда наши совместные усилия не пройдут даром, и мы увидим результат нашей работы. Родители нашей группы проявили себя как активные помощники в любых начинаниях. Они помогали изготавливать атрибуты к играм, наглядный материала для образовательной деятельности и оформлении наглядной информации.

  Для самих же родителей выставлялись наглядные ширмы – передвижки, на стенде постоянно менялась информация, с родителями были проведены консультации – «Дорога и мы», «Быть пешеходом – это важно»; проведено родительское собрание по вопросам «Дорожной безопасности». Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

 В заключение хочу сказать, что каждый из нас может оказаться в опасной ситуации, и только осторожность и бдительность поможет нам избежать беды. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, дома, на природе и т.д. Проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения. У большего числа детей начали формироваться навыки безопасного поведения на дороге. И это только первая ступенька в наш «автобус» под названием «Безопасность».

И все же были достигнуты определенные успехи.

1. В ходе работы мы с детьми познакомились с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад), со специальными видами транспорта («Скорая помощь», пожарная машина, полиция), научились различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; дети узнали о назначении светофора и его сигналах и пр.

2. Были налажены плодотворные рабочие контакты с родителями.

3. Мной была создана развивающая среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО и возрасту детей для изучения ими правил дорожного движения.

Заглядывая вперед можно уже наметить дальнейшую работу по теме «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге»

1. Продолжать активное сотрудничество с родителями воспитанников.

2. Продолжать использовать современные технологии в работе с детьми.

3. Продолжать работать по обновлению и расширению ПРС в соответствии с ФГОС.

4.  Продолжать пополнять наглядно-дидактический материал по теме «Безопасность детей на дороге»

                                                Используемая литература:

1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.

2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.

3. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

4. Данилова Т. И. «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД». – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.

5. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1. -М., 1994.

6. Колдина Д.: Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

7. Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. - М.: Баласс, 2007. – 80с.

8. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г.

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008. - 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.

10. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.

11. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.

12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

13. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина. В. Горюнова. – Волгоград: 2011.

14. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. /Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей».

15. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта, 2001.

16. Интернет – источник: www.nsportal.ru

17. Интернет – источник: www.detsad-kitty.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей.Среди приемов  по формированию навыков  самообслуживания  на первом месте стоит   прямое обучение - показ, напоминание, совместная  деятельность ...

Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

«Формирование основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание)

Форма проведения: семинар-практикум.Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей, формирование чувства ответственности за...

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Программа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности «ОБЖ-ейка»

Данная программа является модифицированной.Основополагающей является программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авд...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье формирование у детей старшего дошкольного возраста  навыкам безопасного поведения описывается использование комплекса разнообразных мероприятий, методов и форм, тесная работа педагогичес...