Проектная деятельность в ДОО.
консультация

Гримова Тамара Михайловна

Выступление представляет собой анализ основных  подходов реализации проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_doo_.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в ДОО.

Слайд 1. В условиях Федерального государственного образовательного  стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что дети должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.

Слайд 2. Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.

Проектная деятельность – это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать его (Деркунская В.А. «Проектная деятельность дошкольников»).

Слайд 3. Существует множество формулировок проекта и проектной деятельности. Вы видите на экране такую формулировку (читаю).

Автор книги «Метод проектов в образовательной работе детского сада» Л.В. Михайлова – Свирская пишет, что под проектом подразумевается отрезок жизни в группе, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую  работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий. По ее мнению каждый ребенок принимает самостоятельное решение, чем он будет заниматься в рамках проекта. Вмешательство взрослого может быть вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу), либо возникшим конфликтом.

Слайд 4. По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск (информации) - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Слайд5. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Итак, Зачем нужны проекты? Посмотрим на слайд.

  • Дают возможность  активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей.
  • Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
  • Способствуют развитию творческих способностей.
  • Способствуют умению наблюдать, слушать.
  • Способствуют развитию навыков обобщать и   анализировать.
  • Способствуют развитию мышления, внимания,  воображения.
  • Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
  • Развивают, память, речь дошкольников.

Слайд 6.Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:

  • Он, является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
  • Это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

 Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Метод проектов основан на синтезе свободной деятельности детей (Монтессори, Вальдорфская педагогика). В тоже время, если хоть один ребенок проявил интерес к какой-либо деятельности, а воспитатель проигнорировал, то это может быть расценено как нарушение прав ребенка.

Слайд 7.Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельность и совместная работа.(Читаю).

Воспитатель не должен претендовать на звание единственного верного источника знаний. Он должен помочь ребенку стать успешным.

Проектная деятельность должна давать возможность ребенку почувствовать и узнать, ошибаться и исправлять.

В основе проектной деятельности лежит природная любознательность ребенка и задача педагога - развить познавательный интерес, умение самостоятельно применять полученный представления, ориентироваться в информационном пространстве, пополнять недостающие знания, приобретать умения и развивать критическое мышление.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции самого педагога: из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников, помогает усваивать универсальные действия, компетентности.

Проектную деятельность или метод проектов, от других методов отличает следующее: Посмотрите на слайд.

  • Практическое применение детьми имеющихся знаний и умений
  • Нежесткое формулирование задач, вариативность, повышение самостоятельности  творчество дошкольников
  • Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Слайд 8. Проектная деятельность включает в себя:

  • Задание для детей, сформулированное в виде проблемы
  • Целенаправленную детскую деятельность
  • Формы организации взаимодействия с педагогом и друг другом
  • Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта
  • Презентацию результатов собственных усилий и творчества, переживание ситуации успеха за все придуманное и воплощенное и детьми.

Слайд 9.Проектная деятельность может иметь различный характер. На основе его выделяются следующие типы проектов. Надо сказать, что в разных источниках названия рознятся, но на основе обобщения можно выделить следующие:

Типы проектов.

1.Познавательно – исследовательский.

Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет,

2. Информационно – практико - ориентированный.

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

3. Игровой. Ролево – игровой.

С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

4. Творческий.

Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений, альбомов и т.д.

Проект может быть – открытым или закрытым.

По количественному составу выделяют проекты:

- комплексные;

- межгрупповые;

- групповые;

- индивидуальные;

Формы презентации:

  • Газета
  • Спектакль, концерт
  • Реклама, буклет, рассказ
  • Занятие
  • Выставка, конкурс
  • Праздник и другие.

По продолжительности проекты разделяют:

  • Краткосрочные (от 1 недели до нескольких месяцев)
  • Долгосрочные (от 6 месяцев до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста актуальны краткосрочные и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые при участии родителей.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительной: она может активно развиваться, приостанавливаться и снова нарастать по мере активности детей.

Этапы реализации проекта:

Существует различное наименование этапов проекта в разных источниках. Можно выделить следующие:

  1. Погружение в проект. Подготовительный.
  2. Организация деятельности. Целеполагание. Разработка проекта.
  3. Осуществление  деятельности. Основной. Выполнение проекта.
  4. Презентация результатов. Подведение итогов. Завершающий или заключительный.

Роль педагога.

(Изменяется)

  • Переход от транслятора готовых знаний к организации поисковой деятельности, к совместному поиску решения проблемы
  • Помощь детям в поиске самостоятельного «открытия нового знания и присвоения его» на уровне опыта.

Итак, рассмотрим подробнее этапы проектной деятельности и выполняемые действия со стороны педагога и детей.

Педагог

Дети

Погружение в проект

Формулирует: проблему, цель и задачи, создает игровую ситуацию. Вводит детей в проблему, активизирует интерес к ней, вызывает желание решить ее

Осознают проблему, вживаются в ситуацию, принимают цель и задачи предстоящей деятельности

Организация  деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей:

организует группы, распределяет роли, выбирает ответственных, планирует деятельность детей по решению задач проекта, предполагает формы презентации.

Совместно с педагогом осуществляют распределение по группам, распределяют роли, планируют свою работу.

Осуществление деятельности

Консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует, деликатно контролирует, обогащает знания, повышает эрудицию детей, репетирует презентацию, обсуждает, помогает.

Выполняют свою работу в рамках выбранной роли, консультируются, задают вопросы, фантазируют, ищут поддержки, положительного подкрепления, готовят презентацию.

Презентация

Обощает полученные результаты проекта и подводит итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность. Поощряет каждого участника, подбирая номинацию.

Демонстрируют:

-понимание проблемы, цели, задачи.

-умение планировать и осуществлять работу

- найденные способы решения проблемы

-  самоанализ деятельности и ее результата

- взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Самое сложное – это обозначить проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательской деятельности и творческому поиску.

Проектная деятельность дошкольников допускает элементы фантазирования и творчества, здесь даже рекомендован игровой контекст с учетом возраста и опыта детей.

Итак, первое это определение проблемы.  Конечно, она будет соответствовать особенностям возраста ребенка. Например, новообразованиями детей младшего дошкольного возраста являются: предметная деятельность и все что с ней связано: развитие наглядно – действенного мышления, социальные мотивы – действовать с предметами как взрослые, образование системы «Я»¸ развитие потребности к самостоятельности. Поэтому проблема может соответствовать следующим темам:

  • Эти разные и полезные щетки
  • Мыло
  • Умывание
  • Хлеб
  • Варежки, перчатки, руковицы
  • Одежда
  • Обувь
  • Любимые игры
  • Куклы
  • Машины
  • Еда
  • Ложка
  • Фрукты
  • Овощи
  • Мебель
  • Качели
  • Круглое, квадратное, треугольное
  • Книга
  • Елочка

В средней группе происходит развитие наглядно – образного мышления, способность к замещению и моделированию, произвольное внимание, память, появляется желание заниматься общественно – значимой деятельностью.

Ведущий вид деятельности – игра.

  • Профессии
  • Если пожар?
  • Железная дорога
  • Путешествие на машине
  • Стройка
  • Аэропорт
  • Город
  • Магазин
  • Новогодняя игрушка
  • Идем к врачу
  • Закаливание
  • Наши зубы
  • Острые предметы
  • Мы пешеходы
  • Кто храбрее всех на свете?
  • Ленты, кружево, лоскутки
  • Наш веселый огород

В старшем дошкольном возрасте происходит осознание своей внутренней жизни, своих переживаний (самолюбие, самооценка, самосознание), развивается логическое и понятийное мышление, формируется индивидуальная мотивационная сфера. Появляется стремление к разностороннему общению.

Ведущий вид деятельности: игровая, продуктивная, учебная, исследовательская.

  • Что внутри у человека?
  • Азбука здоровья
  • Полезная и вредная пища
  • Как увидеть красивые сны
  • Хочу быть спортсменом
  • Наши друзья – витамины
  • Жизнь живого
  • Четвероногие
  • Ядовитые растения
  • Правила дорожного движения
  • Правила безопасности
  • Библиотека нашей семьи
  • Мы – коллекционеры
  • Театр для друзей
  • Секретики
  • Бабушкин сундук

Лучше, если проблема прозвучит из уст ребенка. Например, отключили воду, такое бывает и кто-то спрашивает из детей, почему из крана не течет вода? Другие присоединяются  - А как она туда попадает?  Что такое вода? Воспитатель уточняет, кто еще хотел бы знать ответ на этот вопрос? А что мы знаем о воде? (записывает, если дети умеют читать печатными буквами, можно символами), что бы вы хотели узнать о воде? (записывает).

Примерные вопросы, на которые дети хотели бы получить ответы: как вода бежит в кране, откуда она туда попадает, как вода течет под землей, как из колодца вода попадает в кран, как вода попадает на небо, когда идет дождь и другие. В проектной деятельности существует модель трех вопросов:

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что сделать, чтобы узнать

Выбор темы можно направить в нужное русло или предопределить. Например, «Мальчики, я слышала ваш разговор о машинах и очень удивилась – вы знаете столько моделей! Может быть, вы расскажете всем ребятам об этом?

Следующее – это планирование, внесение идей в первую очередь и во вторую с внесением имен детей. Что мы можем сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?

Экскурсия в водоканал, к реке, к роднику, чтение книг на данную тематику, просмотр фильмов, мультфильмов, исследование воды взятой из разных источников, эксперименты со снегом или с дождевой водой, эксперименты с испарением, интервью с родителями, ведение зарисовок по ходу проекта, слушание шума воды, разучивание музыкальных произведений и др.

При планировании обсуждаются следующие вопросы:

Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?

Что мы уже успели сделать, чему научиться?

Что ты предполагаешь сделать сегодня (у каждого ребенка)?

Какие материалы тебе понадобятся? Какие инструменты?

С чего мы начнем?

Кого ты бы хотел видеть своим партнером?

Как вы распределите работу?

Сколько нужно времени, чтобы выполнить запланированное?

Все идеи и предложения вносятся в план в момент их выдвижения – записываются (зарисовываются) на большом листе и вывешиваются на самом видном месте. Предложения не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора. По договоренности устанавливаются особые пометки о выполнении пунктов плана.

Для себя воспитатель составляет следующий  тематический план.

Дата проведения

Образовательные области

Совместная деятельность со взрослыми

Самостоятельная деятельность детей

Создание развивающей среды

Подготовка и постоянное пополнение предметно – развивающей среды является обязательным и называется ресурсным обеспечением проекта. Для удержания внимания детей важна ежедневная презентация взрослыми ресурсов (материалов, которыми могут пользоваться дети). В свободном доступе должно быть как можно больше материалов по теме проекта. Предметно – развивающая среда разделена по центрам активности: центр искусства, математики, строительства, игры, воды , песка, книги, науки и т.д.

Одним из значимых компонентов является – внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и обсуждение действий на следующий день. Взрослый предлагает детям вспомнить, что (кем, когда, как) уже сделано, рассказывает какие материалы и где подготовлены на сегодняшний день, поясняет, где и чем будет сегодня занят сам, но не распределяет детей по рабочим местам, а оставляет право самостоятельного принятия решения.

Еще один компонент, который несет этический смысл, заключается в том, что взрослые должны научиться доверять детям и не вмешиваться в их действия тогда, когда это не угрожает их жизни и здоровью и не наносит ущерб имуществу. Что делать, если кто-то из детей не захотел включиться в проект? Ничего, он на это имеет право. Но конечно, если проект интересный, если дети самостоятельны, имеют возможность творческого выражения, если у них есть разнообразные материалы для реализации поставленных целей и задач, то вряд ли кто-то из детей останется в стороне.

Подведение итогов.

Подведение итога должно проходить ежедневно (итоговый сбор).

Задачи итогового сбора – предъявить достижения, организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло, что мешало в достижении цели; наметить перспективы развития проекта, пробудить энтузиазм. Вселить чувство уверенности, настроить на успешность.

Беседа строится в следующем направлении:

Кто хочет рассказать о своей работе?

Что для тебя было самым интересным?

Какую часть плана удалость выполнить – большую или меньшую?

Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

Что бы ты хотел делать и когда?

Что бы ты изменил?
Что легче (труднее) всего было сделать?

Как тебе удалось подключить других людей?

Трудно или легко тебе было справиться с работой7

Какой совет ты бы дал тому, кто хотел бы повторить твою работу?

Планируешь ли ты продолжить работу?

Продолжительность работы по теме зависит от того, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать детей новыми идеями  ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию.

Принципы проекта:

  • Открытости (признание любых идей, пополнение идей, ресурсы времени изменять, если ребенок отсутствует – остаться в теме, е участвовать, если не хочет ребенок и т.д.);
  • Диалогичности (обсуждения);
  • Сознательности (осознанное отношение, по своему желанию);
  • Доверия (дать возможность самостоятельно добиваться результата, думать, рассуждать);
  • Сотрудничества (педагог - рядом);
  • Согласованного взаимодействия (возможность слушать, слышать друг друга и вырабатывать линию конструктивного взаимодействия);
  • Рефлексивности (самооценка, анализ деятельности, осознание действий, саморегуляция поведения).

Документация материалов проекта.

Материалы должны отражать реальные познавательные потребности детей, стартовый уровень представлений по теме проекта и смежным с ней отраслям знаний, результаты индивидуальных и кооперативных действий, участие и отношение родителей к проекту в целом и действиям ребенка в частности.

Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы в ДОУ; ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознание их необходимости.

Структура проекта

  1. Тема.
  2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
  3. Возраст детей.
  4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
  5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
  6. Цель проекта.
  7. Задачи проекта.
  8. Этапы реализации.
  9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
  10.  Основной этап. Описать последовательность организации:

- работа с родителями;

- работа с детьми;

- оснащение предметно-развивающей среды.

      11.  Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.

      12.  Ожидаемый результат.

Содержание проекта

Развивающая среда

Методическое обеспечение

Детская и семейная продуктивная деятельность.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Советы педагогам по работе над проектом:

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...