речевое развитие детей в ДОУ
статья

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на тему "Речевое развитие"163.05 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Мелкая моторика и речь — есть ли связь?»

Подготовила воспитатель Звонарева С.Ю.

(с использованием презентации)

                C:\Users\Namaguro\Desktop\razvitie-melkoj-motoriki-u-detej.jpg

1сл.  Слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды. Но как связаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук — это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка автоматически развивается не только речь, но и мышление?

2сл.  Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

3сл.  Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет связную речь, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, графическое письмо.

4сл.  О пользе развития мелкой моторики, казалось-бы знают все, но почему тогда с каждым годом всё больше приходится нам сталкиваться с тем что увеличилось количество плохо говорящих детей?

   К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше!

  5сл.  Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.

  6сл.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Мелкая моторика и речь

7сл.  В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.

Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту, а совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет, поэтому чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка. 

C:\Users\Namaguro\Desktop\razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-zanyatiya-igry-uprazhneniya.jpg                           

8сл.     Мы, педагоги, казалось-бы:

1. Знаем и используем средства развития мелкой моторики:

- пластилин

- бумага

- крупа, бусы, пуговицы

- природный материал

- нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани

- песок

- вода

- карандаши, счетные палочки, картофельные печати и т.д.;

9сл.    2. Используем комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.

- запускать пальцами мелкие волчки;

- разминать пальцами пластилин и глину;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

10сл.      - махать в воздухе только пальцами;

- кистями рук делать «фонарики»;

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

- собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на пальчик;

11сл.      - завязывать узлы на толстой верёвке, на шнурке;

- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

- закручивать шурупы, гайки;

- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

- складывание матрёшек;

12сл.     - игры с вкладышами;

- рисование в воздухе;

- игры с песком и водой;

- мять руками поролоновые шарики, губку.

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- резать ножницами;

- рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

13сл.       3. Даём советы и рекомендации родителям по данной теме;

             C:\Users\Namaguro\Desktop\razvitie-melkoj-motoriki-u-detej1.jpg

14сл.        4. Знаем, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры», теневой театр.

15сл.            5.  Детям предлагаем разнообразные графические упражнения, такие как:

- рисование разнообразных дорожек (прямых, извилистых, широких, узких). Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными;

- штриховка. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.

- обводка рисунка точно по линии, не отрывая карандаша от бумаги;

16сл.   - соединение точек одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- «клубочки» - обвести клубочки по точкам, не отрывая карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края по часовой стрелке и против;

- рисование фигур – внутри большой постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры;

17сл    - продолжи узор по клеточкам;

- нарисовать рядом такую же картинку, как на образце;

- дорисуй картинку – дорисовывание второй половинки так, чтобы она была похожа на первую;

- графический диктант;

А В РЕЗУЛЬТАТЕ……

 

 18сл.        Необходимость развития пальцев рук получило научное обоснование и педагоги детских садов, не изучив более углубленно эту тему, сами работают по «накатанной» и дают советы и рекомендации родителям.

Что делать с безречевым малышом? 

Все скажут, посадить его за стол — собирать пазлы, нанизывать бусы, перебирать крупу и т.д. Просто и удобно. Особенно, если верить, что все это развивает каким-то образом речь.

19 сл.      На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой, и с пазлами, и с любой застежкой — а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.

Что же мы развиваем?

На самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно… мелкую моторику! Конечно, развитие этой сферы очень важно. Но не более важно, чем, скажем, развитие общей моторики (общих движений, таких, как прыжки, бег и т.п.) или восприятия.

Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры — зря? Оказывается, не зря! 

20сл.    На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т.д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.

21сл.     Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями.

Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.

Как же добиться эффекта…

Получается, не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковых игр и занятий, требующих от детей осознанного моторного планирования.  Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. 

22сл.         Итак:

  1. Для развития речи важно не то, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: развитие моторного планирования.
  2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики (для воспитателя) – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого, движения бесполезны — подбираем новые!
  3. Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.
  4. И самое главноеразвитие моторного планирования, даже при правильном подходе, описанном выше — это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.

23сл.    Работая по теме «Графические упражнения как фактор развития моторики руки» уже несколько лет, изучая дополнительную литературу, узнаю и стараюсь использовать в работе (новые для меня) методы. Таким образом, надеюсь улучшить показатель по развитию речи своих детей, конечно в тесном сотрудничестве с родителями и специалистами ДОУ, используя по максимуму различные методы, стимулирующие развитию речи.

24сл.     Понимаю, что с таким количеством детей очень сложно использовать индивидуальный подход в развитии моторного планирования, но необходимость комплексной работы по развитию и коррекции речи на лицо.

25сл.     СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.  Предлагаю консультацию (распечатка)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...