Проектная работа «Нестареющая вышивка»
проект (подготовительная группа)

Анна Алексеевна Иванова

Древнее изречение гласит:

«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование образовательного учреждения

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

627145, Тюменская область, г. Заводоуковск,

ул. Сургутская, 13

E-mail: detskiisadskazka2010@mail.ru

Тел/факс (34542) 6-19-81

Автор и организатор проекта

Иванова Анна Алексеевна, воспитатель

Название проекта

«Нестареющая вышивка»

Направление проекта

Художественно-эстетическое

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Место проведения проекта

Детский сад «Сказка»: групповая комната, музыкальный зал; дом Бородулиной Надежды Алексеевны

Участники проекта

Воспитанники подготовительных групп «Рыбки» и «Зайчата», родители воспитанников, воспитатель Иванова Анна Алексеевна.

Возраст воспитанников

Подготовительная группа (6 лет)

Актуальность проекта

Древнее изречение гласит:

«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь».

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей эстетической, нравственной, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями (К. Д. Ушинский).

Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы.

Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым.

Народная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам.

Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у детей чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Новизна работы заключается в раскрытии значения педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с русской народной вышивкой.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы, с самим собой.

Цель проекта

 Формирование интереса к традиционной русской народной вышивке, развитие художественно-творческих способностей на примере изготовляемого изделия,  формирование целостного восприятия народного искусства, как части культуры.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с историей и символикой русской вышивки;
  • Познакомить с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки.).
  • Обогатить словарный запас детей за счет слов: рукодельница, мастерица, вышивка, рукоделие
  • Освоить технику вышивания крестом;
  • Развивать художественно-творческие способности на примере эскиза для вышивки;
  • Привить любовь к традиционной русской народной вышивке; воспитывать художественный вкус.

Принципы реализации проекта

- Принцип развивающего образования;                                                                    

- Принцип интеграции образовательных областей (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- Принципы гумманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности системности образования;

- Принцип доступности;

- Принцип наглядности.

Планируемые результаты

Для детей:

  • Познакомились с историей и символикой русской вышивки;
  • Познакомились с орудием труда рукодельниц;
  • Освоили технику вышивания крестом;
  • Создали творческие работы совместно с педагогом в виде, вышитых изделий;
  • Встреча с Надеждой Алексеевной Бородулиной и организация выставки работ местных мастериц.
  • Используются в речи слова: рукодельница, мастерица, вышивка, рукоделие

Для педагогов:

  • На этапах реализации проекта педагог разработал авторские конспекты бесед с детьми: «Знакомство с вышивкой», «Вышивка крестом»;
  • Повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию детей.

Для родителей: 

  • Оформление альбомов, рекомендации, советы, памятки;
  • Выставка творческих работ родителей и педагогов;
  • Оказание помощи в организации и проведении экскурсии к Бородулиной Надежде Алексеевне.

Этапы реализации проекта

I этап – Организационный

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

1.Сбор информации об истории и символике русской вышивки.

2.Обсуждение целей и задач проекта.

3. Составление плана работы.

4. Изучение компетентности родителей и педагогов по теме проекта.

 II этап – Основной или практический.

Тема работы

Программные задачи

Оборудование

«Русские вышивки»

Познакомить с историей русской вышивки

Картины вышивок.

Презентация «Русская народная вышивка»

Беседа «Техника безопасности при работе ножницами и иглой»

Познакомить с техникой безопасности во время работы

Канва, иглы, пяльцы, ножницы, нитки «мулине»

Ознакомление с нитками «мулине», канвой, иглой, пяльцами

Познакомится с нитками мулине, канвой, иглой, пяльцами

Канва, иглы, пяльцы, ножницы, нитки «мулине»

«Советы по вышивке для начинающих»

Ознакомить детей с алгоритмом вышивания

оборудование

Экскурсия в «Русский виртуальный музей»

Посетить виртуальный музей.

Познакомиться с шедеврами народного искусства

ИКТ

«Символика цвета в русской вышивке, символы узоров»

Знакомство с символикой русской вышивки

Презентация «Символика русской вышивки»

Альбом «Значения вышивки и символов»

Создать альбом «Значения вышивки и символов»

Иллюстрации вышивок, символов.

Вышивание изделий

Учиться самостоятельно вышивать.

Канва, мулине, Игла, пяльцы, ножницы.

Выставка вышитых изделий местных мастериц

Знакомство с изделиями мастериц.

Картины вышивок

Встреча с Надеждой Алексеевной Бородулиной

Встретиться с местной мастерицей.

Работы местной мастерицы

Работа с родителями.

Тематика

Форма работы

Задачи.

1.«Они делятся с другими красотой».

2. Символика

 Оформление выставки местных мастериц.

Наглядная информация в  родительском уголке.

Расширение представлений у родителей о русской народной вышивки  

Знакомство с символикой русской народной вышивки

III этап – Итоговый (аналитический)

- Оформление выставки работ местных мастериц

- Создание альбома «Значения вышивок и символов».

- Творческая презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

- Методическая и художественная литература;

- Вышивки местных мастериц и личные встречи с ними.

- Иллюстрации русских народных вышивок – крестиком

- ИКТ

Продукт проекта

- Выставка работ местных мастериц.

- Создание альбома «Значения вышивки и символов».

Благодаря проделанной работе мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок обладает уникальной способностью к творческой деятельности, необходимы только мотивы для овладения навыками, имеющие практическую значимость для детей.

Список литературы

  • А. Звонарева - Рукоделие для дома. Центр полиграф. 2009
  • Виртуальный русский музей.

https://rusmuseumvrm.ru/collections/folk_art/index.php?lang=ru&show=asc&p=0&page=1&ps=100#slide-1

  • Д. Егорова - Вышивка. Самое полное и подробное пошаговое руководство для начинающих. Эксмо. 2017
  • Е. Каминская - Вышивка крестом. РИПОЛ классик. 2011
  • И. Наниашвили - Геометрические орнаменты. Узоры для вышивания. Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2017
  • С. Ю. Ращупкина - Цветы и деревья, вышитые крестиком. РИПОЛ Классик. 2011

План:

  1. «Русские вышивки». Знакомство с русской вышивкой и другими видами вышивок: вышивание лентами, бисером, гладью, крестиком, золотом, китайская вышивка.
  2. Беседа «Техника безопасности при работе ножницами и иглой»
  3. Знакомство с нитками «мулине», канвой, иглой, пяльцами
  4. Экскурсия в «Русский виртуальный музей». Посещение виртуального музея и рассматривание шедевра народного искусства.
  5. Просмотр презентация «Символика русской вышивки». Рисование символов. Обсуждение значений символов.
  6. Оформление альбома «Значения вышивки и символов»
  7. Вышивание изделий. Повторили технику безопасности при работе с ножницами и иглой. Учились самостоятельно вышивать крестом.
  8. Выставка вышитых изделий местных мастериц. Организация выставки. Экскурсия.
  9. Встреча с Надеждой Алексеевной Бородулиной. Познакомились с изделиями мастерицы. Послушали историю создания полотенца, которому более 100 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по работе с вышивкой

Данный вид работы подходит для кружка или как разработка рабочей программы. Расчитана на детей от 6 лет....

Проектная работа «Инновации через информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ в различных видах деятельности детей музыкального руководителя ДОУ....

проектная работа "Все работы хорошы"

показать как много профессии...

Детская исследовательская работа на тему "А прочна ли бумага" Конкурсная проектная работа.

Дети 2 младшей группы приняли участие  и стали победителями в номинации "Умные опыты" в открытом Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ детей дошкольного возраста ...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....


 

Комментарии

Юлия Вячеславовна Набатова

Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.
Замечательный проект!!!!