Духовно-нравственное воспитание детей через исследовательскую деятельность в детском саду.
статья (подготовительная группа)

В современном российском обществе происходит разрушение духовно – нравственных идеалов, личности. В связи с этим, вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников приобретают всё большую актуальность. В настоящее время у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями, при этом на второй план отодвигаются доброта, порядочность, сопереживание. Рассматривать вопрос о духовно-нравственном воспитании детей необходимо при тесном взаимодействии образовательного учреждения и семьи. В статье описан опыт работы со старшими дошкольниками по реализации разных проектов, решающих задачи духовно-нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание детей через исследовательскую деятельность в детском саду».

 «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Одним из главных приоритетов развития российского образования на современном этапе определено духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, так как именно воспитание обеспечивает формирование целостной личности ребенка и направлено на построение конструктивных отношений с миром, людьми, собой.

       В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».

В современном российском обществе происходит разрушение духовно – нравственных идеалов, личности. В связи с этим, вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников приобретают всё большую актуальность. В настоящее время у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями, при этом на второй план отодвигаются доброта, порядочность, сопереживание. Рассматривать вопрос о духовно-нравственном воспитании детей необходимо при тесном взаимодействии образовательного учреждения и семьи.

Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание любви к Родине. Оно не может быть успешно решено без освоения народной культуры. В современном мире наблюдается непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций. Во многих семьях не соблюдаются элементарные правила экологически грамотного поведения в природе. А ведь если мы не научим детей искренне любить свою природу, воспринимать её красоту и бережно относиться к ней, то о каких же нравственных, духовных ценностях стоит говорить?!

В связи с данными проблемами нами были разработаны и реализованы различные виды проектов для старших дошкольников, например «С днём рожденья, детский сад», "Нам жизнь дана на добрые дела", «Зимующие птицы», «Мини-музей нашей группы»  и другие.

Реализуя проект «Нам жизнь дана на добрые дела» дошкольники работали по 4 разным направлениям:

  1. Помощь птицам зимой, (читать книги, познакомиться с видами птиц, которым нужна помощь зимой изготавливать кормушки, приносить корм и кормить птиц).
  2. Уважение пожилых людей и помощь им (разучить пословицы и поговорки, вспомнить правила этика при общении с пожилыми, поговорить о том, какую помощь мы можем оказать).
  3. Защита младших по возрасту детей (просмотр  мультфильмов, изготовление игрушек, игры с малышами).
  4. Жадность – плохое качество человека (разучивание стихотворений и пословиц о жадности, контроль за своим поведением, придумывание историй о борьбе с жадность).

На заключительном этапе проекта детьми был собран материал для лепбука: изображения проблемных ситуаций нравственной тематики, книга добрых поступков, фотографии помощников взрослых людей и др..

В ходе работы над творческим краткосрочным (1 неделя)  проектом «С днём рожденья, детский сад»  дети подготовительной группы вместе с родителями разучивали стихи о детском саде, подбирали загадки о его сотрудниках, оформляли  поздравительные открытки;  делали коллективные работы: торт из солёного теста, композицию из цветной гальки «Наше солнышко в подарок детскому саду», аппликацию «Корзина с цветами». Таким образом у них формировались и систематизировались представления о детском саде и его работниках, воспитывалось уважение к их труду, а также  развивались творческие способности.

 В результате работы над проектом «Мини-музей нашей группы» в подготовительной группе появилось 2 мини-музея: «Борисоглебск – моя малая родина» и мини-музей народной игрушки «Забава». Музейное краеведение в детском саду имеет огромный потенциал для познавательного и социально-личностного развития ребенка-дошкольника, для взаимодействия с семьей и обогащения предметно-развивающей среды группы и ДОУ. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Познакомившись с профессией экскурсовода в музее, я предложила детям подготовительной группы попробовать себя в этой роли. Почти все воспитанники группы активно откликнулись на это предложение. Постепенно ребята научились проводить экскурсии в мини-музее для своих сверстников, затем для детей старшей группы, а позже для родителей и гостей. В мини-музее проводились экскурсии на темы: «Город, в котором я живу», «Путешествие по Борисоглебску», «Достопримечательности родного города», «Памятники города Борисоглебска», «Известные люди земли Борисоглебской» и др. Совместно с детьми была оформлена настольная игра «Лучший краевед». Таким образом, в процессе работы над проектом «Борисоглебск – моя малая родина»  у детей формировались такие нравственные качества, как любовь к своему краю, к родному городу, пробуждались чувства гордости за достижения наших земляков, а также чувства восхищения природой черноземья.

Очень активно подключились родители воспитанников к работе над проектами «Зимующие птицы» и «Птицы – наши друзья», в ходе которых были изготовлены и развешены кормушки для птиц в зимнее время и скворечники с приходом весны. Благодаря этим проектам у дошкольников воспитывалось заботливое, гуманное отношение к птицам, развивался познавательный интерес к исследовательской деятельности.

На заключительном этапе проекта «Мы славяне», в ходе которого у детей формировались знания о традициях и обычаях русского народа, родители воспитанников попробовали себя в роли артистов, сыграв все главные роли на развлечении «Рождественские гуляния». Это им отлично  удалось и послужило хорошим примером для их детей. 

В ходе проекта «Не забывая старину, воплощаем в новизну»  у детей формировался познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами (гжель, хохлома, жостово, городецкая росписи) и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности, а также воспитывалось уважение к труду народных умельцев, развивались творческие способности воспитанников.

Я считаю, что технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Но без сотрудничества с родителями, нашими главными помощниками, мы не сможем в полной мере решить все стоящие перед нами задачи.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва «Просвещение», 2009г.
  3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предус...

Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»

laquo;Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребё...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...