Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста к 75-летию Великой Победы "Они защищали Родину!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шаймиева Наталья Анатольевна

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_shaymieva_na.docx399.9 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_metod.razrabotke.pdf2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 5"

Конспект НОД, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Они защищали Родину»

                         

                              Автор работы: Шаймиева Наталья Анатольевна

                                 

п. Буланаш

2020г.

Пояснительная записка

Название работы: Конспект НОД, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. на тему: «Они защищали Родину».

Участники мероприятия: дети, воспитатель.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Актуальность:

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в ВОв. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

 Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. 

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: воспитание в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный народами нашей страны и патриотических чувств.

 Задачи:

- Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны;

- Закрепление и углубление исторических знаний;

- Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа, гордость за историческое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу;

- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;

- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.

- Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Методы и приемы:

-  практический: физминутка, игра на музыкальных инструментах.

- наглядные: презентация через ИКТ;

- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.

Материалы и оборудование:

1.Проектор, экран, ноутбук, презентация;

2.Фотографии и иллюстрации боевых сражений, Парада Победы,

3.Аудиозапись песни «Катюша», «День Победы», «Смуглянка».

Предварительная работа: чтение художественных произведений о детях войны, о событиях Великой Отечественной войны, разучивание стихотворений, песен; слушание военных песен, рассматривание иллюстраций на военную тематику.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Под музыку «Катюша» входят дети вместе с воспитателем.)

Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем поселке.

Приветствие: Здравствуй солнце!

Здравствуй небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

II. Актуализация

Воспитатель:  (на экране календарь отмеченными праздниками). Слайд 2

tild6230-3039-4462-a239-363964333561__1

Воспитататель: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что означает выражение «красный день календаря?»  (Праздник)  Какие праздники вы знаете?  

 Воспитатель: Праздники бывают разными: государственные, семейные, религиозные.  Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем

его всей страной. Новый год – праздник государственный. Пасха – праздник религиозный.  Но есть у нас праздник, который является и государственным и семейным.  Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах". Как вы думаете, что это за праздник? (День Победы).

Да, ребята, это наш любимый долгожданный праздник. И этот праздник отмечаем всей страной  9 мая, потому что в этот день 1945 году наша Советская Армия победила над фашизмом.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о событии, которое отмечать будет вся страна. Это 75-летие со Дня Победы. Мы родились и выросли в мирное время. И никогда не слышали звука сирен, грохота бомбы, не видели разрушенных домов, не знаем, что такое голод и холод. О войне мы знаем лишь из книг, кинофильмов и рассказов ветеранов. Наша страна пережила очень страшную  трагедию – войну. А знаете ли вы ребята, что значит "война"? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей.) Ребята, как вы думаете, чем страшна война? (Ответы детей)

III. Основная часть.

Воспитатель: В этот праздничный день все смеялись и плакали от радости. Эта была  радость – от победы, и слезы  – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений, кто не вернулся к своим родным.

Воспитатель.

А давайте вспомним, как все начиналось! Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа.  

Звук. Соловьиные трели. 4.00. Сайт «Чудесенка». Звуки Дня Победы

http://chudesenka.ru/3852-zvuki-dnya-pobedy.html.

На фоне соловьиных трелей воспитатель говорит: Слайд 3. 

Воспитатель. Это было в начале лета. Голубое небо, зеленые деревья, целые

поляны цветов. Все залито солнечным светом. Мирная жизнь всех советских

людей. И вдруг …

Остановить звуковой фон.

Слайд 4

Воспитатель:  … сообщение правительства: началась война. Это было много лет назад, ранним летним утром (22 июня 1941 года), когда все еще спали, фашистская Германия напала на нашу страну. Над многими городами летали вражеские самолеты, прогремели первые взрывы, были первые разрушенные дома, первые раненые и погибшие. Весь народ поднялся на борьбу с захватчиками. На фронт ушли все, кто мог воевать. Это были не только мужчины, но и многие женщины, девушки. На фронт уходили даже подростки, те, кто еще должен был учиться в школе.

 Ребенок читает стихотворение.

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

 Слайд 5

Звук. Звуки боя и птичьи голоса. 2.24.

http://chudesenka.ru/3852-zvuki-dnyapobedy.html

Воспитатель. Померкли все краски окружающего мира. Кажется, потемнело

солнце, потускнела зелень, осыпались цветы. На долгие четыре года небо затянулось тучами и дымом пожарищ.

Слайд 6

Звук. А. Александров. «Священная война» (инструментальное исполнение) со звуком летящих самолетов. 3.05. 

http://chudesenka.ru/3852-zvuki-dnya-pobedy.html

Воспитатель. (На этом звуковом фоне читает стихотворение)

22 июня 1941 года

«Началась война…» –

В сердца вонзилось

Страшною отравленной стрелой.

И на свете

Всё переменилось.

И тревога

Встала

Над страной.

Эта весть

Собой закрыла солнце,

Словно туча чёрная в грозу.

Нивы

Вдруг пожухли,

Колокольцы

Вздрогнули

В разбуженном лесу.

Эта весть

Ударила, как бомба.

Гнев народа

Поднялся волной.

В этот день

Мы поклялись до гроба

Воевать

С проклятою войной.

В этот день

Ты верным стал солдатом,

И тебе,

Прошедший бой солдат,

Люди

За победу в сорок пятом

От души

Спасибо говорят.

                                 Миклай Казаков

Слайд 7

Звук. Один ребёнок ударяет 3 раза в барабан. (По желанию, как переход к новому кадру. Могут быть разные дети, например, группа из трех человек, играют по очереди.)

Воспитатель. (показывает на экран) Так вели бои солдаты. Под огнем противника, под свист пуль, шли они отважно, смело в наступление на вражескую армию.

Слайд 8

Звук. Три удара в барабан.

Воспитатель. Уже впервые годы войны было много погибших, много раненых. Медсестры тут же на поле сражений оказывали бойцам помощь, делали перевязки.

Слайд 9

Звук. Три удара в барабан.

Воспитатель. Воевали разными видами оружия. Это были танки, самолеты, стрелковое оружие. Стреляли из различных винтовок, наганов и, конечно, пулеметов. С пулеметом можно было спрятаться в засаде, быть невидимым противнику и внезапно нападать на врага. С помощью пулеметов солдаты могли изменить ход боя и обратить в бегство противника.

Слайд 10

Звук. Три удара в барабан.

Воспитатель. А это артиллерия, пушки. Без них в бою не обойтись. Из них

обстреливали немецкие самолеты, танки. Пушки поддерживали и наступление советских войск на вражескую армию.

Слайд 11

Звук. Три удара в барабан.

Воспитатель. В короткие минуты отдыха солдаты вспоминали мирное время. Большую радость доставляла им песня. Любили петь и душевные грустные песни, и задорные плясовые.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами немного отдахнем.

Физминутка.

(Показываем картинки с изображением военной техники и цифр.)
Улыбнёмся мы друг другу,
А потом поднимем руки - раз.
Сколько танков здесь зелёных, 
Столько выполним наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько кораблей у нас. 
Самолёты посчитай скорей, 
И попрыгай веселей.
Улыбнёмся мы сейчас ещё много, много раз!

Звук. Песня «Смуглянка» (Полное звучание 3.26. Музыка А.Г. Новикова,

слова Я.З.Шведова)

https://muzoxa.net/music_online/voyennyye-pesnismuglyanka

Воспитатель: Сейчас мы попробуем исполнить песню «Смуглянка» на музыкальных инструментах, написанную в годы войны. Одна группа детей будет подыгрывать на музыкальных инструментах (металлофонах, треугольниках, барабанах), а другая группа детей будет танцевать.

Слайд 12

Воспитатель: Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы детей). Дети не оставались в стороне. Они помогали взрослым. Трудились дети и на заводах: помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми. Да, дети очень уставали. Бывало, кто – то засыпал около станка, но они понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии.  Бывало и такое, что среди солдат оказывались дети-сироты. У одних отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек. И солдаты брали таких детей в свой полк. Их с любовью называли «сын полка».  

Ребенок читает стихотворение

Война не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И ласковые мамины руки,

И взгляд, наполненный добром

И песни колыбельной звуки.

3. И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Воспитатель: Но несмотря, ни на что, дети, в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым. Ребята, как вы думаете, чем еще могли помочь дети? (ответы детей)

Слайд 13

Звук. Звуки боя и «Ура». 0.19.

 http://chudesenka.ru/3852-zvuki-dnyapobedy.html

Воспитатель: Спустя четыре года жестокой борьбы наш народ освободил  Родину от вражеской армии. Над русской землей раздались радостные крики

«Ура! Победа!». А в Берлине в знак победы над фашистской Германией водрузили красное знамя.

Слайд 14

Звук. Позывные. Трубы. 0.18.

http://chudesenka.ru/3852-zvuki-dnyapobedy.html

Ребенок читает стихотворение.

(…) Мы эту победу —

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Пусть счастье и радость

Живут на планете .

Ведь мир очень нужен —

И взрослым, и детям.

                         Владимир Труфакин

Слайд 15-16

Звук. Дать негромким фоном песню «День Победы» для иллюстраций №

12, 13, 14. (Д. Тухманов, В. Харитонов) . Общее звучание 3.38.

https://ru.megapesni.com/online/listen2449.html

Воспитатель. Солдаты стали возвращаться домой. Поезда с победителями были украшены зелеными ветками, цветами. А на вокзалах стояли женщины

тоже с цветами. Все плакали от радости.

Слайд 17

Группа детей читает стихотворение.

«Героям Победы — спасибо!»

1. Сегодня праздник у страны –

Великий день Победы.

И утром к Вечному огню

Пойду я вместе с дедом.

2.День Победы отмечает

вся моя страна.

Много лет назад весною

Кончилась война.

3. Воевали за Победу

Русский и грузин,

Белорус, казах, эстонец,

Хант и армянин.

4. Встали дружные народы

На борьбу со злом.

На четыре длинных года

Позабыв про дом.

5. Много доблестных солдат

полегло в бою.

За семью свою родную,

За страну свою.

6. Вспомним в светлый день Победы

Всех, кто воевал.

Как с фашистами сражался.

Тот героем стал.

Слайд 18

Воспитатель: А в Берлине был установлен памятник советскому солдату «Воин-освободитель».

Слайд 19

Воспитатель: Каждый год в Москве и других городах устраивают военный парад в честь праздника Победы и салют. Что же такое салют? (Ответы детей)

VI. Итог занятия.

Слайд 20

 (Звучит песня «День Победы».)

Воспитатель. Дорогие ребята!  9 мая 2020 году мы будем праздновать 75-й раз  День Победы. Этот праздник остается радостным и в то же время очень трагическим. Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить наших героев, уважать их и никогда не забывать через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! 

Пусть навек исчезнуть войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Людям всем, и нам с тобой!

                                       (М. Пляцковский.)

Рефлексия

Воспитатель:

 Ребята так давайте еще раз скажем, о чем мы сегодня говорили на нашем занятии?

1.Ребята вам понравился сегодняшнее занятие, а что больше понравилось?
2. Какой праздник отмечается в нашей стране каждый год в начале мая? 
3. Как ты думаешь, почему наш народ отмечает праздник День Победы? 

4. Как празднуют 9 Мая в нашей стране? (Парады, концерты, все поздравляют ветеранов)

5. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?

6. Почему в День Победы – народ плачет, от чего?

Воспитатель: Спасибо вам ребята, вы сегодня были особенно активными, молодцы!   А сейчас давайте украсим наш плакат о мире салютом:

(Возьмите звёздочку, которая соответствует вашему настроению, и прикрепите её к плакату.)

оранжевый цвет – радостное, восторженное настроение,

зелёный – активность;

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

синий – грустное настроение, усталость.

Звучит фоновое сопровождение: песня «День победы» (муз. Д. Тухманова)

Дети выбирают звёздочку - настроение и приклеивают её к плакату.

(Домашнее задание вместе с родителями сделать рисунки на военную тематику  и уметь пересказывать, что нарисовано.)

 

Список литературы

1.Н.В.Алёшина. Патриотическое воспитание дошкольников.-М.:УЦ Перспектива, 2008.

2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жингаль Е.Н., Краснощёкова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.

4. Познавательное развитие под редакцией В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова.

5. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева, Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.

6. Интернет-ресурс:

https://yandex.com/collections/card/5e1dffb7ada596eff04e520c/

https://m.russiainphoto.ru/photos/181368/ 

https://martebe.kz/sogystan-khajtkhan-soldattar/_dozhdalas_-1945-vstrecha-s-sovetskimi-voinami-osvoboditeljami/ 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”

Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

Конспект мероприятия КВН по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию конспекты обобщающих эклогических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста. В конспектах этих мероприятий, прослеживаются основные образовательные области. Надеюсь...

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Гражданско-правовое воспитание  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина – город Мичуринск»

Данное занятие проводится с детьми старшей группы. В процессе занятия расширяются знания дошкольников  о малой Родине - о городе Мичуринске, его истории, достопримечательностях. Дети отправляются...

Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России». Моя малая родина.

Автор проекта: воспитатель Линькова О.Ю.Продолжительность проекта: краткосрочный (8 декабря– 15 декабря).Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети, родители, воспитатели.Возр...