Эмоциональный интеллект
консультация

Кутеева Оксана Алексеевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy364.61 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект. Консультация для педагогов.

Вступление: расскажу, что это такое и что с этим делать.

Понятие молодое, современное, новое, которое возникло в начале 1990 годов после выхода статьи Питера Саловея и Джона Майера. В статье говорилось о том, что для успеха недостаточно иметь высокий IQ.

До этого времени было принято считать, что, чем умнее человек, чем он образованнее, чем выше его IQ, тем больше у него шансов устроиться на престижную работу, занять высокую должность и быть успешным в жизни.

Еще сто лет назад большая часть населения мира была необразованной. Знания были бесценны.

Теперь это не так. Одного высокого интеллекта недостаточно. Кроме IQ, необходим EQ.

ЭИ – это сумма навыков и способностей распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои и чужие, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

У этого понятия есть более мягкое определение – это способность правильно истолковывать обстановку, оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются люди, знать свои и других сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

ЭИ входит в список Softskills (мягкие, гибкие навыки) – навыки, которые необходимы для успеха в современных условиях:

  • знания и информация общедоступны и легкодоступны;
  • знания и информация быстро устаревают.

Ss – навыки организовать командную работу, вести переговоры и договариваться, это креативность, способность учиться, стрессоустойчивость, умение адаптироваться к изменениям, развитый эмоциональный интеллект. ЭИ стоит в этом списке первым, потому что он определяет многие из описанных навыков.

Пример:

Знания быстро устаревают - повышение квалификации 50 лет назад и сейчас.

Адаптация к изменениям - моя программа подготовки к школе, которая через 3 года стала неактуальной, я её изменила, и работая сейчас я понимаю, что она опять не современная: дети не называют образы злости (Баба-Яга, Кощей, Змей Горыныч), а называют героев из современных мультфильмов; иллюстрации не так привлекательны, как видео, которые можно найти вYoutube, например, о развитии рыбы. И их не нужно снимать или рисовать.

Умение вести переговоры. Пример №1. Успех ученика со средними оценками в аттестате перед отличником; Пример №2. Собеседования кандидата с развитым ЭИ перед кандидатом с неразвитым ЭИ. Почему не получилось? Потому что работодателю важна не только квалификация, но и мотивация, желание работать и быть гибким, привлекательным, обаятельным для работы в коллективе.

Выводы. Для успеха недостаточно одного интеллекта.

Что важно? Навыки: профессиональные (практические) и гибкие, которые можно применить в разных сферах (профессиональной и личной).

Что же определяет нашу успешность не только профессионально, но и социально?

Четыре элемента ЭИ (EQ):

1.самосознание/саморефлексия: понимание собственных эмоций и мотивов;

2.самоконтроль: контроль эмоционального импульса;

3.эмпатия: чувствование эмоциональных сигналов других;

4.навыки отношений: социальная гибкость, ловкость;

САМОСОЗНАНИЕ – мне важно и интересно понимать свои эмоции (здесь я завидую, а теперь злюсь, пожадничала, здесь возвысилась над другими); я точно знаю свои сильные и слабые стороны (смелая, но резкая, могу обидеть), осознаю свои жизненные ценности и приоритеты (мне важно выйти на работу и не зависеть от мужа), мотивы (хочу самоутвердиться за чужой счет, хочу получить одобрение других) – это способность осмысливать самого себя, видеть себя со стороны и видеть критически.

САМОКОНТРОЛЬ – невозможно управлять эмоциями других людей, если не умеешь справлять со своими. Самоконтроль – не подавление собственных эмоций, а умение правильно (экологично) относиться к тем эмоциям, которые вы испытываете, это умение договариваться со своими эмоциями, относиться к ним с уважением (я имею право испытывать всё, но при этом у меня нет прав на других).

Но как работать с эмоциями, если эмоции первичны и были сформированы эволюционно раньше, чем префронтальная кора?

Эмоция – это реактивный отзыв на внешний раздражитель, который не поддается никакому регулированию. Если обстоятельства способствуют страху, значит, мы будем бояться, если нам делают подарок или предложение руки и сердца, нам приятно и мы испытываем радость.

Мы можем какую-то степень какой-либо эмоции подавить в себе, но это всегда будет не экологично по отношению к нам самим. Если мы не хотим идти в гости к этим людям, потому что испытываем неприязнь, но идем, мы все равно будем чувствовать себя не приятно, не расслаблено, и как высшая степень непринятия ситуации – проявление психосоматического расстройства (тошнота, головная боль, боль в пояснице, жидкий стул) при отсутствии физиологических причин.

Чем же можно управлять? Тем, что зависит от нас – настроением, установкой, привычкой, которая была сформирована, как реакция на определенные обстоятельства.

По последним данным, которые предлагают нам ученые, занимающиеся изучением мозга, самая яркая, сильная эмоция длится максимум 12 минут. При этом не важно, эмоция отрицательная или положительная. Это может быть известие о смерти близкого человека или смертельной болезни, а может быть и долгожданный подарок, например, вам дарят очень дорогой автомобиль.

В обоих случаях через 12 минут эмоция пойдет на спад, а может и еще раньше, если повод для эмоции менее важный (опять двойка у ребенка, наступили на ногу, влезли без очереди), она длится еще меньше: 1 минуту, 2, 3, 5, 8.

В этом есть огромное благо. Только представьте, какое это благо: вы в курсе, что эмоция в любом случае стихнет. Максимум 12 минут, а чаще всего и того меньше и ваша эмоция почти сойдет на нет. Вывод: когда у вас эмоция зашкаливает, в этот момент не совершайте никаких поступков, вы должны только подождать: закрыться в туалете, прилечь, расслабиться, побить подушку, бумагу, просто взять паузу и восстановить дыхание, после успокоения можно придумать ответ. Скорее всего, он будет правильнее.

Причина эмоции понятна – меня обидели, это мне не удобно, это мне горячо. Причина настроения – жизненная установка.

Есть ли настроение у животных? Нет. Эмоции есть, а настроения нет. Потому что, чтобы появилось настроение, должно появиться сознание. Именно поэтому, пока у детей недоформировалась префронтальная кора, они остаются более эмоциональными, чем осознанными.

ВИДЕО из Youtube «Как побороть страх» Простая Академия

Самоконтроль – это умение обращаться со своим настроением, это умение менять жизненные установки и делать их экологичными, т.е. полезными для себя и других.

ЭМПАТИЯ – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Т.е. я понимаю чувства другого человека: он хочет, чтобы я его поддержала, успокоила, я помогаю; он хочет, чтобы я вышла из его комнаты, потому что мешаю, я выхожу и не мешаю; человек грустит и не просит помощи, я не лезу с вопросами, Володь, о чем думаешь?

Дейл Карнег. Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба.

НАВЫКИ ОТНОШЕНИЙ – умение управлять настроениями других людей: умение активно слушать, вдохновлять, работать в команде или возглавлять её, улаживать конфликты, налаживать эффективные социальные связи; создавать обстоятельства вокруг человека так, чтобы он поступал по-твоему.

Другими словами:

ЭИ – умение выстраивать отношения с самим собой и другими людьми экологично, т.е. с пользой для обеих сторон.

Признаки развитого эмоционального интеллекта помогут определить, в каких местах у вас ЭИ западает, и какие места нужно «подлатать»:

  1. Вам интересны люди, вы испытываете к ним симпатию и принимаете тот факт, что все разные (вам интересно за ними наблюдать и понимать мотивы их действий, анализировать причины их поступков; не себя оправдывать, а другого понять: она мне нахамила, не потому что она мне завидует, а потому что я ее чем-то задела, обидела.
  2. Вы знаете свои сильные и слабые стороны: что вам помогает решать вопросы/задачи, а что вам мешает, и работаете с этим: одно развиваете, культивируете, другое исправляете.
  3. Вы точно знаете причину своего эмоционального состояния (злость, зависть, гордыня) и вы берете ответственность за это эмоциональное состояние на себя.
  4. Вам не сложно помочь, когда от вас ждут.
  5. Вы внимательны к эмоциям других людей, быстро их считываете по мимике, движениям, интонации, темпу речи.
  6. Вы находите способ прийти в себя после неудачи: берете ответственность на себя и учитесь на своих и чужих ошибках, благодарны любому опыту, легкий стресс делает вас эмоционально сильнее и адаптивнее.
  7. Вы умеете разделять свое и чужое, т.е. помогая другим, вы не жертвуете собой. Вы умеете говорить «нет» там, где вы можете потерять, и делаете это экологично для обеих сторон, т.е. и вы не теряете и другая сторона не в обиде. Например, да, могу помочь, держи 10 т.р.; да, могу помочь, но только 5 т.р.; извини, могу помочь, но не сейчас.
  8. Вы не боитесь перемен, легко адаптируетесь к новым условиям и принимаете внешние обстоятельств, которые от вас не зависят такими, какие они есть
  9. Вы легко отказываетесь от того, что не в ваших силах поменять. Вы принимаете реальность такой, какая она есть. Реально оцениваете свои силы и не заступаете на чужую территорию. Не ожидаете от других понимания и принятия, относитесь к  чужой воле с уважением.
  10. Не считаете себя идеальным, лучше других, не боитесь совершить ошибку, но и не игнорируете её, а анализируете и учитесь благодаря ей.
  11. Умеете признавать за собой вину, а победу воспринимаете, как результат труда, а не что-то обязательное.
  12. Вы не делаете что-либо в кредит и не думаете о взаимозачетах.
  13. Принимаете поведение других людей, в том числе и иррациональное, как поведение отдельного от вас человека, который вам ничего не должен.

Желаю всем эмоциональной силы развить ЭИ и жить счастливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект

материал на ширму для родителей...

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Тест на эмоциональный интеллект

Тест даст Вам возможность поразмышлять над проявлением своих эмоций....

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...