Финансовая грамотность через игру
картотека (подготовительная группа)

Маракаева Светлана Евгеньевна

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. А с помощью игры у любого ребёнка дошкольного возраста можно сформировать базу понятий на любую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_cherez_igru.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. А с помощью игры у любого ребёнка дошкольного возраста можно сформировать базу понятий на любую тему.

Финансовая грамотность через игру

Блок «Бюджет»

Цель: обогащать знания детей о бюджете, расходах, доходах. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желания принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.

Игра «Магазин». 

Ход: детям предлагают составить список покупок, приготовить сумму, которую планируют потратить в магазине. Им нужно будет проследить, смогут ли они купить все запланированные товары, и хватит ли на них денег. Задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. К концу похода по магазину воспитатель предлагает детям купить товар не из списка. Если они согласятся, спросить: а хватит ли у них денег?

Игра «Распределим бюджет семьи»

Ход: команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов:

  1. «Квартплата». В секторе изображены горящая лампочка, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.
  2. «Питание». В секторе – продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты.
  3. «Одежда». В секторе - одежда и обувь - 4 свободных кружочка для оплаты.
  4. «Развлечения». В секторе - аквапарк - 2 свободных кружочка для оплаты, зоопарк - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе кинотеатр.
  5. «Игрушки». В секторах - игрушки для мальчиков и игрушки для девочек по 1 свободному кружку для оплаты.
  6. Сектор «сюрприз».

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда). После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор «Сюрприз». Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»: сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты, сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты. В соответствии с тем, что изображено в секторе «Сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.

Блок «Деньги»

Цель: продолжать раскрывать сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», закрепить знания о внешнем виде современных денег, об их значимости в обществе. Учить считать и разменивать деньги.

Игра «Скажи наоборот»

Ход: воспитатель называет признак монеты, а дети называют признак противоположный, купюры и наоборот:

Монета круглая, а купюра……

Купюра бумажная, а монета … металлическая.

Монета звенит, а купюра … шуршит.

Монета металлическая, а купюра … бумажная.

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги» 

Ход: на столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги (солнце, улыбка бабушки, велосипед и т.д.).

 

Игра «Размен»

Ход: воспитатель выдаёт детям мелкие монеты, по 2-3 десятка              каждому. А себе оставляет несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную воспитателем банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем   суммы выигрышей.

Блок «Товар»

Цель: Уточнить и закрепить первичные представления детей о товаре, его свойствах и качествах. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Продолжать учить детей описывать предмет, развивать память, творчество и фантазию. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Игра: «Если …, то…»

Ход: воспитатель говорит предложение, а дети должны его продолжить.

Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?

Если пойти в обувной магазин, что там можно купить?

Если пойти в магазин одежды, что мы там купим?

Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим?

Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить?

Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить?

Игра "Сигнальщики"

Ход: дети поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, или синие, если слышат, что речь идет не о товаре:

Фермер привез на рынок молоко (товар)

Папа починил детям игрушку (не товар)

Мама испекла пирог к празднику (не товар)

Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

Маша сварила варенье для Миши (не товар)

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

В издательстве напечатали много детских книг (товар)

Игра «Услуги и товары»

Ход: воспитатель предлагает предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках:

Красная Шапочка несет корзину с пирожками

Художник Тюбик рисует картины

Кнопочка варит варенье,

Доктор Айболит лечит животных

Дедушка ловит неводом рыбу

Винтик и Шпунтик ремонтируют машину

Почтальон Печкин разносит письма

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

Воспитатель предлагает расположить картинки на разные стллы с надписями: «Товар», «Услуга». Дети раскладывают соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

    -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .

    -Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Блок «Профессия»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в разных организациях, учить чувствовать рифму, придумывать её самостоятельно.

Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»

Ход: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д. Дети на экране выбирают профессии, нужные для работы в магазине, в банке, в детском саду.

Игра «Доскажи словечко»

Ход: воспитатель загадывает загадки о профессиях взрослых, а дети называют отгадку. За правильный ответ воспитатель предлагает цветные фишки.

Мне мигает светофор,                                                       

Знает он, что я ...                                                                

                            (Шофёр)                                                        

До работы он охотник,                                                         

День-деньской с рубанком ...                                                                         

                        (Плотник)                                                             

Не решит больной задач,                                                     

Всех больных полечит ...                                                                                    

                              (Врач)                                                                               
 Натянутый холст, краски, треножник-                              

 Пишет с натуры картину …                                                                                  

                                (Художник)                                                          

С сумкой тяжёлой обходит район,                              

Письма к нам в ящик кладёт …                                                                                

                               (Строитель)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут…
                             (Пожарный)

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …
                       (Продавцы)

Знает точно детвора:
Кормят вкусно …
                       (
Повара)
Мне поставила вчера
Пять уколов ...
                (
Медсестра)          

Знает каждый в доме житель

Этот дом возвёл ...
                        (
Почтальон)                                                

Игра «Угадай, какая профессия у человека»

Ход: воспитатель перечисляет принадлежности, необходимые для профессии, а дети отгадывают о ком идёт речь.

- Каска, шланг, вода  -  … (пожарный);

- Руль, колёса, дорога  -  … (водитель);

- Корабль, тельняшка, море  -  … (моряк);

- Топор, пила, гвозди  -  … (плотник);

- Небо, самолёт, аэродром  -  … (лётчик).

Игра «Подумай, отгадай»

Ход: воспитатель загадывает загадки. Отгаданное слово означает предмет, который используется в определенной профессии. После того, как дети отгадывают загадку, они называют профессию, в которой этот предмет используется.

Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу.

Как мал её шажок!

Зовётся он стежок.

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу,

Усердную …(иголку)  -  Портной (швея)

Вот чудесное окошко  -

Кошка в нём увидит кошку,

Посмотрел в окно Барбос  -

Там хвостом виляет пёс.

Я взглянул  -  и в этот миг

Человек в окне возник.

Весь чернилами измазан,

Нос распух, синяк под глазом…

Поразмыслите немножко,

Что же это за окошко? (зеркало)  -  Парикмахер

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень:

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло (нож)  -  Повар

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок (мороженое)  -  Продавец

Шар земной внесли в автобус!

Оказался это … (глобус)  -  Учитель

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут, положу,

Человеку я служу (подъёмный кран)  - Строитель

Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни  -

Зелёный, жёлтый, красный (светофор)  - Полицейский

Бывают сладкие,

Бывают горькие,

Но очень нужные тогда,

Когда заболит голова (таблетки)  -  Врач

Игра «Если бы…»

Ход: воспитатель рассказывает о важности каждой профессии, просит детей пофантазировать на тему: «что было бы, если…»

-Если бы не было врачей, то…

-Если бы не было поваров, то…

-Если бы не было водителей, то…

-Если бы не было строителей, то…

-Если бы не было воспитателей, то…

Игра «Аукцион профессий»

Ход: воспитатель называет букву, а дети называют профессию, которая начинается на эту букву.

А  актер, автомеханик,

Б  балерина, банкир, бухгалтер, библиотекарь

В  воспитатель, водитель, врач, военный

Д  доярка, дирижер, дворник

С  сварщик, слесарь, сантехник, скульптор

М  музыкант, медсестра, модельер, маляр

Т  тракторист, ткачиха

П  повар, парикмахер, пекарь, почтальон, продавец, пожарный, портной, певец, полицейский

Ш  швея, шахтер, штукатур

Игра с мячом «Кто что делает?» 

Ход: воспитатель называет профессии, а дети отвечают, что делает человек данной профессии.

Врач – лечит

Учитель – учит
Доктор – лечит
Продавец – продает
Повар – варит
Воспитатель – воспитывает детей
Шофер – водит машину
Строитель – строит дома

Блок «Реклама»

Цель: расширять знания детей о рекламе и ее значении в жизни общества; обогащать качественный словарь детей за счет введения слов обозначающих основные понятия, связанные с рекламой.

Игра «Что когда покупают?»

Ход: воспитатель предлагает детям изготовить товар, например, мороженое или чашки для чая. Поставить два стола-прилавка. За одним продается мороженое, а за другим горячий чай. Воспитатель предлагает детям подумать и ответить на вопросы: «Что ты хотел бы купить: чай или мороженое? Скорее всего, большинство людей хотели бы купить мороженое, так как на него летом больше спрос. Наступила зима. А сейчас что ты хочешь купить: мороженое или чай? Вывод: спрос часто зависит от предложения.

Воспитатель предлагает детям подумать, какого товара должно быть больше в продаже зимой? А летом? Что такое «спрос»?

Игра «Реклама мягкой игрушки»

Ход: детям предлагается разделиться на две группы, каждой группе дается мягкая игрушка. Воспитатель предлагает придумать рекламу мягких игрушек. В своей рекламе надо отметить все лучшие качества игрушки, способы игры с ней, преимущества перед другими игрушками.

Воспитатель предлагает свою рекламу мягкой игрушки:

Покупайте слона, он без уха и хвоста,

С красным длинным языком

И оранжевым звонком.

Любит он сидеть в углу

И трубить «Ду-ду-ду-ду!».

Воспитатель задаёт вопрос детям: «Купят ли такую игрушку-слона после такой рекламы? Почему?»

Игра «Изготовь как можно больше»

Ход: воспитатель рассказывает детям о том, как закройщики кроят платье: «Знаете, когда закройщики выкраивают платье, они стараются потратить как можно меньше ткани. Это дает возможность сделать их дешевле. Из листа бумаги 20×20см вырежьте как можно больше ромбов, треугольников, квадратов».

Игра «Сделай рекламу»

Ход: дети делятся на 3-4 команды (зависит от количества рассортированных категорий товара) и оформляют рекламу, каждый своему магазину (продуктовый, продовольственный, магазин одежды, обуви и т.д.). Дети самостоятельно оформляют плакаты на ватмане и вырезок из журналов. После работы дети делают презентацию о своем магазине.

Блок «Банк»

Цель: закреплять знания детей о банке, об операциях, которые можно совершать только в банке, о значимости банков в обществе; обогащать качественный словарь детей за счет введения слов обозначающих основные понятия, связанные с банком.

Игра «Что можно сделать в банке?»

Ход: Воспитатель предлагает из предложенных операций выбрать те, которые можно совершить в банке:

1. Снять деньги с личного счета

2. Купить продукты

3. Работать

4. Отдохнуть

5. Оплатить жилищно-коммунальные услуги

6. Поиграть

7. Получить кредит

8. Поспать

9. Открыть вклад

10. Поиграть на музыкальных инструментах

11. Получить % по вкладу

12. Оплатить налоги

Блок «Потребности»

Цель: продолжать формировать у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в питании, тепле, в общении, в реализации интересов). Закреплять у детей понятие «потребности человека» путем рассуждения через игровые проблемные моменты, развивать воображение, самостоятельность.

Игра «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» 

Ход: воспитатель предлагает детям на выбор картинки или предметы (книгу, зубную щётку, ножницы, утюг, спички, игрушку, носовой платок, лекарства, хлеб и т.д.). Дети выбирают, что с собой взять в поездку на поезде, на самолёте, на автомобиле, на необитаемый остров. Поясняют свой выбор.

Игра «Хочу и надо»

Ход: воспитатель представляет на экране товар, а дети поднимают вверх ту карточку, которая, по их мнению, подходит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (у детей карточки со словом «хочу» и «надо»).

На мультимедиа проводится показ слайдов: пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом. После каждого слайда дети обосновывают свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру "Кафе "Лакомка" в старшей группе.

Цель: содействие формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников;развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям, посредством сюжетно-ролевой игры.Образовательны...

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»1 Этап - подготовительныйМесяц ЦельСентябрьИзучение псих...

«Формирование финансовой грамотности через сюжетно -ролевую игру «Банк»

Финансовая грамотность в подготовительной группе....

«Приобщение дошкольников к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры»

Опыт работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры...

План по самообразованию "Формирование финансовой грамотности через дидактическую игру"

Актуальность темы Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необ-х...

День финансовой грамотности через сюжетно-ролевые и дидактические игры

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно – ролевую игру «Кафе «Лакомка»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...