«МОЯ ЛЮБОВЬ К ТЕБЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО» ИЛИ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
статья

Статья, на тему повышения ценности семейных отношений при помощи литературных произведений современных авторов.

Авторы Багдонас С.В., Макурина Л.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bagdonas_makurina.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЯ ЛЮБОВЬ К ТЕБЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО»

ИЛИ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

С.В. Багдонас

Л.И. Макурина

ГБДОУ детский сад№8

Центрального района

г. Санкт-Петербург

Семья, с момента рождения человека и до его личностного становления, является главным институтом воспитания. Наблюдая за взаимоотношениями в семье, подражая им, ребенок усваивает поведенческие стереотипы, которые будет использовать в течение всей своей жизни. Важным аспектом развития гармоничной личности является слаженность в воспитательных действиях родителей по отношению к ребенку. Единство требований – залог успешного воспитания, поскольку создает для ребенка ситуацию, в которой невозможно не выполнить требования. При отсутствии единых требований ребенок учится лавировать между взрослыми, уходить от ответственности. Это может привести к тому, что ребенок становится неискренним. Одинаковые же требования напротив, способствуют развитию таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, умение отвечать за свои поступки.

При этом для ребенка особенно важно понимать, как взрослые относятся к нему, ощущать безусловную любовь родителей, которая является источником благополучия человека. Существует мнение, что родители не должны показывать детям свою любовь к ним, так как это приведет к развитию таких неблагоприятных личностных качеств, как эгоизм и избалованность, однако это не так. Родительская любовь – это гарантия телесного и душевного здоровья человека. Ребенок, которого любят, вырастет в счастливого взрослого, который умеет любить.

Как уже было сказано ранее, ребенок должен чувствовать безусловную любовь, видеть активное участие и заинтересованность в его жизни со стороны обоих родителей. Однако зачастую в современных семьях главную роль в развитии и воспитании ребенка играет мать. С первого дня жизни она заботится о малыше, опекает и оберегает его, заботится о всестороннем развитии ребенка, о поддержании его физического здоровья.

О роли матери в развитии и воспитании ребенка, в формировании его личности сказано немало. Роль отца, наоборот, нивелируется. Однако, участие отца в жизни ребенка не менее важно. В большинстве современных семей отец воспринимается, как добытчик. К его обязанностям, в большей мере, относят лишь финансовое содержание семьи. Очень часто ребенок может слышать о том, что папа устал на работе и ему не надо мешать отдыхать. Тем не менее, ребенку внимание отца крайне необходимо. Очень важно, чтобы малыш мог ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Наблюдая за поведением отца, ребенок получает возможность увидеть, как общаться с противоположным полом, уважать старших, любить близких людей и заботиться о них. Кроме того, важна роль отца в физическом развитии ребенка, так как, в отличие от матери, он не боится заниматься с малышом более активными играми.

Так же огромную роль играет участие отца в процессе формирования половой идентификации ребенка. Мальчику отец своим поведением подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Часто семейных принципов, усвоенных в детстве, мальчик придерживается и во взрослой жизни. Отношение к женщинам формируется у ребенка в детском возрасте и от того, как отец общается с матерью, зависит то, как будут складываться отношения мальчика с противоположным полом в подростковом возрасте.

Девочками же отцовское воспитание воспринимается совсем по другому. Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда отец балует девочку, потакает всем ее прихотям, ни в чем ей не отказывает. Такие взаимоотношения между отцом и дочерью приводят к тому, что девочка вырастет капризной и избалованной. Это приведет к проблемам в общении с противоположным полом в будущем. Отец должен быть добрым и ласковым по отношению к девочке, но при этом устанавливать границы. Девочке так же важно наблюдать за общением отца с матерью. Через это в ее сознании появляется образ мужчины, который она пронесет через всю жизнь.

Дошкольник чувствует отношение родителей к себе и их отношения друг к другу, но в своих играх чаще всего передает исключительно бытовые действия: я тебе налью чаю, положу спать, пойду с Лялячкой  гулять и т.д.  Одна из задач воспитателя - привнесение в игру детей больше эмоций, чувств, переживаний, чтобы они понимали и показывали отношения между членами семьи.

Большую роль в понимании семейных отношений может сыграть чтение художественной литературы. Особенно в этом могут помочь книги современных авторов, они позволяют показать ребёнку весь спектр семейных отношений, показать ему, что мама и папа любят его одинаково сильно, но проявляют эту любовь по-разному: «- Это неправда, что меня никогда нет рядом.  И когда охочусь, я думаю только о вас…. Ты здесь со мной, - Папа-мишка указал на своё сердце,…» (Хейди Ховарт «Папы-мишки никогда нет рядом» .  «Моя любовь к тебе больше всего, что есть в лесу, она выше самой высокой горы и самого высокого дерева. Ты, мой любимый медвежонок и всегда им будешь» (Хейди Ховарт «Мама, как же ты будешь дальше любить меня?»).

Книга позволяет воспроизвести не только бытовые действия, которые дети наблюдают в семье, но и обогатить, расширить игровой опыт детей новыми  эмоциями, чувствами в семейных взаимоотношениях.

Свой проект мы начали с того, что задали детям вопрос «Что такое семья?». Ответы детей были однообразны, но, тем не менее, были основаны на чувствах: «Это когда тебя любят, когда о тебе заботятся, живут в одном доме…». Отвечая на вопрос «Что вы хотите узнать о семье?» ребята говорили, что хотели бы узнать почему родители «ругаются на них»; почему их поздно забирают из садика; почему папа меня никогда не забирает; что родители делают на работе и где они работают; когда мама спит.

В ходе бесед с детьми о семье выяснилось, что в большинстве случаев дети не знают где и кем работают родители, считают, что родители работают для того, чтобы покупать им конфеты и игрушки.  Бывает, что к членам семьи относят кошку и собаку, но при этом не знают, что бабушка и дедушка, тоже их семья. Исходя из  представлений детей о семье, мы решили расширить, обогатить знания наших детей о внутрисемейных отношениях.

Мы подобрали современную художественную литературу, создали мини библиотеку, в неё вошли книги таких авторов как: Деби Глиори «Что бы ни случилось», Штефан Дале «А дома лучше», Карен Виоли «Спокойной ночи солнышко», цикл книг Ульрике Мотшиуниг «Как Лисёнок счастье искал», «Сладких снов тебе Лисёнок»,  книги Хейди Ховарт  «Мама, как же ты будешь дальше меня любить?», «Папы - мишки никогда нет рядом» и другие книги. Тексты этих книг очень понятны детям, так как написаны на доступном  языке. Книги замечательно иллюстрированы. Иллюстрации несут много информации, они интересны для рассматривания, так как имеют большое количество мелких деталей.  

 Мы ежедневно читали, рассматривали, обсуждали. Для удобства все книги были отсканированы и для обсуждения, чтения, рассматривания выводились на большой экран СМАРТ-доски. Сами книги были в свободном доступе для детей, они вызвали огромный интерес у них. Каждый раз, рассматривая книги, дети находили разные мелкие детали, которые не были увидены при первых просмотрах.  Дети с радостью делились «находками» на страницах книги: то это была маленькая улитка, спрятавшаяся в маленьком дупле упавшего дерева, то зайчонок в маленькой норке или гусеница, проползающая в углу страницы. Мы перечитывали книги по несколько раз, рассматривали мордочки забавных зверят, по ним учились определять их настроение, душевное состояние, старались увидеть их грусть и радость, обиду и злость.  

Все эти книги смогли показать, раскрыть детям любовь родителей к ним. Читая книгу «Папы мишки никогда нет рядом» Хейди Ховарт дети поняли, что папа не просто так где-то пропадает и не приходит за ними в детский сад, а очень много работает, для того, чтобы обеспечить семью всем необходимым.  Но, тем не менее, папа может передать им свой опыт, с удовольствием научит их всему, что знает сам. Даже если его нет рядом, он все равно их крепко любит. Опираясь на содержание книги «Что бы ни случилось» Деби Глиори, мы смогли показать безграничную любовь Большого к своему маленькому Лисенку, показать любовь отца к сыну. В процессе чтения книги «Спокойной ночи, Лисенок» Ульрике Мотшиуниг дети сделали вывод, что в любой жизненной ситуации самое уютное и спокойное место на свете – рядом с мамой. («Как же приятно пахнет мама! Какая же она теплая и пушистая! Как спокойно бьется ее сердце!»)

В процессе чтения, обсуждения книг, мы собирали маленькие игрушки (семейки животных, маленьких кукол), конструировали дом для куклы Маши, рисовали, лепили, склеивали домики для семейки зверят. Одним словом, собирали все то, что в дальнейшем обогатило сюжеты игр детей.

Дети с удовольствием играли в семью, но уже по-новому. Они приносили кукол из дома и их игровая семья росла. Она уже не ограничивалась только мамой, а появился заботливый папа, сестры, братья, дедушки, бабушки и даже тетя, которая приехала в гости. Кошки и собачки из членов семьи перешли в разряд домашних животных, о которых надо заботится и ухаживать. Игра увлекла детей. Их герои ругались между собой, наказывали, прощали, воспитывали и признавались в любви, а фраза «Моя любовь к тебе больше всего….» вызывала у детей восторг. Они все время старались придумать «больше чего может быть их любовь».

Мы считаем, что современная детская художественная литература имеет большой потенциал, который можно использовать в различных аспектах воспитания детей.  

Список использованной литературы:

  1. Кондратенко Н.В. «Семья как объект социально-педагогической деятельности» - «Педагогическая газета», 2014 г.
  2. Кащаева Ю.А. «Роль семьи в воспитании ребенка» - «Педагогическая газета», 2013г.
  3. Максимова С.М. «Современные отцы и матери» - Молодой учёный №19 (99),  2015г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы

Призентация "Духовно- нравственное воспитание детей  посредством чтения художественной литературы"...

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добр...

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы В. А.Сухомлинского

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы  В. А.Сухомлинского...

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - оч...

Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

laquo;Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»...

Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы и через восприятие музыки»

На сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ...