Консультация «Социальное развитие дошкольников посредством музыки"
консультация

Консультация  «Социальное развитие дошкольников посредством музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anuchkina_s-k_vospitanie.doc133 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ»

Описание: http://www.artfotki.ru/7/krasota0125.jpg

Музыкальный руководитель

Анучкина Г.Ю.

                 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.

                Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

                 Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников. 

                 Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы социального развития дошкольников.

               Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

               Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания дошкольников.

              Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

           Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой социально-личностного развития.

           В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание социально-личностному развитию. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

                  Невозможно переоценить роль музыки в воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

           Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

          Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

          Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

            Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

            В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

           Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования

          Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на НОД «Музыка», как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на НОД и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

        Суть социально-личностного развития состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

         С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на НОД «Музыка», в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и музыкально-ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.    Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.    Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Во время НОД в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

          Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

          Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.

           Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

           В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

         В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

         Итак, совместное решение задач социально-личностного развития педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

        Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. В одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее, не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития личности.

          Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать силы? Безусловно — это красота самого мира.

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательно-образовательном процессе,  я большое  внимание   уделяю его активному  участию  в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.

Степень активности воспитателя   состоит в зависимости не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от нашей взаимной заинтересованности в успешном музыкально-эстетическом  воспитании детей.  

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,  следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Очень  важно  при  подготовке и  проведении  НОД в области «Музыка»  взаимодействие  всех  специалистов, и  в  первую  очередь музыкального  руководителя  с  воспитателями  групп.

Взаимодействие воспитателя со мной состоит в следующем:  

1. Совместное проведение НОД «Музыка».

2. Подготовка к НОД «Музыка»:

  • рассматривание иллюстративного и дидактического материала;
  • разучивание текстов песен, стихов;
  • проведение и подготовка музыкальных, дидактических игр;
  • совместное изготовление костюмов и атрибутов.

3. Знакомство с задачами работы по развитию  музыкально-творческих способностей.

4. Изучение репертуара к проведению НОД «Музыка».  

5. Консультирование по вопросам создания музыкально-развивающей среды в группах и развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Понимая воспитательную силу  музыки, педагог, заботится о создании условий для её постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей не только концерты и развлечения, но и различные дружеские встречи – дни рождения, проводы в школу, встречи с бывшими воспитанниками детского сада, планирует слушание музыки   в  свободной  и  совместной  деятельности, создаёт в группе музыкальный уголок, организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы. Вводит пение и музыку во  многие  режимные  моменты, предварительно согласовав это со мной.

Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, воспитатель систематически работает со мной:

  • разучивает стихотворные тексты к музыкальным произведениям;
  • совершенствует собственное исполнение детского репертуара;
  • консультируется по вопросам методики проведения концертов, подготавливает музыку или привлекает к этому взрослых (сотрудников, родителей);
  • отбирает вместе со мной материал для развлечений и занятий.

Используя музыкальный репертуар, воспитатель постоянно помогает мне организовать работу вне НОД «Музыка» в соответствии с задачами и особенностями её проведения в условиях данной группы.

Хочется  отметить, что  атмосфера  творческого  поиска, которая присуща  нашему  коллективу, способствует духовному, эстетическому  и  профессиональному росту  каждого  его  члена  и  соответственно  более  эффективной    работе  по  социальному развитию дошкольников.  

Продуктивное социально-личностное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки НОД «Музыка» и творческих заданий реально повысило качество и эффективность образовательного процесса.

Говоря о проблеме социального развития детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что  эффективное творческое развитие ребенка возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Успех в деле социально-личностного и музыкально-эстетического воспитания будет зависеть, в том числе и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем и  музыкальным руководителем детского сада, т.е. со мной.

         Для работы с родителями мною проводились следующие мероприятия:

  • Разработаны рекомендации для  родителей  по  проведению с детьми бесед  дома о впечатлениях, полученных на НОД «Музыка»; по поддержке  интереса к музыке и музыкальной деятельности; по  социально-личностному развитию дошкольников.
  • Проводились специальные беседы и лекции для родителей, на которых  рассказывалось о том, почему так важно развивать коммуникативность  дошкольников; какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития; какие игры можно использовать для социально-личностного развития дошкольника.
  • Рекомендовалось специальная литература по социальному развитию дошкольников.

Нетрадиционные  формы работы  с  родителями  с использованием практических форм, игровых тренингов, викторин,  конкурсов, праздников расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями, помогли  раскрыть  таланты  родителей. В результате, родители  и  дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллективы  групп  стали  более сплоченным и, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны.

         Любое совместное мероприятие позволяет родителям:

  • увидеть изнутри проблемы и  достижения своего ребенка, трудности  и  особенности в социально-личностных взаимоотношениях;
  • апробировать разные подходы;
  • посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими  родителями и  детьми  группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"

Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...

"Социальное развитие дошкольников посредством музыки" опыт работы

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандар...

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений.

Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения  относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное значение для всего человечества. Забота о здоровье дет...

Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки

Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки "Музыка - это звуки, но музыка - это также целая масса чувств,которые открываются в этих звуках для чутких людей"А.В.Луначерский.С...

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»...

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений (Методические рекомендации)

Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в дошкольном учреждении является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наи...