Проект "Русская матрёшка"
проект (средняя группа)

Белова Светлана Анатольевна

Дети знакомятся с матрёшкой, как символом русского искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская матрешка»

Тип проекта: Исследовательский, информационно – познавательный.

Срок реализации проекта: краткосрочный (06.04 – 17.04.)

Участники проекта: дети средней группы №9 «Фантазёры», воспитатель, родители.

 Мы уверены в том, что народная игрушка

является, при тщательном ее изучении,

неисчерпаемым источником мудрой

и творческой педагогики.

Е. Флерина

Цель: Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки, приобщить детей к прекрасному, формировать у детей чувство патриотизма.

Задачи для детей:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

3. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

4. Обогащать словарь детей.

5.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Для родителей:

1. Вызывать интерес к русской народной игрушке;

2. Приобщать к истокам русской народной культуры;

3.  Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

1. Способствовать творческой активности детей;

2.  Создать условия для формирования у детей познавательных умений;

3.  Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

4.  Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемый результат:

Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

Разучивание простейших элементов росписи.

Получить представление о цветовой гамме матрешек.

Научить различать особенности разных матрешек.

Расширение и активизация словарного запаса слов.

Материально-техническое обеспечение:

Мини-музей народной игрушки.

Куклы матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Наша задача - приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки?

Актуальность: Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения.

Модель трёх вопросов.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

- Это игрушка.

- Матрешка сделана из дерева.

- Художники раскрашивают её красками.

- В большой матрешке много матрешек и они меньше и меньше.

- Каждая матрешка делится пополам (на 2 части).

- Кто такая матрешка? Почему куклу назвали матрешкой?

- Откуда к нам пришла матрешка?

- Кто сделал первую матрешку, сколько ей лет?

- Как играть?

Спросить у родителей, Посмотреть в интернете, Спросить у воспитателей, Посмотреть в книгах,

Сходить в музей. 

Работа с родителями:

- Привлечение родителей к созданию альбома  «Такая разная матрешка», к созданию мини – музея «Русская матрёшка», к выставке совместного творчества детей и родителей «Авторская матрёшка»

- Консультация «Как можно играть с матрешкой»

- Анкетирование родителей

План реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

- Формирование проблемы, цели проекта, выполнение поставленных задач.

- Определение актуальных знания детей о матрешке.

- Подбор методической литературы для обеспечения проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

- Информационное обеспечение проекта.

- Составление плана основного этапа проекта.

2. Основной этап (практический).

Познавательное развитие

Рассматривание альбома с матрешками, рассматривание иллюстраций.

Просмотр видео презентации «Русская матрешка»

Мультфильм «Катя в гостях у матрешек»

Рассматривание матрешек, игры с матрешками.

Раскраски, обводки.

Чтение художественной литературы:

Т. Лисенкова «Погляди скорее», песенка – потешка «Как у нашей у матрешки», Н. Горчакова «Ах, матрешечка», С. Резщикова «В прятки с нами поиграй», З. Медведева «Матрешка», С. Маршак «У меня матрешка есть», Сказка о происхождении матрешки, » В. Берестов «Матрёшечка, «Матрёшкины потешки», Л. Некрасова «Весёлые матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке» .

Коммуникативное развитие:

Работа по обогащению и активизации словаря:

Русская - народная игрушка-матрёшка, расписная, нарядная, сарафан, фартук, косынка, заготовка, узор, деревянная, бумажная.

Беседы с детьми:

- «Моя любимая игрушка»,

-  «Знакомство с матрёшкой» познакомить детей с русской народной игрушкой.

-  "Почему Матрёшку назвали Мартёшкой"

-  «Как играть с матрешкой».

Связная речь:

Составление совместно с воспитателем рассказа по картине «Матрена, Матрёшечка» Разгадывание загадок о матрешке,

Разучивание стихов о матрёшке.

Дидактические игры:

- «Найди домик матрёшке»,

- «Собери матрёшку»,

- «Скажи ласково»,

- «Кого не стало?»,

- «Матрешка, ты где?»,

- «Бусы для матрешки».

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Веселая матрешка - яркая игрушка»

- Пластилинография «Матрёшка»

- Рисование ватными палочками «Украсим сарафан матрёшке»

 - Аппликация из салфеток «Наряди матрёшку»

Слушание русских народных песен:

- «Матрешенька» Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой

- пляска девичья «Веселые матрешки» (Ю. Слонова, Л. Некрасова)

- Танец: «Матрёшечки»

- А.К.Лядов «Матрёшечка»

Социально-личностное развитие:

- Хороводная игра «Каравай»

- Сюжетно-ролевая игра « Матрёшки ходят в гости»

- Сюжетно-подвижная игра « Прячем матрёшку»

- Самостоятельные игры с матрёшками

3. Заключительный этап.

- Конкурс стихов «Весёлая матрёшка»

- Вручение грамот и сертификатов за участие в проекте.

Итоги проекта:

1. Выставка «Авторских матрёшек», сделанных руками детей и родителей.

2. Мини – музей «Русская матрёшка»

3. Альбом «Такие разные матрёшки»

Вывод: Дети поняли, почему русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...